ПОЛИТИКА+

аналитическое сетевое издание

Виталий Кулик, Директор Центра исследований проблем гражданского общества 25 февраля Центр исследований проблем гражданского общества и Центр социальных и психологических исследований «Легия» провели «День...

Виталий Кулик, Директор Центра исследований проблем гражданского общества

25 февраля Центр исследований проблем гражданского общества и Центр социальных и психологических исследований «Легия» провели «День политконсультанта». Мероприятие, по мнение организаторов, должно было стать определенным импульсом для консолидации цеха и выработки прозрачных правил игры на рынке. «Если в политконсультативном цехе будут общие критерии оценки продукции и правила игры, то сама потребность в «черном пиаре» отпадет из-за технологической ненужности».

Чем ближе к выборам, тем все больше в украинских СМИ, появляется материалов о роли и месте политконсультанта в обществе. Каких то пару лет назад о наличии в Украине политконсультативного рынка речи быть не могло. На протяжении всего периода независимости мы учились у российских политтехнологов, копировали их образцы креатива, пытались наложить практику проведения избирательной кампании в Томской области на наши украинские реалии. Собственно этим же занимались у нас и россияне (только за существенно больший гонорар).

Но после бурных кампаний 1999 и 2002 гг в нашей стране возник настоящий цех политконсультантов, начали проявляться критерии оценки результатов, некая цеховая культура, тусовки и т.п.

Естественно рынки политического консультирования в Украине и России не соизмеримы по капиталовложениям, опыту работы, развитости инфраструктуры, существует целый комплекс общих проблем, которые решают игроки этих рынков. Но наши рынки имеют общие проблемы.

Эти проблемы заложены как в общих истоках политических систем, политической культуры, в так называемых рудиментах “советской ментальности”, системе принятия решений и т. п., так и в общем “недопонимании” или “недооценивании” роли политического консалтинга на постсоветском пространстве вообще.

Главная проблема которая стоит перед украинским цехом политического консультировании – это проблеме самоидентификации тех, кто называет себя пиарщиками, и, соответственно к проблеме поиска и выбора партнеров. Можно согласиться с представителем российской политконсалтинговой компании “группа “РОСТ” Алены Сибиряковой, которая считает, что если говорить о целостной системе пиара сегодня, мы неизбежно коснемся вопроса тех личностях, которые делают заказ и тех, кто этот заказ обеспечивают.

Значительная часть украинских небольших компаний, считающих себя политическими пиарщиками таковыми не являются или эта деятельность не является у них профилирующей.

Например, некий фонд политических исследований преимущественно занимается реализацией определенных грантов, промышленным консалтингом или проведением социологических вопросов. Политический консалтинг или пиар остается вне поля основной деятельности данного фонда. И только во время избирательной кампании фонд начинает позиционировать себя в качестве структуры профессионально занимающейся политическим пиаром. Мы сознательно оставляем за кадром проблему качества предоставляемых этим фондом услуг.

Таким образом, когда говорят о пиар-структуре, работающей на политическом рынке, речь может идти о любой негосударственной организации (НГО). Однако эта проблема в Украине и России имеет разную подноготную. Если на российском рынке политконсалтинга работают НГО, то это в первую очередь связанно с попытками обойти налогообложение или другими выгодами от подобной формы деятельности. В украинском варианте можно говорить о недоразвитости самого рынка политконсалтинговых услуг.

Это не значит, что украинские пиар-компании менее профессиональны чем российские коллеги. Речь идет об особенности российской политической системы, избирательном законодательстве и не синхронности избирательных кампаний. Фактически на всей территории РФ каждый месяц происходят политические кампании, выборы в думы разных уровней, переизбрания и доизбрания депутатов региональных парламентов, губернаторов, мэров и т.д. Можно спорить о позитивах и негативах этой системы но, фактом является то, что благодаря непрерывности избирательного цикла в России сложился и оформился рынок политконсалтинга, который с каждым годом повышает качество, предоставляемых услуг.

В Украине этот рынок только на этапе становления. Отечественные аналитические структуры, которые предоставляют услуги в сфере политического консалтинга можно условно разделить на несколько групп.

Во-первых, это общественные, некоммерческие организации, существующие за счет грантов западных фондов-доноров.

Их деятельность в основном сконцентрирована на отрабатывании грантов. Услуги по политконсалтингу предоставляются неформально. Этот вид деятельности является побочным «заработком» для структуры, не основным видом деятельности.

Во-вторых, это группа некоммерческих, общественных организаций основным видом деятельности, которых является консультирование государственных или политических структур по вопросам социальных и политических технологий. Финансирование данных организаций состоит как из грантов западных финансовых доноров, так и с частного финансирования.

Их также условно можно разделить на несколько подгрупп.

1 подгруппа — структуры работающие по отдельным заказам (на всеукраинском и местных уровнях) и не ориентированны на определенную политическую силу. Отдельно следует упомянуть НГО, которые неофициально предоставляет заказчикам консультации из области политического консалтинга.

2 подгруппа аналитических структур, занимающаяся политическим консалтингом — это заангажированные структуры, руководители которых являются членами определенных политических партий, фракций и т.п.

В-третьих, отдельную группу аналитических структур составляют коммерческие структуры, основным видом деятельности которых является политический консалтинг для финансово-политических групп.

В России основными игроками рынка политконсалтинга являются структуры третьего вида, которые фактически определяют и формируют правила игры. Несмотря на определенные сложности российский рынок политконсалтинговых услуг устоялся, разработаны механизмы согласования интересов игроков, выработаны критерии оценок качества, предоставляемого продукта.

В целом отечественные политконсалтинговые структуры малоизвестны и не раскручены. Это создает условия для неконкурентноспособности украинских политконсалтинговых агентств по сравнению с иностранными (которые работают в Украине).

Технологии, которые используются украинскими структурами, в большинстве носят вторичный характер (копирование аналогичного российского опыта).

Настороженность и самоуверенность заказчиков, что основано как на местном менталитете (индивидуальная а не корпоративная политическая игра), так и на отсутствии известных и бесспорных результатов деятельности структур политического консалтинга в Украине.

Однако в последние несколько лет в украинской экспертной среде выросли и набрали вес ряд коммерческих агентств, специализирующихся на предоставлении услуг в области политического консалтинга. Растет и качество услуг. Конкуренция с российскими коллегами создала позитивную среду для повышения собственного профессионального уровня. Наблюдается и изменение качества запрашиваемой заказчиками продукции.

Большинство нынешних заказчиков в Украине начинают интересоваться т.н. коммуникационными или информационными технологиями в сфере избирательного пиара.

Если вчера большинство избирательных кампаний решались с помощью административного давления, и это можно было бы с уверенностью назвать единственным мощным инструментом влияния на общественное мнение, то сегодня в избирательной сфере намечается достаточно жесткая тенденция к использованию более мягких технологий, технологии влияния на общественное сознание становятся более вариативными, более разноплановыми. Удивительно, но даже в кампаниях, где по-прежнему используется административное давление, заказчики предпочитают сегодня вводить на равных основаниях “пиаристов”-технологов, которые работают на обеспечение других сфер влияния на общественное сознание.

По мнению интернет-издания “Выборы.org”, из самых распространенных технологий, которые применяются сегодня, можно выделить технологии управления медийным пространством, технологии управления неформальными коммуникациями, и, конечно же, технологии управления имиджем кандидата.

Управляя общественным сознанием с помощью мягких инструментов, мы невольно затрагиваем сферу смыслового наполнения материалов, сферу обучения людей, осуществляющих коммуникации, и самого кандидата, сферу мифотворчества. То есть то, что еще вчера было незнакомым — сегодня приносит очевидный успех на выборах, конкретный результат, а значит, становится предметом обсуждения и размышлений новых партнеров и заказчиков. В конце концов, на пользу развития описанных подходов играет тот факт, что кто-то один начинает использовать данный инструмент, а его знакомый думает, почему бы и мне не попробовать. То есть будущее, по словам Алены Сибиряковой, находится за рынком пиар-персоналий, пиар-персонажей, которые находят общий язык и доверяют друг другу, а уже схемы воплощения задуманного, технологии (как любят сейчас говорить) — могут быть очень разными, и при этом очень индивидуальными по отношению к каждому конкретному заказчику.

Следует также несколько слов сказать о мифах, которые бытуют в среде украинских пиарщиков. Во-первых – это миф об российских пиарщиках, которые монополизировали украинский рынок. Важной особенностью повышающей рыночную цену пиар-услуг россиян являются мифы об особых школах или направлениях пиара. В СНГ-овском пространстве такими героями являются следующие: ТРИЗ, ИГРОТЕХНИКИ, НЛП.

Проникновение россиян началось во время избирательной кампании 1998 года. Следующий этап – Президентские выборы 1999 г. с активным участием таких китов российского политконсалтинга как компания “Имидж-контакт”.

Но, по мнению Алены Сибиряковой, назревает ситуация, когда масса неглупых людей, которые посмотрели, как это делается россиянами, сколько это стоит и, как эти услуги можно продать собственными силами. Я не говорю сейчас о вопросе качества данных услуг, которые сегодня представляются на рынке, но факт остается фактом – возникает отечественное выборное направление работы.

Главной проблемой украинского рынка политконсалтинговых услуг – это его фрагментация, превалирование “пиарщиков-одиночек” или “пиратов-корсаров”, которые в погоне за одиночными заработками существенно демпингуют на рынке, что снижает стоимость услуг отечественных пиар-компаний в несколько раз.

Есть и специфические особенности российского рынка политконсалтинга, которые вносят свои коррекции в работу агентств и отдельных пиарщиков. Так, по словам российского политтехнолога Марии Бурас, московский рынок СМИ совершенно не похож на киевский. Так, в Москве размещение “заказных” статей – порицаемая вещь. Прежде всего самими газетами. Там есть реальный рынок прессы, и как только становится известно, что издание регулярно размещает “заказные” статьи — газета начинает терять рекламодателей. Поэтому пиарщики вынуждены искать более “продвинутые” методы воздействия на публику – как в самой СМИ-среде, так и вне ее.

Сегодня речь уже не идет о влиянии на общественное мнение. Цель современного политконсалтинга не узнать о чем думают люди, а – как они думают и как на этот процесс можно эффективно повлиять. Это дает возможность в кротчайшее время, по ходу кампании, обращаться к обратной связи, быстренько замерять ее, определять необходимость и степень корректирования своих действий.

Именно эти вопросы легли в основы дискуссии во время подготовки и проведения «Дня политконсультанта» который провели в Киеве Центр исследований проблем гражданского общества и Центр социальных и психологических исследований «Легия». Инициатива проведения такого мероприятия исходит от российских коллег из компании «Имидж-Контанкт». В РФ этот день отмечают от уже несколько лет. Россиянам удалось за это время выработать некоторые общие правила сосуществования на рынке, локализировать негативные последствия жесткой конкуренции. Речь не идет о борьбе с так называемым «черным пиаром». Сначала политконсультанты должны договориться между собой.

По словам директора Центра «Легия» Александра Лаха, цель «Дня консультанта» – создание определенного экспертного сообщества и выработка цеховых правил игры на рынке политического консультирования. Мероприятие не носит политической окраски и организаторы надеются, что в скором времени профессиональный день политкосультанта станет хорошей украинской традицией. Это позволит не только повысить уровень и качество предоставляемых услуг, но и создать определенную экспертную среду, которая, в конечном счете, будет способна выработать общие правила игры на рынке и разработать критерии качества pr-продукта.