Таможенный союз: «Принуждение к членству» или поиск компромисса

В очередной раз, комментируя вопрос сотрудничества Украины с Таможенным союзом (ТС), В. Янукович определил формат украинского участия в нем за формулой «3+1». При этом, подчеркнув, что «в отношениях с Россией нужно искать компромисс, а иногда и делать уступки, но не за счет суверенитета Украины». Готова ли Россия к конструктивному диалогу?

В последнее время обострилась информационная кампания вокруг украинско-российских переговоров о возможном вступлении Киева в ТС. Не углубляясь в рассмотрение истории этого вопроса, совершенно очевидно, что прогресса в его решении так и не достигнуто.

Усилия, направленные на сближения с Европейским Союзом, вступление в ВТО, договоренности о введение зоны свободной торговли с ЕС диссонируют с возможностью Украины вступить в ТС. Однако отношения с Российской Федерацией не меняют своего стратегического значения. «Украина глубоко осознала, что наш европейский прогресс невозможен без добрососедских отношений с Россией», – на этом настаивает президент В. Янукович в публикациях в «Зеркало недели» (1) и англоязычном «The Wall Street Journal» (2). Развивая этот принцип, украинская сторона все же рассматривает возможность создания особенных отношений с альтернативными интеграционными объединениями (по примеру Таможенного союза).

Со своей же стороны, Россия, стремясь развивать потенциал региональной и субрегиональной интеграции, использует инструменты давления на своих потенциальных партнеров. Российско-украинские отношения, которые резко ухудшились после отказа Украины вступать в ТС, постепенно приобретают черты торговой войны. Российские, казахстанские и белорусские сельскохозяйственные ведомства временно запретили более чем 30 украинским компаниям экспорт молочной и мясной продукции на территорию своих стран. Украинская кондитерская отрасль тоже попала под «раздачу» – РФ увеличила нулевые пошлины на импорт карамели до 294 евро за тонну.

Украина также оказалась перед необходимостью защищать свою единственную квоту на поставку труб в РФ. Сократилась и ежегодная экспортная квота Украины на поставки сахара в Россию с 300 тыс. до 100 тыс. т. Вместе с тем, российские политики не скрывают, что такие меры ограничения экспорта составляют отработанный прием внешней политики. «Если вы не будете вступать в Таможенный союз, а будете вступать в единую торговую зону с Евросоюзом, то мы будем вынуждены и дальше вводить ограничения на импорт товаров из Украины», – заявил депутат «Единой России» С. Марков.

Риски

Непаритетности отношений между его субъектами Таможенного союза и субординация под интересы России. Руководящий орган союза – Комиссия, формирующаяся из членов, в зависимости от объема их финансового, в первую очередь, вклада. По аналогии с Организацией Договора о коллективной безопасности, ведущая роль и большинство голосов (57 %) в ТС принадлежит России. Решение же принимаются квалифицированным большинством, то есть ни одна из стран-участниц ТС самостоятельно не сможет принять решение, что декларируется российским руководством как доказательство демократичности отношений внутри союза. На практике решения принимаются путем «выбивания» согласия из партнеров.

Подобная неравноправность наблюдается и в распределении между его членами ввозных пошлин: на долю Белоруссии приходится 4,7%, Казахстана – 7,33%, России – 87,97%.

Уже на сегодняшний день эксперты отмечают существования ряда острых проблем в рамках ТС:

  • значительные различия в национальных законодательствах затрудняют разработку единого механизма таможенного администрирования;
  • краткие сроки формирования договорно-правовой базы и отсутствие ее обсуждения (хотя бы с бизнес-сообществом стран-участниц), вынуждают деловые круги подстраиваться к обстоятельствам, без возможности реагировать на процесс создания законов собственными предложениями;
  • трудности при получении разрешительных документов (например, свидетельств о регистрации или сертификатов соответствия).

Эти, а также ряд других аспектов формирования единого таможенного пространства в рамках ТС уже вылились в следующие негативные последствия для казахстанской и белоруской экономик:

  • предприятия по основным показателям проигрывают в конкурентоспособности российским компаниям. В этих условиях снижаются возможности для развития местного производства;
  • введение единого таможенного тарифа ухудшило положение предпринимателей, которые пользуются импортными товарами и комплектующими из третьих стран;
  • серьезным вызовом для казахстанских властей при реализации достигнутых соглашений на данный момент является недовольство общества и представителей автомобильного бизнеса повышением таможенных тарифов при импорте автомобилей (с 1 января 2010 г. тарифы на ввозимые автомобили повышены на 30%, что особенно выгодно российским автопроизводителям);
  • проблемы в белорусской экономике усилятся в связи с ее зависимостью от поставок российского энергосырья. С 2010 г. Россия поставляла в Беларусь нефть без пошлин (этого требует логика ТС). Взамен Минск отдавал в российский бюджет все пошлины от экспорта нефтепродуктов из российского сырья. При этом в январе 2011 г. Москва, воспользовавшись перспективой международной изоляции РБ и тем, что сырья на белорусских НПЗ оставалось лишь до конца месяца, навязала новую формулу цены с надбавкой в 45 долларов США за тонну, что означает для Минска потерю ежегодно более миллиарда долларов США.

«Силовое принуждение» к членству в ТС. Безкомпромиссность и настойчивость России в вопросе вхождения Украины в ТС, нежелание выслушать противоположную сторону, отталкивает часть украинской правящей элиты, лояльной к идее ТС, от предметного диалога с Россией. В ходе переговоров российской стороной были даны пояснения, касающиеся возможного формата сотрудничества между Украиной и ТС. «Такое сотрудничество может осуществляться на принципах полноценного вступления Украины в ТС», – заявили в Кремле.

Украина ж предлагает России строить взаимоотношения с ТС, как уже было указано, за принципом «3+1», который категорически не воспринимается российской стороной. «Мы не можем согласиться на присоединение Украины по каким-то там формулам… Или пусть вступают совершенно полностью подписывают все по этапам и становятся полноправными членами Таможенного союза, берут с этого все выгоды и несут все обязанности, или тогда это уже другой путь», – подытожил Президент РФ.

Поиск компромисса

В то же время нельзя сказать, что в России есть консенсус в вопросе «принуждения к членству» в ТС. Так, 4 августа 2011 г. ряд известных российских экспертов, связанных с бизнес-кругами имеющими интересы в украине, обратились с письмом к премьер-министру РФ В. Путину, в котором призвали не доводить дело до торгово-экономической войны с Украиной.

Авторы письма обращают внимание на то, что ссоре между Россией и Украиной будет аплодировать российская оппозиция, которая получит основания обвинить Владимира Путина в ошибочности внешней политики в отношении Украины. В заключение эксперты призвали российские власти не допустить эскалации напряженности, а позволить авторитетным представителям деловых кругов, науки и производства создать совместную группу, которая бы разработала модель экономической интеграции Украины на основе ТС.

Также очевидным и неофициально признанным российскими экспертами и политиками является факт неполноценности и уязвимости ТС без участия в нем Украины. Возможно, российскому руководству целесообразно прислушаться к пожеланиям части российской интеллигенции, вступить в диалог с украинскими коллегами и выслушать уже наполненное конкретным содержанием предложение сотрудничества по формуле «3+1».

Напомним, что 6 июня 2011 г. В. Янукович подписал распоряжение №190/2011-рп о создании Рабочей группы по вопросам развития взаимодействия Украины с Таможенным союзом Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, и назначил ее руководителем министра иностранных дел Украины Константина Грищенко. Также Президент поручил рабочей группе подготовить и внести в двухмесячный срок предложения относительно стратегии развития взаимодействия Украины с Таможенным союзом в формате «3+1».

Это первый шаг к взаимопониманию и нахождению приемлемого принципа сотрудничества с ТС, первые уступки за которыми, возможно, скрываются большие перспективы…

Анатолий ЛАЗАРЕНКО,

Виктор ГОЛОВАНЁВ

эксперты Центра исследований

проблем гражданского общества

Примечания:

1) Янукович В. Ф. Двадцать лет Украины: Наш путь только начинается [Электронный ресурс] // http://zn.ua/articles/86421#0_undefined,0_

2) Yanukovych V. Ukraine's Future Is With the European Union [Electronic resource] // http://online.wsj.com/article/SB10001424053111903461304576524672209158138.html?mod=WSJ_Opinion_LEFTTopOpinion

Коментувати



Читайте також

Це майданчик, де розміщуються матеріали, які стосуються самореалізації людини, проблематики Суспільного Договору, принципів співволодіння та співуправління, Конституанти та творенню Республіки.

Ми у соцмережах

Напишіть нам

Контакти



Фото

Copyright 2012 ПОЛІТИКА+ © Адміністрація сайту не несе відповідальності за зміст матеріалів, розміщених користувачами.