«Люди будут определять, за кого голосовать, в последний момент в кабинке»

Я вам ответ нарисую… Перед восхождением на Говерлу Президент Виктор Ющенко изобразил на плакате желто-голубое солнце – символ «Нашей Украины» периода парламентских выборов-2002.

«В 2002 году я впервые нарисовал эту символику – как над нашим желто-голубым флагом восходит солнце. Эта символика никогда и никого не предала», - заявил тогда он. «Наша гора перед нами и мы ее преодолеем», - сказал также Ющенко в прямом и переносном смысле. В тот день он объявил о своем намерении участвовать в предстоящих президентских выборах.

По пафосности и помпезности это событие не уступало недавнему юбилейному съезду «Батькивщины» - очередной пиар-акции Юлии Тимошенко. Но при этом как раз Ющенко, в отличие от Тимошенко, продемонстрировал просто таки обезоруживающую уверенность в себе.

Очевидно, что, несмотря на какие бы то ни было устанавливаемые законом сроки, президентская кампания уже в полном разгаре. Во всяком случае, для большинства ее основных участников. И наименее творческой и технологичной получается она у главного политического тяжеловеса – у Партии регионов и лично Виктора Януковича. Потому что Донбасс порожняк не гонит, а танки грязи не боятся.

Именно с танком сравнил Януковича директор Центра исследований проблем гражданского общества политолог Виталий Кулик. О «танках» и шла речь в беседе Кулика с корреспондентом «ОстроВ».

- Виталий Александрович, Виктор Ющенко заявил о своем участии в президентской кампании. По Вашему мнению, в этом есть какой-то смысл?

- Шансы Ющенко попасть во второй тур, естественно, достаточно призрачны. Однако для Ющенко важно обеспечить своей политической силе прохождение в будущий парламент.

Очевидно, что парламентские выборы не за горами, они состоятся сразу же после президентских выборов. Кто бы ни стал Президентом, он будет нуждаться в переформатировании парламентского большинства. Если не будет большой договоренности на уровне конституционных изменений. Поэтому Президент заинтересован в том, чтобы повысить собственный рейтинг и обеспечить поддержку своей политической силы после президентских выборов.

Кроме того, Президенту важно сейчас заявить о себе как об игроке этой избирательной кампании. У него могут быть цели первого плана и второго плана. Первый план – это выстроить такую систему отношений в политике, которые бы предусматривали для него определенные гарантии – политические, экономические, и гарантии безопасности, для него и его окружения. Цели могут также состоять в участии «Нашей Украины» и лично Президента в новых раскладах в новом Кабинете министров и в схеме принятия решений после президентских выборов.

Таким образом, задается определенное поле для проигрыша без проигрыша. То есть, Президент понимает, что он проигрывает президентскую гонку, но в то же время он обеспечивает себе максимальные преференции после завершения избирательного трека.

Есть и другой вариант – это то, что экономический кризис сентября-октября приведет к обнулению рейтингов Тимошенко и Януковича, и в такой ситуации у Ющенко появятся определенные шансы попасть во второй тур.

- Почему кризис должен привести к обнулению рейтинга Януковича? Он как бы ни при чем.

- Янукович несет ответственность за ничего неделание в качестве оппозиции.

По сути, итогом нынешнего политического сезона стало то, что в парламенте создалась ситуация балансов. «Регионы» не могут провести ни одно решение,  которое бы нанесло ощутимый вред БЮТу. БЮТ не может провести, соответственно, ни одного решения, которое может нанести ощутимый вред Партии регионов. Решения принимаются только  взаимовыгодные, которые не предполагают каких-то существенных уступок. Каждая из сторон следит за другой стороной, чтобы не было дисбаланса.

Такая ситуация выгодна Януковичу, с одной стороны, - он не дает усиливаться БЮТу, Юлии Тимошенко. Но с другой стороны, он несет политическую ответственность за нынешнюю ситуацию этого баланса. Происходит снижение рейтингов. У Януковича нет пространства для расширения электората. Попадая во второй тур, он не имеет электоральных полей, где может расширить количество своих сторонников. В то же время у Тимошенко такие поля есть.

Поэтому в случае, если «Регионы» не смогут эффективно отреагировать на новые вызовы, которые будут во время второй волны кризиса в сентябре-октябре, у них могут быть проблемы с их политической, электоральной поддержкой. Это если «Регионы» будут продолжать пассивную политику.

В такой ситуации обнуления рейтингов у Президента как у человека с минимальным рейтингом может быть рост сторонников, перехват инициативы, и он может попасть во второй тур. Но этот сценарий наименее вероятен.

Есть три фаворита кампании, Тимошенко, Янукович и Яценюк. В случае экономического коллапса Тимошенко может уйти в отставку, и списать ответственность за кризис на Президента и на оппозицию. Однако Тимошенко вынуждена оставаться во власти, потому что это оптимальная платформа для старта избирательной гонки. Она обеспечивает гарантии, данные спонсорам, ее политическим партнерам, по фактическому распределению госбюджета и направлению финансовых потоков, и она получает админресурс. Это позволяет провести эффективную избирательную кампанию.

В свою очередь, «Регионы» заинтересованы как в сохранении Тимошенко при власти на пике кризиса, так и в снятии ее с этой должности. Это две тенденции, которые сейчас борются в Партии регионов. С одной стороны, сохранять Тимошенко во власти, и на нее возлагать всю ответственность за реализацию антикризисных действий. С другой стороны, они заинтересованы ее снять, потому что надо вырвать из-под нее ресурсную базу и отобрать у нее победу.

Если Тимошенко будет отправлена во отставку, для «Регионов» важно отдать создание технического правительства на откуп Президенту и таким образом похоронить Президента в качестве активного политического игрока. Он будет завязан на экономические проблемы. Но это будут и определенные вызовы для «Регионов», потому что если Президент получит правительство, он получит и админресурс. И, таким образом,  станет главным игроком этой кампании.

Поэтому, скорее всего, никто не будет предпринимать радикальных мер. Президент сможет во время активной фазы избирательной кампании вернуть себе субъектность, стать снова игроком, добиться преференций, кто бы ни был фаворитом гонки, получить максимум обещаний и гарантий, обеспечить нужную систему принятия решений после выборов и, проиграв выборы, выйти из этой политической гонки победителем.

Вопрос в том, кто сможет разыграть ситуацию с расширением своего электорального поля. Сейчас очевидно, что у «Регионов» есть проблемы с расширением. У Тимошенко есть проблемы с более мобильными игроками – такими являются Яценюк, Богословская, Тигипко. По сути, они забирают какие-то активные голоса у Тимошенко. Если Тигипко не будет играть на ее электоральном поле, а больше будет играть на поле Яценюка, то Богословская и Яценюк четко играют на электоральном поле у Тимошенко. По электоральному полю Тимошенко будут бить и Тягныбок, и Ющенко, и ряд других кандидатов. Поэтому для Тимошенко важно создать такую систему отношений в правом сегменте политического спектра, чтобы снять вопрос второго тура, чтобы эти голоса перетекли к ней. Это предполагает определенные технологии, гуманитарные и социальные. У Тимошенко пока нет такого инструментария, который обеспечил бы это расширение электората.

- Какой это инструментарий?

- Во-первых, это создание широких фронтов общественных инициатив. Тимошенко строит избирательную кампанию на личном имидже и на личном авторитете, отсекаются любые «фронды» и попытки демократизировать внутреннюю структуру. Структура настолько замкнута, что попасть в среду БЮТ, в руководство избирательной кампанией практически невозможно. И это снижает привлекательность Тимошенко в качестве партнера для мелких игроков.

Сейчас идет наращивание рейтинга Яценюка, но не настолько быстро и бурно, как он рассчитывал. Это связано со многими причинами. Во-первых, непонятно, whoisMisterЯценюк, кто его команда, какие лица будут определять его внешнюю и внутреннюю политику, кто входит в экономический пул, кто будет заниматься социальной политикой. То есть, непонятна будущая конфигурация администрации Президента при Яценюке-Президенте. Непонятна и линия поведения Яценюка – есть констатация фактов, которые как бы определяют программу Яценюка, то есть, все плохо, и он расписывает, где именно плохо. Но что делать он описывает декларативно. Что он будет делать конкретно – он не описывает.

Кроме того, непонятна работа со штабами и разворачивание самой избирательной кампании. Да, появились палатки, листовки, биллборды везде. Пока происходит период внедрения. То есть, люди воспринимают бренд «Яценюк», «Арсений», который навязывается избирателю, но надо, чтобы был еще второй этап – привлечение, конвертация узнаваемости в готовность покупать товар. Пока механизм этой конвертации у Яценюка не запущен.

Есть пятнадцать процентов дезориентированных избирателей, которые являются избирателями Яценюка. Люди, ранее голосовавшие за Ющенко, Тимошенко и Януковича, разочаровались в своих лидерах и избрали новое лицо, которое они видели по телевизору. Как только они увидят новых лиц по телевизору, они могут отказаться от поддержки Яценюка.

Говоря о ресурсной базе Януковича, Тимошенко и Яценюка, следует отметить, что это единственные три кандидата, которые имеют разветвленную сеть партийных структур. Это значит, что они могут обеспечить тридцать пять тысяч членов комиссий…

- Яценюк, наверное, вряд ли…

- Дело в том, что Яценюк кроме общественной инициативы «Фронт перемен» Яценюк имеет партии, которые будут на него ориентироваться, будут создавать некий блок Яценюка.

- Что это за партии?

- Это мелкие партии, зарегистрированные два года назад, но имеющие право участвовать в выборах. Кроме того, много разных общественных проектов вошли в «Фронт перемен».

- Вы можете назвать эти партии?

- Партии я бы не хотел называть… Если мы говорим об инициативах, то здесь можно вспомнить разнообразные проекты типа «Городской дозор», «Чистая Полтава». Которые имеют актив максимум сто-двести человек, но которые представлены на уровне районов и микрорайонов в городах. Это позволяет Яценюку обеспечить себе и тридцать пять тысяч членов комиссий, и около ста тысяч агитаторов и наблюдателей. Единственные, кто могут конкурировать с тремя фаворитами – это Литвин и Симоненко, чьи политические силы также имеют разветвленную структуру. Это первое.

А второе – когда мы говорим о ресурсах, необходимо иметь в виду также доступ к СМИ. Кто попадет в телевизор и сможет доходчиво и внятно объяснить избирателям, почему за него надо голосовать, тот и получит дополнительные бонусы. Поэтому телевизор будут использовать все…

- Кто сможет.

- Естественно, кто сможет заплатить и договориться с хозяевами каналов. На этих избирательных кампаниях будут использоваться разнообразные сакральные идеи – это апелляция к Церкви, к ценностям. Среди общественных институтов, которым доверяют, Церковь занимает первые места, после нее – армия. Поэтому можно будет увидеть на плакатах людей в форме, призывающих голосовать за тех или иных кандидатов.

Также возрастет роль игры на объединение нации. Если раньше разделяли Украину на западную и восточную, и была игра на противоречиях, то теперь все кандидаты будут говорить о единстве Украины, о том, что раскалывают страну именно оппоненты. Вопрос языка отойдет на второй план, у основных кандидатов. Этот вопрос будет главным коньком Симоненко, Витренко…

- Ющенко?

- И, возможно, Ющенко.

И третье – это то, что почти все кандидаты, возможно, кроме Симоненко, Витренко и Ющенко, будут выступать за многовекторную внешнюю политику. Эта идея прослеживается у всех главных кандидатов. Идея о проведении референдума о НАТО есть и у Януковича, и у Тимошенко, и у Яценюка. Кроме того, необходимо понимать, что любые западные интеграционные проекты будут «заморожены» на время выборов. То же можно говорить и об интеграционных проектах на евразийском пространстве.

Среди наших внешних партнеров будет некое ожидание. И это будет подталкивать украинских игроков к осторожности в выборе внешней ориентации. Это хорошо, потому что многовекторная политика обеспечит нам некоторое дистанциирование от противоречий между Вашингтоном и Москвой и уберет острые углы в наших отношениях с Российской Федерацией. И Янукович, и Тимошенко, и Яценюк выступают за улучшение отношений с Россией. Но если Тимошенко является абсолютно непрогнозируемой для Запада и для Востока, Янукович достаточно прогнозируем и понятен.

- Для Востока.

- Для Востока, и для Запада тоже. С ним можно договориться. С ним можно вести эффективный диалог. При Януковиче-премьере до 2004 года Украина активно продвигалась в сторону интеграции в Европейский Союз. Украина реализовывала все планы по сотрудничеству с НАТО. Поэтому Янукович абсолютно прогнозируем для всех – и для Брюсселя, и для Вашингтона, и для Москвы.

Но влияние внешнего фактора на украинские выборы будет минимальным. Потому что ни Брюссель, ни Вашингтон, ни Москва не будут делать однозначной ставки в Украине. Они одинаково работают и с Януковичем, и с Тимошенко, и с Ющенко, и с Яценюком. И после выборов они также будут выстраивать механизмы нормальной работы со всеми главными политическими игроками.

Главным будет то, насколько кандидаты смогут расширить свой стартовый электорат. Сейчас у нас пятнадцать процентов тех, кто не пойдет на выборы, и около двадцати пяти процентов неопределившихся. Борьба будет идти именно за эти двадцать пять процентов. Первый тур – это будет борьба за каждый голос. А во втором туре встанет вопрос о заключении альянсов и союзов, и схем, приемлемых для всех остальных игроков.

Хотя возможен и другой сценарий, когда противоречия между Тимошенко и Януковичем достигнут той стадии, когда любые переговоры между ними будут невозможны. В таком случае будет война на истребление. Вплоть до выведения на улицы людей. Это возможно, если руководство и Партии регионов, и БЮТ поймет, что ситуация складывается таким образом, что победивший уничтожит экономическую базу проигравшего. Поэтому главная задача того, кто будет побеждать на этих выборах, создать систему отношений, которая предусматривала бы минимальные потери проигравших. И тогда возможен возврат к более-менее стабильному развитию.

 Возможен еще вариант заключения пакта до президентских выборов. Ведение кампании одного из фаворитов на проигрыш, когда, условно говоря, Тимошенко подыгрывает Януковичу, Янукович становится Президентом, Тимошенко – премьером, и между ними заключается конституционный альянс. В такой ситуации выборы будут без выбора. Задача мегабрендов будет в отсечении всех третьих кандидатов, создании ситуации максимального отрыва в голосах и процентах и игры во второй тур.

То есть, первый вариант – эффективная конкуренция и победа сильнейшего, второй вариант – кризис и новая революция, третий вариант – сговор.

- Какой наиболее вероятен?

- Я думаю, что будет синтез первого и третьего вариантов. Попытка договориться с попыткой получить максимальный выигрыш. Тогда будущий Президент, как набравший большинство голосов, сможет апеллировать к населению и проводить определенные действия, например, распускать парламент.

Но это все теоретически построения. На все эти построения будет влиять экономический кризис.

- Украину почти одновременно посетили вице-президент США и Московский Патриарх. Байден встречался со всеми кандидатами в Президенты. С Кириллом вообще непонятно – он планировал встречаться только с Ющенко, но тут Тимошенко ночью явилась поздравить Митрополита Владимира, и побеседовала с Патриархом. А Янукович встречал его в аэропорту и обеспечивал экскорт.

- Байден встречался со всеми кандидатами и устанавливал со всеми ровные отношения. То же касается и Патриарха. Кирилл, как человек, влияющий на Кремль, является одним из маркеров, которые определяют отношение Кремля. Иметь с ним хорошие отношения нужно и Януковичу, и Тимошенко, и Яценюку. Естественно, что они пытаются их установить. Тимошенко это делает более элегантно и более интригующе. Янукович – прямо, то есть, встречается и разговаривает.

- Когда Ющенко заявил о выдвижении своей кандидатуры в Президенты, подумалось, что, быть может, его окружение знает секрет, который заключается в том, что рейтинг Виктора Ющенко – не то же самое, что рейтинг Президента. Верховной Раде якобы доверяют не более двух процентов украинцев, но это не портит политическую карьеру тем, кто там заседает.

- Уровень доверия к Ющенко как к Президенту равен уровню доверия к Ющенко как политику. Сейчас у него четыре с половиной процента. При мобилизационном ресурсе он может получить до семи – двенадцати процентов. Семь процентов – это количество людей, голосующих за власть, кто бы в ней ни находился. Двенадцать процентов – если ему удастся объединить национал-демократический электорат, создать мощное движение в его поддержку. Пока таких действий я не вижу. Поэтому я думаю, что потолком для Ющенко при существующих стартовых возможностях является семь процентов.

- Когда коалиция БЮТ и Партии регионов считалась уже делом решенным, два областных и один городской совет на западной Украине приняли обращение к Ющенко, условно оно звучало как «Виктор Андреевич, спасите, пожалуйста!». Инициировала эти обращения «Свобода» - сила, мягко говоря, нелояльная к действующему Президенту. То есть, в случае «московской угрозы» в лице Президента Януковича и Президента Тимошенко Ющенко может получить вполне реальную поддержку националистических сил.

- Если Ющенко создаст эффективное движение в поддержку себя как проукраинского кандидата. Ющенко смог бы стать эффективным третьим кандидатом, если бы был сговор между Партией регионов и БЮТ. Вокруг него объединились бы все те, кто понимали бы, что их лишают власти. Сейчас он также может сыграть на этом, но для этого надо уже сейчас начать формирование широкоформатной коалиции в его поддержку.

- Не может ли сыграть Ющенко на идее изменения Конституции? Политический кризис, наверное, уже закрепил в сознании людей мысль о том, что действующая Конституция – хуже некуда. А значит, любая другая – лучше. Масса ведь не станет разбираться в деталях. Президент уже давно занимается промо-акцией своего проекта. Если он вынесет его на референдум, то сможет повысить свои баллы?

- Ющенко пытается использовать Конституцию как главную «фишку» избирательной кампании. С одной стороны, это выгодно – он как бы ставит себя над действующей властью. Но с другой стороны, эту идею легко довести до абсурда. С такой же инициативой могут выступить «Свобода», Гриценко, БЮТ, Партия регионов, Компартия, все остальные политические силы. И Президенту будет сложно конкурировать с ними со своим проектом Конституции. Он теряет оригинальность и эксклюзивность. Кроме того, референдум не произойдет до президентской избирательной кампании.

О реформировании власти говорят все кандидаты: быть Украине парламентской республикой, или президентской? вернуть Президенту полномочия, или отобрать? В любом случае, Президенту придется конкурировать в этой борьбе. Ющенко нужно создание эксклюзивной модели, которая позволит ему отстраниться от других, и стать на более выгодные позиции. У него еще есть шанс выйти на какие-то более удачные позиционные площадки.

- Есть ли шансы у Тигипко?

- Если сравнивать его с каким-нибудь оружием, когда Янукович – это танк, Тимошенко – это напалм, то Тигипко напоминает рапиру семнадцатого века, с вензелечками и с инкрустациями. То есть, это больше украшение, чем оружие.

Его воспринимают с точки зрения наличия бизнеса. Это удачливый бизнесмен, который может вложить большие деньги в собственную избирательную кампанию, и появляться в СМИ, на биллбордах, и наступать. Но у Тигипко отсутствует команда. Кроме того, Тигипко до сих пор недостаточно позиционировался, кто же он, лейборист, или правый. Третье – это то, что у Тигипко нет какого-то электорального дизайна. То есть, непонятна его внешняя политика, непонятна его внутренняя политика; понятны некоторые экономические идеи, но нет их общего оформления.

Возможно, у Тигипко слишком преувеличенное представление о собственных возможностях. Это синдром упущенных возможностей 2004-го года. «Если бы тогда Кучма сделал ставку на меня, а не на Януковича, я бы победил. Но я могу еще все переиграть и вернуться».

- Как Вы считаете, насколько рейтинги кандидатов в Президенты сегодня отражают их реальные шансы на выборах?

- Я думаю, все изменится с сентября. Как только начнется активная фаза кампании, она, плюс кризис, введут определенную корреляцию рейтингов. Все будет изменяться очень динамично. И чем сильнее будет кризис, тем хаотичнее будут эти изменения. Люди будут дезориентированы на голосовании, и будут определять, за кого голосовать, в последний момент в кабинке. Это будет очень плохо, потому что не удастся выстроить нормальную коммуникацию «кандидат-избиратель». Это приведет к иррациональным голосованиям, которые не поддаются политологическому анализу. И чтобы этого не произошло, надо пытаться привязывать к себе электорат, создавать какую-то площадку, ориентировать его. Это приведет к подкупу электората.

- В этой избирательной кампании будут участвовать Президент, премьер-министр и председатель парламента. Это нормально для страны даже в чисто управленческом плане?

- Мы ведь не уникальны в этой ситуации. Во многих странах были прецеденты, когда все уходили на выборы. В этом нет ничего страшного – это объективные «законы жанра». У нас же это связано с тем, будущие парламентские выборы обязывают политиков участвовать в президентских. Чтобы создать свое электоральное пространство. Если бы не было вероятности назначения досрочных парламентских выборов после президентских, возможно, некоторые сегодняшние кандидаты не пошли бы в Президенты, экономя ресурсы.

- То есть, получается, что потенциальные фавориты президентской кампании навязывают другим политикам участие в этой кампании? И эти другие вынуждены в нее вступать, чтобы не потерять свои шансы оставаться в политике либо войти в политику?

- Чтобы их политически не «слили».

- И если в промежутке между парламентской и президентской кампанией появится новая политическая сила, шансов пройти в парламент у нее не будет.

- Если у нее не будет огромного медиа-ресурса – нет.     

Беседовала Юлия Абибок, "ОстроВ"

Коментувати



Читайте також

Це майданчик, де розміщуються матеріали, які стосуються самореалізації людини, проблематики Суспільного Договору, принципів співволодіння та співуправління, Конституанти та творенню Республіки.

Ми у соцмережах

Напишіть нам

Контакти



Фото

Copyright 2012 ПОЛІТИКА+ © Адміністрація сайту не несе відповідальності за зміст матеріалів, розміщених користувачами.