Антикризисная бездеятельность или суицид безопасности

Анатолий Коржов

В то время, когда кризисы и опасности подстерегают государство на каждом шагу, когда необходимо усиливать работу научно-экспертного сообщества, у нас происходит процесс уничтожения тех институций, которые занимаются данной проблематикой (Национальный институт проблем международной безопасности (НИПМБ), Национальный институт стратегических исследований (НИСИ), Институт проблем национальной безопасности (ИПНБ)). Научно-аналитические структуры способные бороться с кризисами были фактически обескровлены, Указом № 997/2008. Эти структуры попали под «нож» сокращения расходов Государственного бюджета Украины на содержание органов управления. Но если НИСИ продолжает существовать, потеряв фактически треть своих кадров (с 319 до 219), то НИПМБ – прекращает свое существование будучи присоединенным к ИПМБ.

Печально, но структуры, которые вносят свой вклад в повышение уровня национальной безопасности Украины, те которые первыми предупреждают об опасности, фактически ликвидируются.

Ведь так называемое, антикризисное управление, или посткризисное – это не только необходимость исправления накопленных ошибок и промахов, это объективная потребность управления, ориентированного на развитие, а так же, т.н. «анализ будущего в настоящем». Необходима разработка моделей, сценариев и т.д. Именно этим занимаются эксперты и ученые в государственных аналитических структурах.

Роль научно-аналитического сообщества можно проследить на примере «великой депрессии» в США, когда Ф. Рузвельт, с целью кризисного управления начал привлекать научно-экспертное сообщество. Именно благодаря Рузвельту и американских аналитическим центрам, США в кротчайшие сроки и наименьшими последствиями вышли из кризиса. И с того времени на долю США приходиться по разным подсчетам от одной трети до половины всех научно-аналитических институций в мире. Именно тогда был создан механизм сотрудничества администрации и «фабрик-мысли» (Think-Tank). И хотя такие структуры зачастую имеют не государственный статус, все же их финансирование происходит из госбюджета, и лишь небольшая доля финансируется из частных пожертвований. Главной особенностью «мозговых центров» является то, что они могут иметь, как государственный (европейская модель), так и не государственный (американская модель) статус, при этом в большинстве своем служат нуждам высшего руководства того или иного государства.

Представители Think-Tank, заполняют некий вакуум в рамках политической системы - пространство между академическим миром, с одной стороны, и сферой власти – с другой. В свое время усиление «мозговых центров», помогло создать внутри США базу для проведения Америкой в будущем глобальной политики и установления мирового доминирования.

Следует отметить, что помимо наработки креативных идей для лидеров страны, «мозговые центры» обеспечивают стабильный приток экспертов для работы в органах власти. Подобная система существовала и в Украине. Однако теперь власти ученые уже не нужны.

Отметим, что ликвидируемы НИПМБ, является «кузницей» кадров, как в фундаментальных (сильная научная школа в сфере национальной и международной безопасности; научные разработки и монографии; аспирантура и докторантура), так и в прикладных (оперативно аналитическая деятельность) исследованиях вопросов безопасности. такой практики нет нигде в стране.

Система научного и аналитического обеспечения принятия властью решений в вопросах национальной и международной безопасности создавалась на протяжении десятка лет. Благодаря таким известным ученым и практикам как академик НАН Украины С.Пирожков, В.Горбулин, О.Белов и др удалось «поштучно» собрать ведущих специалистов в этой области. В свое время, роль НИМПБ была ключевой в этом направлении. В бытность С.Пирожкова директором Института он имел статус заместителя секретаря СНБОУ, что упрощало прохождение документов от аналитика до Президента.

Но с 2007 г. начала наблюдаться тенденция к деинтеллектуализации власти. Сначала директор НИПМБ лишился приставки зам секретаря Совбеза, а теперь Институт и вовсе ликвидирован.

Как отмечает А. Гуцал, в современной украинской истории мы имеем пример абсолютно беспечного поведения общества и элиты - в значении полного нивелирования и игнорирование опасностей, угроз. Фактически эти тенденции сегодня аккумулировали в принятии решения о существенном ослаблении структур, которые действуют в сфере национальной безопасности.

Не для кого не секрет, что современный процесс глобализации вынуждает проводить целевые, комплексные исследования глобальных тенденций, прогнозировать их последствия, вырабатывать управленческие сценарии оптимизации соответствующих социальных изменений. Это - главные приоритеты современной науки и стратегической аналитики, а поэтому ослабление институтов, которые занимаются данной проблематикой необдуманный шаг и даже очень опасный…Природа в процессе эволюции выработала принцип выживания: когда возникает опасность ящерица отбрасывает хвост. У нас же власть вместо хвоста, в период кризиса, отбрасывает голову. Может это суицидальные наклонности?

Коментувати



Читайте також

Це майданчик, де розміщуються матеріали, які стосуються самореалізації людини, проблематики Суспільного Договору, принципів співволодіння та співуправління, Конституанти та творенню Республіки.

Ми у соцмережах

Напишіть нам

Контакти



Фото

Copyright 2012 ПОЛІТИКА+ © Адміністрація сайту не несе відповідальності за зміст матеріалів, розміщених користувачами.