ПОЛИТИКА+

аналитическое сетевое издание

Импортные пошлины: врубай на максимум? Импортные пошлины: врубай на максимум?
Осенью Украина подала в ВТО заявку на повышение до максимального уровня импортных пошлин по 371 товарной позиции. Это предусмотрено принятым в І чтении еще... Импортные пошлины: врубай на максимум?

Осенью Украина подала в ВТО заявку на повышение до максимального уровня импортных пошлин по 371 товарной позиции. Это предусмотрено принятым в І чтении еще в мае-2012 законом №9241 об изменениях в закон «О Таможенном тарифе Украины». По данным инициаторов, всего выявлено более 2500 ставок (23,3% от общего числа), которые ниже уровня, установленного национальными обязательствами перед ВТО. Сама же возможность изменения связана с правом каждой страны — члена Организации раз в 3 года пересматривать условия своего участия (включая ввозные пошлины) «по объективным причинам». Напомним, Киев вступил в ВТО в 2008 г.

Запад ворчит

Негативная реакция Запада последовала незамедлительно. Так, начальник информационного департамента ВТО Кит Роквелл заявил, что пересмотр пошлин может «урезать» товарный импорт в Украину на $4,6 млрд, а не на заявленные Кабмином 2 млрд грн. «Если это создаст прецедент или приведет к широким аннулированиям обязательств другими членами ВТО, последствия будут еще хуже», – боится специалист. Действительно, общее сжатие мировых рынков заставляет производителей бороться за все направления сбыта, включая и второстепенные. Тем более что отечественный рынок стал для Евросоюза важным стабилизатором продаж в кризис и помогает удержаться на плаву на фоне глобальных кризисных явлений, уверяют эксперты. Отметим, в прошлом уже более 30 членов ВТО инициировали повышение импортных ставок, но ни разу перечень не был таким широким. «Посмотрим, насколько это совпадает с нашими правилами. Конечно, каждое правительство вправе требовать переговоров с целью изменения таможенных тарифов. Уверен, что члены ВТО будут пристально следить за развитием ситуации», – добавляет Роквелл.

Тревогу выразил и торговый комиссар ЕС Карл де Гухт: «Киев пытается повторно обсудить сделку с ВТО в соответствии со статьей 28 Генерального соглашения по тарифам и торговле (GATT). Но эта статья обычно применяется, когда страна хочет повысить часть ввозных тарифов в обмен на компенсации по другим. В данном же случае ставится вопрос о поднятии по всем важным товарным секторам, и компенсации невозможны». Впрочем, взамен могут быть снижены экспортные пошлины, которых в стране также немало. Так, Европа и другие развитые регионы могут быть заинтересованы в расширении поставок различного сырья.

Представитель США в ВТО Майкл Пунк заявил, что стремление украинского руководства пересмотреть пошлины может отрицательно сказаться на всей международной торговле, т.к. может появиться прием обхода препятствий для протекционизма, которые были созданы с появлением ВТО в 1995 г. Наконец, в середине октября глава ВТО Паскаль Лами отметил: решение по поводу пошлин будет зависеть от готовности Кабмина идти на взаимные уступки. «Логика в том, что если вы делаете экономику более закрытой по одной позиции, вам нужно компенсировать это открытием другой позиции», – сказал Лами.

По сегментам

Аналитики сообщают, что поданный в ВТО перечень включает такие группы товаров, как мясо, плодоовощная продукция, цветы и др. Что же до продукции «тяжпрома», то повышение пошлин может особенно повлиять на внутренние рынки авто и сельхозтехники, считает экономист и политолог Виталий Кулик. По его словам, «что касается авторынка, то импортеры еще год назад почувствовали угрозу. Да, многие потребители априори предпочитают иномарки – но теперь такая покупка станет дороже. Чем не преминут воспользоваться внутренние автозаводы, ведь их продукция будет еще дешевле по сравнению с импортом».

Тем самым, автокомпании Украины получают шанс укрепить свой бизнес, «а это важно для всего национального машиностроения. Ведь дело не только в линейке «Ланос», но и в современных моделях грузовых и тех же легковых авто, сборка которых уже много лет идет в нашей стране. И если в 2008-м доля отечественных автозаводов на рынке страны составляла около 50%, то сейчас упала до 18% – автомашины выгоднее импортировать, чем производить», – комментирует ForUm`у глава набсовета ЧАО «Еврокар» Олег Боярин (компания собирает западные марки авто). В случае прикрытия украинского авторынка от импорта выпуск популярных моделей можно будет переносить внутрь страны, за счет чего они будут дешевле, заставляя и импортеров сдерживать свои цены.

Если же говорить о сельхозтехнике, то повышение ввозных пошлин на первых порах может привести к ее подорожанию для потребителя, который на данном рынке сильно зависит от импорта. Затем этот эффект будет спадать пропорционально темпам восстановления внутреннего производства аналогов.

Также пересмотр пошлин может привести к активному импортозамещению по некоторым видам химических (фосфорные удобрения, лаки, краски), текстильных, пищевых товаров. Внутренний выпуск такой продукции можно расширить достаточно быстро.

Все у нас получится

При этом Киев должен в первую голову думать о своих собственных интересах, уверен Кулик. «Сейчас в мире реальный торговый протекционизм только растет – несмотря ни на какие ВТО и пр. Каждое государство, если оно на деле способно отстаивать свои позиции, так или иначе стремится к новым барьерам для импорта и к укреплению старых. Да, подобная политика вредна с точки зрения глобальной торговли, но сам тренд налицо», – подчеркивает специалист. Так, только в 2012 г. в мире введено около 100 новых торговых ограничений, а в целом по планете их уже более 500.

В свою очередь, в Кабмине настаивают, что заявка на повышение пошлин не нарушает обязательств перед ВТО. Первый вице-премьер Валерий Хорошковский недавно подтвердил, что Европа обеспокоена этим вопросом, «так как в кризис любая протекционистская мера вызывает тревогу. Но комиссар де Гухт согласен: мы не переступили никаких законодательных норм и действуем в рамках статьи 27, тут прямых претензий быть не может. ЕС озвучил просьбу «крайне аккуратно» продвигаться по этому вопросу, и любое дальнейшее действие будет только по итогам консультаций с нашими партнерами».

А к концу октября в Кабмине заявили, что предложения Киева по импортным ставкам поддержаны 110 государствами — членами ВТО, и на таком фоне изменения в состав предложений вноситься не будут. Так, правительственный уполномоченный по вопросам евроинтеграции Валерий Пятницкий отмечает, что «обеспокоенность к настоящему моменту выразили 27 стран Евросоюза и еще 20 стран, а остальные нас поддержали. И достаточно много стран уже начали с нами консультации по этому вопросу». Эксперт напоминает: де-факто Украина является развивающейся переходной экономикой, и уже проведенная ею либерализация доступа на внутренний рынок – весомый вклад в систему мировой торговли. По его словам, наша страна не бросает вызов традициям системы, но система имеет достаточно пространства и потенциала, чтобы воспринять корректировки отечественной торговой политики.

Аналитики беспокоятся, что один из главных рисков тарифной индексации – это ответные меры влиятельных стран. Сегодня Евросоюз, США и другие сильные игроки очень неохотно идут на послабление защитных мер против украинского импорта. Среди исключений – недавнее сокращение Брюсселем антидемпинговых пошлин на ввоз бесшовных стальных труб группы «Интерпайп». Впрочем, еще год назад премьер Николай Азаров сделал оговорку: предложения по импортным тарифам не будут затрагивать вопросы, касающиеся зоны свободной торговли с ЕС.

Итак, пересмотр пошлин несет в себе ряд позитивов, в частности, рост бюджетных поступлений на миллиарды гривен, а также укрепление влияния Киева в международной торговле (ввиду эффективной защиты своих экономических интересов). Но параллельно нужно предпринять меры по нейтрализации возможных рисков, начиная с возможных контрмер заинтересованных стран.

Андрей Боярунец, «ForUm»