«Близкое-далекое» Приднестровье

Автор: Виталий КУЛИК (Киев—Тирасполь—Кишинев)

Приднестровье отделяет от Одессы всего каких-то 80 км, однако дорога, особенно в летний период, занимает для рядовых граждан порядка шести-семи часов. Причина проста: с марта 2006 года пассажирское железнодорожное сообщение между Одессой и Тирасполем в силу ряда причин было прекращено, а для того, чтобы, например, пересечь украинско-молдавскую границу автомобильным транспортом в международном пункте пропуска «Кучурган», необходимо отстоять в очереди в среднем четыре-пять часов.

О том, насколько большое значение для жителей Приднестровья имеет Одесская область Украины, говорить излишне — место массового отдыха в летний период, рынок труда, родственные связи и т.п.
Со своей стороны, Украина, являющаяся посредником и страной-гарантом в процессе приднестровского урегулирования, должна быть заинтересована в оказании поддержки своим гражданам, около 100 тыс. которых постоянно проживают в Приднестровье.

Однако представители отечественного Минтранса несколько лет лишь разводили руками — мол, возобновить пассажирское движение между Тирасполем и Одессой можно только с согласия молдавской стороны, являющейся стороной международных соглашений в сфере железнодорожного транспорта. Госпогранслужба также не отличается особым конструктивом — предложения создать в пункте пропуска «Кучурган-автомобильный» отдельный коридор для граждан Украины (по аналогии с теми, что действуют при въезде в страны Евросоюза для граждан стран-членов сообщества), к сожалению, так и не нашли позитивного отклика.

В условиях, пока воз и ныне там, решением проблемы железнодорожного сообщения через территорию региона озадачился Европейский Союз. Брюссель рассматривает этот вопрос через призму укрепления сотрудничества между сторонами приднестровского конфликта — Кишиневом и Тирасполем. С этой целью представители ЕС уже более двух лет проводят поочередные консультации с Кишиневом и Тирасполем, пытаясь вывести стороны на компромиссные договоренности относительно организации железнодорожного сообщения через территорию Приднестровья.

Эта задача с самого начала была не из легких. Кишинев традиционно настаивает на возвращении Приднестровской железной дороги в состав Железной дороги Молдовы, а также свободном допуске своих представителей для осуществления контрольных функций на территории Приднестровья. Тирасполь, в свою очередь, не хочет возвращать ПЖД в состав единой Молдавской железной дороги (противоречит курсу Приднестровья на «независимость»). Ну а допуск молдавской полиции на территорию курсирующих через Приднестровье поездов и вовсе кажется непроходным вариантом.

По мнению представителей ЕС, успешная реализация проекта восстановления пассажирского движения по маршруту Кишинев—Тирасполь—Одесса должна продемонстрировать успех европейской дипломатии в процессе приднестровского урегулирования. Кроме того, запуск железнодорожного движения через территорию Приднестровья — это не только первый видимый успех в политике Кишинева на приднестровском направлении, но и важный электоральный козырь молдавского премьер-министра Влада Филата накануне ноябрьских парламентских и президентских выборов в стране.

Как стало известно «Зеркалу недели», алгоритм действий Евросоюза по возобновлению железнодорожного движения на участке Кишинев—Тирасполь—Одесса состоит из следующих элементов: экспертиза технического состояния железной дороги на ее приднестровском участке; создание посреднической структуры, которая бы координировала взаимодействие молдавской и приднестровской железных дорог; выработка мер по обеспечению безопасности пассажирских перевозок, а также согласование графика движения поезда с «Укрзализныцей».

На сегодняшний день ряд элементов вышеуказанной схемы уже воплощены в жизнь. В недалеком будущем европейские эксперты предложат Киеву согласовать условия организации железнодорожного движения по маршруту Кишинев—Тирасполь—Одесса на территории Украины (т.е. на участке Кучурган—Одесса). Здесь как раз и могут возникнуть некоторые нюансы. Европейские эксперты, очевидно, так увлеклись переговорами с Молдовой и Приднестровьем, что совсем забыли о необходимости координации своих усилий с Украиной.

Проблема в том, что Евросоюз планирует организовать по вышеуказанному маршруту движение морально устаревшего дизель-поезда (молдавская и приднестровская железные дороги на сегодняшний день не электрифицированы, поэтому предложить что-либо более современное, например, электропоезд, пока не представляется возможным).

«Укрзалізниця» вполне оправданно выступает против запуска дизель-поезда по территории Украины, что связано с требованиями безопасности (дизель-поезда запрещено запускать под электрифицированными железнодорожными линиями), а также крайней неэкологичностью данного вида транспорта.

Формально такая позиция «Укрзалізниці» вроде бы вполне оправдана... Однако для принятия окончательного решения по этому вопросу Киеву нужно учитывать и то, каким образом объяснить людям в Приднестровье, что препятствием для возобновления пассажирского сообщения через регион на данном этапе может оказаться не Молдова, а именно Украина.

Как говорится, тот, кто хочет что-либо сделать, ищет возможности, а кто не хочет — оправдания. Что, например, стоит открыть в пункте пропуска «Кучурган» отдельный коридор для обладателей украинских паспортов или организовать движение электричек по маршруту «Кучурган—Одесса» специально для удовлетворения потребностей жителей Приднестровья? От этого, с одной стороны, не пострадал бы суверенитет Республики Молдова, а с другой — Приднестровье, которое многие склонны считать пророссийским анклавом, могло бы стать гораздо ближе к Украине.

Коментувати



Читайте також

Це майданчик, де розміщуються матеріали, які стосуються самореалізації людини, проблематики Суспільного Договору, принципів співволодіння та співуправління, Конституанти та творенню Республіки.

Ми у соцмережах

Напишіть нам

Контакти



Фото

Copyright 2012 ПОЛІТИКА+ © Адміністрація сайту не несе відповідальності за зміст матеріалів, розміщених користувачами.