ПОЛИТИКА+

аналитическое сетевое издание

Виталий КУЛИК, директор Центра исследований проблем гражданского общества Как стало известно, представители фракции БЮТ-Батькивщина сознательно блокируют рассмотрение во второму чтении проекта закона «Про громадські...


Виталий КУЛИК,

директор Центра исследований

проблем гражданского общества

310Как стало известно, представители фракции БЮТ-Батькивщина сознательно блокируют рассмотрение во второму чтении проекта закона «Про громадські організації» на последней пленарной неделе перед летнии каникулами Верховной Рады.

Наследуя большевистский принцип «чем хуже – тем лучше», бютовци, которые работают в парламентском профильном комитете ВР, считают, что принятие этого закона «сыграет в пользу президента Януковича». Таким образом, оппозиция приносит гражданское общество в жертву своей партийной борьбы с властью.

История вопроса

На сегодня у нас действует закон «Про об’єднання громадян» от 1992 года, который регулирует деятельность общественных организаций. Значительная часть его положений не только не отображает реальное состояние в отечественном гражданском обществе, противоречит международным обязательствам Украины перед Советом Европы, но и дискриминирует гражданскую инициативу.

Эксперты неоднократно указывали на существенные недостатки действующего закона.

В 2008 году Европейский суд по правам человека принял решение, в котором определил украинское законодательство относительно общественных организаций таким, что противоречит статье 11 Конвенции о правах человека, а именно – права на объединение. В октябре 2010 года Совет Европы принял резолюцию 1755 «О функционировании демократических институтов в Украине», где призвала украинскую власть принять новый закон «Об общественных организациях».

В предыдущие года парламент неоднократно старался урегулировать эти вопросы. Но из-за политического противостояния и политизации проблемы развития гражданского общества, они не были доведены до конца.

Хотел бы напомнить, что принятию нового закона оказывалось активное сопротивление как со стороны отдельных провластных политиков, так и в оппозиционных кругах.

Одни предпочитали бы максимально сузить возможности для деятельности «третьего сектора», потому что иначе чем иностранной «пятой колонной» общественные организации не называют; другие считают, что принятие демократического закона повредит им обвинять власть в авторитаризме.

Суть проблемы

Лишь после того, как Янукович заявил в качестве приоритета углубление участия гражданского общества в управлении государством, представителям разных политических сил в парламенте и общественным организациям удалось выйти на консолидированный компромиссный законопроект №7262-1. Его внесли в парламент представитель президента в ВР Мирошниченко, Пинчук, фракция ПР, Подгорный и Шевченко, фракция БЮТ-Батькивщина, Литвин из Народной партии, Оробец из НУНС.

Законопроект, среди прочего, предусматривает:

— устранение сложных и нечетко прописанных регистрационных процедур, обязательных территориальных статусов и т.п. Эти меры будут содействовать развитию институционной структуры гражданского общества;

— разрешение создавать общественные организации, которые будут действовать в интересах всего общества, а не только их членов. Благодаря этому украинские ГО смогут приобщиться к решению действительно актуальных общественных проблем;

— разрешение общественным организациям вести хозяйственную деятельность с дальнейшим использованием заработанных денег на уставную деятельность. Таким образом будет уменьшена зависимость ГО от иностранного финансирования.

Важно, что на первом этапе этот законопроект был результатом общей работы почти всех фракций парламента. Это свидетельствует об искреннем желании всех политических сил создать условия для развития гражданского общества.

17 мая законопроект, при активном содействии Администрации Президента, был проголосован в парламенте в первом чтении.

Главное управление конституционно-правовой модернизации Администрации Президента сразу предложило общественным организациям общими усилиями, вместе с парламентариями, доработать законопроект и принять его к началу летних каникул. Поддержку принятия закона об общественных организациях высказал и Виктор Янукович во время встречи с руководством Венецианской комисии.

Больше того, сам законопроект в доработанном виде зарегистрирован уже в профильном парламентском комитете, и есть шанс, что он своевременно пройдет необходимые парламентские процедуры.

На сегодня законопроект соответствует требованиям Европейской конвенции о правах человека, Международному пакту о гражданских и политических правах и рекомендациях Комитета министров государств-членов Совета Европы «О правовом статусе неправительственных организаций в Европе», СМ/Rec(2007)14.

В то же время, руководство подкомитета по вопросам избирательного законодательства и объединений граждан, который является профильным для законопроекта №7262-1, старается отложить рассмотрение документа на осень.

Истинной мотивацией решения главы подкомитета Подгорного является политическая позиция БЮТ: не голосовать за те законопроекты, которые политически могут быть зачислены «в плюс» нынешней власти. При этом игнорируется общественный интерес, который концентрированно содержится в законопроекте №7262-1.

21 июня 2011 года 60 влиятельных общественных организаций обратились к ВР с призывом немедленно принять закон. В их обращении отмечается, что общественность предостерегает депутатов от затягивания рассмотрения законопроекта во второму чтении и принятии в целом. Важно, что в течение последних 5 лет в парламент несколько раз вносились проекты закона «Об общественных организациях», однако впервые депутаты смогли рассмотреть законопроект только в мае 2011 года.

В связи с этим общественные организации Украины обращаются к международным организациям и демократическим государствам с просьбой уделить внимание принятию нового закона «Об общественных организациях», как одного из самых важных индикаторов демократического развития Украины».

Новая повестка дня реформ, которые сейчас реализуются в государстве, требует эффективной законодательной базы функционирования гражданского общества. Власть, как никогда, нуждается в поддержки и партнерских взаимоотношений с общественными организациями. Эта парадигма лежит в плоскости децентрализации власти, перемещение полномочий от бюрократических институтов к самодеятельным объединениям граждан, которые объединяются для достижения краткосрочных или долгосрочных целей.

Государство должно предоставлять возможности для реализации этих общественных интересов – это ее ответственность.

И в этом состоит европейский выбор Украины.

Поэтому безотлагательно необходимо принять законопроект «Про громадські організації» № 7262-1. И партийные интересы оппозиции должны быть отложены в сторону.

Новый системотворящий закон, который будет регулировать деятельность институтов гражданского общество – это не интерес президента, правящей партии или отдельной партии.

Это интерес всего общества.

Если оппозиция и дальше будет жить по принципу «чем хуже тем лучше», то она окончательно потеряет любую политическую перспективу в Украине.