ПОЛИТИКА+

аналитическое сетевое издание

Как укрепить позиции Украины на мировом рынке вооружений: экспертное мнение Как укрепить позиции Украины на мировом рынке вооружений: экспертное мнение
Международный рынок вооружения отличается высокой температурой — напряженными отношениями между основными компаниями-игроками и даже странами. Ведь на кону стоят большие средства — здесь вращаются деньги, которые... Как укрепить позиции Украины на мировом рынке вооружений: экспертное мнение

Международный рынок вооружения отличается высокой температурой — напряженными отношениями между основными компаниями-игроками и даже странами. Ведь на кону стоят большие средства — здесь вращаются деньги, которые можно сравнить с бюджетами отдельных континентов.

Для сравнения: основным игроком на рынке вооружений являются США, которые в 2012 году наторговали на рекордные $70 млрд. На втором месте — Россия, которая в этот же период продала своего оружия на $15,7 млрд. При этом данный показатель оказался на 12% больше от ранее запланированного.

Украина же за 2012 год заработала на продаже вооружений $1,334 млрд. Однако эта цифра, по утверждениям экспертов, собравшихся в четверг в информагентстве Укринформ на круглый стол «Пути развития украинского оборонно-промышленного комплекса в контексте роста международной конкуренции», может быть как минимум в два раза больше. Тем более что потенциал для этого есть. Однако такие данные Украина демонстрирует несколько лет подряд — а это свидетельствует об отсутствии роста.

Эксперты выделили два основных направления, как можно достичь прогресса. Первый — это усовершенствование уже имеющегося вооружения, а также расширение его номенклатуры.

Одним из самых эффективных путей развития потенциала украинского оборонно-промышленного комплекса специалисты считают тесное сотрудничество ОПК с Министерством обороны. По словам директора Департамента разработки и закупок вооружений и военной техники Минобороны Украины Андрея Артющенко, задачей ОПК любой страны является разработка вооружения как для своей страны, так и на экспорт. При этом в нашем случае новые образцы военной техники должны сначала приниматься на вооружение украинской армии, а затем, экспортный вариант — отправляться на продажу.

«Отрабатывая, допустим, снаряд с кумулятивной головкой наведения, мы должны немедленно в отечественном варианте принять его на вооружение и поставить в украинские бригады, а потом продавать его, в экспортном варианте, всем, кому можем (в рамках законодательства, конечно). Вот это один из путей, как можно развивать оборонно-промышленный комплекс: так будет зарабатывать государство, будут зарабатывать предприятия, будет развиваться наша научная мысль и вооруженные силы», — убежден он.

Такой механизм будет содействовать также международной торговле вооружением — ведь любой иностранный специалист, покупая вооружение в Украине, задаст вопрос: «А в украинской армии это есть, это вы приняли на вооружение или вы нам что-то суёте?».

Второе направление — уметь продать то, что есть. Эксперты пришли к выводу, что здесь существуют серьезные проблемы как внутреннего, так и внешнего характера.

Во-первых, это низкое качество информационного сопровождения продажи украинского оружия. По словам представителей Посольства Индонезии, они страдают из-за отсутствия информации от Укрспецэкспорта либо других специализированных органов. А предоставляемая информация является неполной, и её невозможно сверить с другими источниками, кроме официальных.

Лучшей эксперты хотели бы видеть и организацию присутствия Украины на международных выставочных мероприятиях, хотя, конечно, контракты заключаются задолго до их проведения.

Вторая важная проблема для ОПК Украины — это противодействие конкурентов. Кроме традиционного перечня конкурентных преимуществ — качество, цена, гарантийное и постгарантийное обслуживание и т. п., сейчас всё более распространенным способом становится дискредитация своих визави в масс-медиа. И здесь очевидно, что в вопросе информационного обеспечения Украина имеет определенные проблемы.

Так, анализ информационного пространства позволяет утверждать, что украинский ОПК стал мишенью яростной внешней информационной атаки. «Эта атака призвана сформировать в мире негативное отношение к ОПК Украины и государству в целом как ненадежным партнерам и поставщикам некачественной продукции. В дальнейшей перспективе информационная атака, направленная на украинский ОПК, может привести к полному вытеснению украинской продукции из мирового рынка вооружений и сопутствующих товаров», — утверждает директор Центра общественных исследований «Украинский меридиан» Дмитрий Левусь.

Он выделил два уровня этих атак. С одной стороны, это обычная конкурентная борьба мировых производителей против украинского ОПК как действенного конкурента. С другой — шельмование украинского ОПК становится элементом в информационных войнах, которые происходят на территории Украины и направлены на ограничение украинского суверенитета и формирование Киевом собственного внешнеполитического курса, считает эксперт.

Кроме того, целенаправленные информатаки призваны представить Украину как государство, являющееся спонсором вооруженных конфликтов. «В медиа транслируются две «картинки»: первая — где Украина представляется как страна, поставляющая оружие в зону конфликтов, то есть оружие для убийства. И вторая картинка — это якобы некачественное украинское вооружение, коррумпированность соответствующих органов власти, неэффективность предприятий ОПК и т. п. «,- заявил директор Центра исследования проблем гражданского общества Виталий Кулик.

По его информации, только за последние несколько месяцев мониторинг обнаружил в СМИ около 40 публикаций негативного характера: сначала они публиковались преимущественно за пределами Украины, а затем перепечатывались украинскими медиа.

С другой стороны, украинская сторона сама активно не отстаивала свои позиции. По его мнению, топ-менеджменту украинских оборонных предприятий необходимо внимательнее относиться к важности информационного сопровождения своей деятельности и его «адекватности тому бизнесу, которым они занимаются» — ведь этот бизнес является бюджетонаполняющим и касается вопросов имиджа Украины за рубежом.

«Украина не может присутствовать в СМИ только как спонсор вооруженных конфликтов, где проливается кровь. Украина должна иметь образ страны, способной изготавливать современное оружие, которое конкурентоспособное и эффективное. А не только появляться в архетипах и образах, изображенных в фильме «Вооруженный барон», — сказал директор Центра исследования проблем гражданского общества.

Иначе, по мнению директора Центра общественных исследований «Украинский меридиан» Дмитрия Левуся, потери от информационных атак на оборонно-промышленный комплекс Украины приведут к экономическим потерям государства и, как следствие — к обнищанию населения. «Потери в отрасли ОПК будут отражаться во многих сферах жизни: это не только непоступление средств в бюджет, но и невозможность развития и сохранения целых отраслей производства и науки, их деградация, обнищание занятого в производстве населения», — убежден Левусь.

Подготовил Игорь Соловей.

 http://www.ukrinform.ua/