ПОЛИТИКА+

аналитическое сетевое издание

На прошлой неделе Кабмин Украины объявил, что хочет повысить ввозные пошлины по 350 товарным позициям до максимума, предусмотренного нормами ВТО. Это может принести дополнительные...

На прошлой неделе Кабмин Украины объявил, что хочет повысить ввозные пошлины по 350 товарным позициям до максимума, предусмотренного нормами ВТО. Это может принести дополнительные деньги в бюджет, но одновременно ухудшит позиции отечественных товаров на экспортных рынках.

В сентябре Украина подала в ВТО заявку на повышение до максимального уровня импортных пошлин примерно по 350 товарным позициям. Это предусмотрено, в частности, принятым в І чтении еще в мае-2012 законом №9241 об изменениях в закон «О Таможенном тарифе Украины». Выявлено более 2500 ставок (23,3% от их общего числа), которые ниже уровня, установленного национальными обязательствами перед ВТО.

Инициаторы отмечают, что заявка на пересмотр – логическое завершение работы со всеми основными отечественными отраслевыми ассоциациями, которая (работа) была начата около года назад. Напомним, тогда премьер Николай Азаров заявил: «Сейчас такой момент, что можно начинать переговоры с ВТО об изменении позиций в нашу пользу. В целом, вступив в эту организацию, наша страна в чем-то выиграла, в чем-то проиграла». Подобной постановке вопроса предшествовала активная лоббистская деятельность Федерации работодателей (ФРУ), которую возглавляет Дмитрий Фирташ. А под «моментом» имеется в виду возможность каждой страны-члена ВТО раз в 3 года пересматривать условия своего членства (включая ввозные пошлины) по тем или иным объективным причинам. Как известно, наша страна вошла в ВТО в 2008 году, и с тех пор прошло уже 4 года.

Запрос Киева должен быть рассмотрен его торговыми партнерами – членами ВТО; крайний срок подачи ответов – 12 декабря 2012 года.

Возможные эффекты

Эксперты сообщают, что цена вопроса – порядка 2 млрд грн. Именно столько может дополнительно получить госбюджет от повышения импортных ставок. Поданный в ВТО перечень включает такие группы товаров, как мясо, плодоовощная продукция, цветы и др. Однако особо хотелось бы остановиться на всех типах авто, а также сельхозтехнике и стиральных машинах. По словам экономиста и политолога Виталия Кулика, именно на эти украинские промрынки повышение пошлин может повлиять больше всего. Импортеры авторынка еще год назад осознали угрозу резкого падения конкурентоспособности своей продукции. «Да, значительная часть потребителей все равно предпочитает иномарки – но теперь покупка станет дороже. Чем не преминут воспользоваться и внутренние производители, поддерживая повышательный тренд в собственных интересах. Они смогут поднимать цены, т.к. их продукция все равно будет дешевле импорта», – говорит В.Кулик. А ряд трейдеров может вообще уйти с рынка.

В то же время нет особого смысла рассматривать в данном контексте проблему взаимного утилизационного сбора с Россией, полагают аналитики. «Вопрос с РФ будет решаться отдельно. Да и вообще подобные меры Москвы имеют лишь частичное отношение к проблеме членства в ВТО. Нет сомнений, что если Кремль захочет, то он сможет прикрывать свои рынки от импорта, тем более из стран с более слабыми лоббистскими позициями. Это будут какие-то нетарифные ограничения, как в случае с автомашинами или тем же сыром. Кроме того, у россиян есть сборочные мощности в Украине, так что под «ответку» Киева они попадают лишь отчасти», – считает В.Кулик.

Есть и позитивная сторона: у национальных автозаводов действительно возникает шанс укрепить свои позиции на внутренних рынках. «А это важно для всего отечественного машиностроения. Ведь дело не только в линейке «Ланос», но и в современных моделях грузовых и тех же легковых авто, которые уже много лет собираются в нашей стране. И если в 2008 доля украинских автозаводов на рынке страны составляла около 50%, то сейчас она упала до 18%. А все потому, что сегодня автомашины выгоднее импортировать, чем производить. Неудивительно, что за 8 месяцев года совокупное автопроизводство упало относительно января-августа-2011 примерно на 25%, до 53,818 тыс. шт.», – прокомментировал МинПрому глава наблюдательного совета ЧАО «Еврокар» Олег Боярин. Гендиректор компании AUTO-Consulting Олег Омельницкий подтверждает: в случае прикрытия национального авторынка от импорта выпуск популярных моделей можно будет переносить внутрь страны. За счет чего они будут дешевле для покупателя, заставляя и импортеров сдерживать свои цены.

Если же говорить о сельхозтехнике, то повышение ввозных пошлин прежде всего приведет к подорожанию ее для потребителя. Который на данном рынке намного больше зависит от импорта, чем в случае автомашин. «Ведь значительная часть собственного производства сельхозмашин у нас утрачена или находится в запущенном состоянии, – напоминает экс-министр экономики Владимир Лановой. – Да, кое-что сохранено – по тракторам (например, Харьковский тракторный), по комбайнам («Херсонские комбайны») и особенно по вспомогательной технике. Но это не значит, что если импорт вдруг подорожает, то селяне ринутся закупать отечественное. Заводам понадобятся время и деньги, чтобы восстановить/нарастить мощности. А значит, АПК будет закупать все то же импортное оборудование – но уже дороже».

Примерно то же самое может случиться на рынке бытовой техники, начиная со стиральных машин. По мнению специалистов, никакой внутренний производитель не способен в сжатые сроки даже наполовину заместить годовой импорт такой продукции в страну. И в результате украинцы будут вынуждены дополнительно переплачивать за товар.

Вместе с тем пересмотр пошлин может привести к активному импортозамещению по некоторым подгруппам химических (фосфорные удобрения, лаки, краски), текстильных, пищевых товаров. Внутреннее производство такой продукции можно расширить в относительно короткие сроки.

Напугали Запад

Реакция Запада и ВТО на предложения Киева последовала незамедлительно. Так, начальник информационного департамента ВТО Кит Роквелл отмечает: реакция стран-членов объединения была очень быстрой и крайне негативной. По оценке чиновника, пересмотр пошлин действительно может серьезно ограничить импорт в Украину, причем не на заявленные Кабмином 2 млрд грн., а на 4,6 млрд. долл. «Если это создаст прецедент или приведет к широким аннулированиям обязательств, взятых на себя какими-либо членами ВТО, то последствия будут еще хуже», – сетует экономист.

Конечно, в условиях общего сжатия рынков производители борются за все направления сбыта, включая и не самые главные. «Тем более что отечественный рынок стал для Евросоюза важным стабилизатором продаж в кризис и помогает удержаться на плаву на фоне глобальных кризисных явлений, – уверяет замглавы совета ФРУ Дмитрий Олейник. Что же касается «прецедента», то в прошлом уже более 30 членов ВТО инициировали повышение импортных ставок, но ни разу перечень не был таким широким. «Посмотрим, насколько это совпадает с нашими правилами. Конечно, каждое правительство вправе требовать переговоров с целью изменения таможенных тарифов. Уверен, что члены ВТО будут пристально следить за развитием ситуации», – добавляет К.Роквелл.

Комиссар ЕС по вопросам торговли Карл де Гухт также выразил обеспокоенность. По его словам, «Киев пытается повторно обсудить сделку с ВТО, ссылаясь на ст. 28 Генерального соглашения по тарифам и торговле – но эта статья обычно используется, когда страна хочет повысить часть ввозных тарифов в обмен на компенсации по другим. В данном же случае речь идет о повышении по всем важным товарным секторам, ввиду чего компенсации невозможны». Впрочем, замдиректора Института экономических исследований и политических консультаций Вероника Мовчан считает, что взамен могут быть снижены экспортные пошлины, которых в стране также немало. Так, Европа и другие развитые страны могут быть заинтересованы в расширении поставок различного сырья.

Наконец, представитель США в ВТО Майкл Пунк заявляет, что стремление украинского руководства пересмотреть пошлины может отрицательно повлиять на всю международную торговлю. Ведь тем самым может быть активирован способ обхода препятствий для протекционизма, созданных с появлением ВТО в 1995 году.

Помнить о своем

Все эти риски выглядят реальными, согласны эксперты. Но они акцентируют: Украина должна думать не столько о потребностях мировых рынков, сколько о своих собственных интересах. «Не зря реальный торговый протекционизм в мире с начала кризиса только растет – несмотря ни на какие ВТО и прочие ограничители. Каждое государство, тем более если оно способно отстаивать свои позиции, сегодня так или иначе стремится к новым импортным барьерам и укреплению старых. Да, подобная политика может быть вредна с точки зрения глобальной торговли, да и интересов самих стран. Но тренд налицо. Поэтому нелогично выражать изумление при аналогичных действиях Киева», – подчеркивает В.Кулик. Так, только в 2012 году в мире введено около 100 новых торговых ограничений, а в целом их действует уже более 500.

Кроме того, руководство Кабмина настаивает, что заявка на повышение пошлин не нарушает обязательств перед ВТО. Первый вице-премьер Валерий Хорошковский подтверждает, что Европа обеспокоена этим вопросом, «т.к. в период кризиса любая мера протекционистского характера вызывает тревогу. Но сам комиссар де Гухт согласен: мы на сегодняшний день не переступили никаких законодательных норм и действуем в рамках ст. 27. И в этом плане прямых претензий быть не может. ЕС озвучил просьбу «крайне аккуратно» продвигаться по этому вопросу, мы с этим солидарны, и любое дальнейшее действие будет производиться только по итогам консультаций с нашими партнерами».

А министр экономического развития и торговли Петр Порошенко недавно уточнил МинПрому: «Пока мы лишь начали консультации, до окончательного решения еще далеко. Сначала нужно понять позиции заинтересованных сторон». Аналитики дополняют: на самом-то деле такая масштабная заявка не является прецедентом для ВТО. Другие страны уже подавали такие списки, их документы могли быть текстово короче из-за особенностей изложения данных – но на деле пересмотр предлагался по большему числу товаров. Формальным же поводом конкретно для украинской заявки является всеобщий экономический кризис.

Дополним, один из главных рисков тарифной индексации – это ответные меры, особенно в случае влиятельных стран. Нетрудно заметить, что и Евросоюз, и США, и другие сильные игроки очень неохотно идут на послабления защитных мер против отечественного импорта. Среди исключений – недавнее сокращение Брюсселем антидемпинговых пошлин на ввоз бесшовных труб группы «Интерпайп». Теперь же страны-покупатели получают неплохой повод для широких ужесточений со своей стороны, допускает В.Лановой. «Для каких именно, может быть ясно уже в ближайшие недели. Равно как все эти пересмотры усложняют переговоры по зоне свободной торговли (ЗСТ) и ассоциации с Европой», – отмечает специалист. Не зря еще год назад Н.Азаров сделал специальную оговорку: предложения по импортным пошлинам не должны затрагивать вопросов, связанных с евро-ЗСТ.

Но все это пока лишь риски — то есть вероятность. А вот прибавка к госбюджету в виде таможенных сборов будет явной и просчитываемой – даже если тарифы изменятся лишь частично, по 20-30 основным позициям. А этим никак нельзя пренебрегать в современной экономической ситуации, убежден Д.Олейник. К тому же успех Киева в борьбе за свои интересы способен укрепить вес Украины на международной арене. Однако при этом надо минимизировать возможный негатив, начиная от контрмер стран ВТО – и заканчивая подорожанием товаров на внутреннем рынке.

Максим Полевой

МинПром