Газовый перебор

Зачем России сейчас «Южный поток», если есть наша ГТС?

 

Галина МОИСЕЕВА

Последний визит Дмитрия Медведева в Киев дал дополнительный толчок теме объединения "Газпрома" и "Нефтегаза". Президент России заявил, что газовая интеграция может привести к модернизации всей газотранспортной системы Украины. В то же время он подтвердил, что его страна не откажется от двух других проектов — "Южного потока" и "Северного потока". Правда, при этом Медведев добавил: "Это не означает, что невозможна альтернатива... Если будет один или другой "поток", это не значит, что мы не можем обсуждать другие варианты"…


Три кита 

Как пишут аналитики, сегодня собственные запасы и добыча природного газа Европы являются ничтожными — всего 3,5% и 12% от мировых показателей соответственно, Особенно это видно, если сравнивать Европу и Россию, где только доказанные запасы одного полуострова Ямал в три раза превышают запасы всего Европейского континента. 

Спрос же экономики на природный газ в Европе увеличивается, и удовлетворяют его, главным образом, три страны: Россия, Норвегия и Алжир. По данным Минэнерго, в 2009 году "Газпром" поставил в Европу 140 млрд. кубометров газа. В 2010 году, как предполагается, монополия экспортирует 161 млрд. кубометров, в 2011 году — 163,5 млрд., в 2012 году — 171 млрд. кубометров газа. 

В процентном соотношении 27% газа на рынок Европы поступает из России, 18% — из Норвегии, на третьем месте Алжир. Он экспортирует 62 млрд. куб. м газа, являясь третьим поставщиком этого топлива в ЕС после России и Норвегии, питая, главным образом, южные страны Старого Света — Испанию, Италию, Португалию, частично — Францию. 

В настоящее время заканчивается строительство газопровода "Медгаз", который свяжет Алжир с Испанией по дну Средиземного моря. Примерно в июле он может быть пущен в эксплуатацию. Его ввод в действие увеличит поставки природного газа из Алжира на внешний рынок, которые к 2013—2014 годам должны составить порядка 85 млрд. куб. м.
Главными покупателями норвежского газа являются пять немецких компаний, среди них Ruhrgas, французская компания GasdeFrance, нидерландские — Gasunie и SEP и другие фирмы из Испании, Австрии, Бельгии, Италии, Польши и Чехии. На этих рынках норвежский газ составляет конкуренцию российскому экспорту. Но главным рынком их сбыта все еще остается Германия, где доля потребления норвежского газа составляет около 30%. 

Россия поставляет свой товар во все ведущие промышленные страны континентальной Европы: во Францию, Германию и Италию, на Балканы, в Прибалтику, Восточную Европу. Хотя главные ее клиенты — это Франция, Германия и Италия: суммарный спрос на газ в этих трех странах составляет 40% от общеевропейского. 

По прогнозам аналитиков, к 2030 году потребление газа Европой возрастет с 550 млрд. куб. м до 700 млрд. куб. м в год. И несмотря на старания Норвегии, Алжира и Катара увеличить собственные поставки, доля российского голубого топлива будет неуклонно возрастать. 

Европейцев это пугает, но сделать они ничего не могут. Ученые, несмотря на щедрое финансирование разного рода программ, так и не придумали, как уменьшить потребление газа. Собственные запасы, даже морские, в Старом Свете, как уже сказали, минимальны. 

Пока только Великобритания худо-бедно справляется с задачей газового самообеспечения. В последние годы она находится на подъеме своей добычи природного газа. Однако объем запасов страны на континентальном шельфе Северного и Ирландского морей составляет всего лишь 730 млрд. куб. м. В год разработка месторождений континентального шельфа обеспечивает стране примерно 100—108 млрд. куб. м. Остальное она добирает на транзите норвежского газа через Ла-Манш. 

Но примерно через 2—3 года собственные запасы королевства будут исчерпаны, а транзит не сможет вырасти, поскольку и у Норвегии нет резервов. Перед британцами встанет вопрос: где брать газ? Традиционно у норвежцев или все-таки у русских? Тем более что в последнее время Осло находит все больше точек соприкосновения с Москвой. Причем чем меньше запасов газа остается у Норвегии, тем интереснее ее договоренности с Россией. 

Например, недавно лидеры России и Норвегии разрешили длившийся 40 лет спор о разделе Баренцева моря и части Северного Ледовитого океана на четкие экономические зоны, доходящие до края северного континентального шельфа Европы. Это соглашение может означать, что скоро в этом большом и потенциально прибыльном регионе начнется разведка нефти и газа. Правда, соглашение еще должны ратифицировать законодательные органы обеих стран. 

Алжирский вектор 

Неплохие отношения у России и с Международным форумом стран — экспортеров газа (ФСЭГ), который еще именуют "газовой ОПЕК". В декабре прошлого года Форум даже выбрал своим генеральным секретарем представителя РФ. Кроме того, недавно Россия и Катар (один из основных "миноритарных" поставщиков газа в Европу) договорились о намерении обеспечить стабильность рынка газа. Это означает, что они будут поддерживать друг друга в вопросах цен и проектов. 

Но главную скрипку в ФСЭГ традиционно играет Алжир. Именно он является инициатором недавнего заявления о том, что не нужно дожидаться подорожания газа в результате увеличения потребления, надо это форсировать своими силами. И добиваться приведения газовых цен к паритету с нефтяными. 

Алжирский министр нефти Шакиб Хелиль еще в конце марта заявил о необходимости снизить добычу газа, чтобы поддержать цены на него. По его словам, сейчас стоимость газа составляет $13 за 1 млн. Btu (британские термические единицы), что в шесть раз меньше средней стоимости барреля нефти. 

Однако ожидать естественного повышения стоимости газа пока не приходится. По мнению Шакиба Хелиля, мировая потребность в голубом топливе в 2013 году будет на таком же уровне, как и в кризисный 2008 год. 

Между тем у российского "Газпрома" более оптимистичные взгляды на будущее. Он считает, что к 2013 году спрос на газ должен восстановиться до докризисных уровней. В соответствии со своими ожиданиями он планирует через три года выйти на рекордный уровень добычи — 565,5 млрд. куб. м. И поэтому не так сильно педалирует вопрос связки цен на газ и нефть. 

Северное сияние 

В любом случае, чтобы сохранить нынешние пропорции газоснабжения и удовлетворить спрос, россиянам необходимо повышать предложение. Это означает, что они заинтересованы в модернизации нынешних и поиске новых путей доставки. 

Новые пути пока в проектах. Это касается как российских "потоков" — "Южного" и "Северного", так и их конкурента — Nabucco. У последнего самые большие проблемы. Задуманный как альтернатива "Южному потоку" (который, по мнению вице-президента США Джо Байдена, способствует "имперским планам" России), Nabucco испытывает две проблемы. Во-первых, у него нет окончательно определенного донора. Во-вторых, он катастрофически отстал от запланированных сроков. Достаточно сказать, что первоначально его планировали сдать (первую очередь) в 2011 году. Но уже прошла почти половина 2010 года, а трубопровод так и не начинали строить. 

Эти две проблемы тесно взаимосвязаны: пока не решится, кто будет поставщиком газа, неясно, откуда тянуть трубу. Против использования в таком амплуа Ирана выступают сами же идеологи Nabucco — американцы. А Туркменистану слишком сложно добраться до Европы без России — в прямом и переносном смысле слова. 

Как бы там ни было, но ориентировочная стоимость проекта уже превысила $8 млрд. И чем дальше, тем меньше сторонников у него остается. Тем временем "Северный поток" (он же Nord Stream) уже стартовал. Его официальное открытие состоялось 9 апреля в бухте Портовая (Выборгский район Ленинградской области). 

В торжественной церемонии, посвященной началу строительства газопровода, приняли участие президент России Дмитрий Медведев, комиссар ЕС по энергетике Гюнтер Оттингер, а также акционеры консорциума из России, Германии и Нидерландов. Центральным событием мероприятия стала сварка двух 12-метровых труб, что символизирует создание связующего звена между газотранспортными системами России и Европейского Союза. 

Но при этом наблюдатели не упустили из виду важный факт. Еще одной ожидаемой гостьи — канцлера Германии Ангелы Меркель — на церемонии почему-то не было. Она ограничилась лишь лаконичным видеообращением. Такой представительский состав свидетельствует, что россияне придают факту начала строительства больше значения, чем европейцы. 

Несмотря на то, что на сегодняшний день уже проложено несколько километров труб из 1224 км плановой протяженности, а также на солидный коллектив акционеров — "Газпром", BASF/ Wintershall, E.ON Ruhrgas и Gasunie, окончательной уверенности в успешном завершении проекта пока нет. 

Дело в том, что из необходимых 7,4 млрд. евро (минимум) только менее 30% инвестиций обеспечивается акционерами. Остальные 70% должны дать банки. Но они-то как раз не спешат раскошеливаться. 

Недавно в Лондоне было подписано соглашение с 26 банками о получении кредита на 3,9 млрд. евро. Кредиторами Nord Stream стали, например, The Bank of Tokyo-Mitsubishi UFJ Ltd., BNP Paribas SA, Commerzbank AG, Credit Suisse AG, Deutsche Bank AG, ING Bank N.V., Raiffeisen Zentralbank Oesterreich AG, The Royal Bank of Scotland, Societe Generale, Standard Bank Plc, UniCredit Group, WestLB AG. Финансовыми консультантами компании Nord Stream выступают Royal Bank of Scotland, Commerzbank и Societe Generale. 

Но это обеспечивает лишь часть средств, необходимых для завершения строительства первой из двух линий газопровода, которая должна вступить в строй в 2011 году. На вторую ветку деньги пока даже не искали. А ведь окупиться в соответствии с графиком проект может только тогда, когда заработают обе ветки. 

Именно поэтому банки, которые из-за финансового кризиса, усиленного банкротством Греции, и так испытывают серьезные проблемы, решили подстраховаться и выдать займы под более высокий процент. В итоге уже сейчас общая стоимость проектов с учетом процентов повышается до 8,8 млрд. евро. 

Южный прожект 

Но если "Северный поток" уже реализуется, то "Южный" пока даже не начинался. Согласно проекту, он должен пройти по дну Черного моря из Новороссийска в болгарский порт Варна. Далее две его ветви направятся через Балканский полуостров в Италию и Австрию. 

Этот маршрут несравнимо затратнее "Северного потока": только по предварительным подсчетам, необходимые инвестиции оцениваются в 25 млрд. евро. Притом что по трубе, как считалось изначально, можно будет экспортировать максимум 31 млрд. куб. м в год. Сейчас проектанты уверяют, что нашли способ повысить пропускную способность почти вдвое. Но противники "Южного потока" заявляют, что это авантюра. И действительно, так заметно увеличить объемы транзита по дну моря нереально. 

Как пишут российские СМИ, в течение последних месяцев Владимиру Путину удалось добиться согласия на прокладку "Южного потока" практически от всех стран, через которые он должен проходить. Но это все равно нельзя назвать особым прогрессом. Тем более что ни у балканских стран, ни у болгар нет денег. А тот, кто деньги дает (основной европейский акционер проекта — итальянская компания ENI), может начать "шланговать". Есть предположение, что после запуска алжирского газопровода "Медгаз", ENI попытается отложить начало масштабного строительства — как минимум до окончания кризиса и возобновления высокого спроса на газ в Европе. 

Эксперты отмечают, что у ENI нет окончательной уверенности в успехе "Южного потока". И особенно в его быстрой окупаемости. Дело в том, что чем дальше, тем доли участников больше дробятся. Недавно акционерам пришлось отдать по 10% в пользу французской EDF. 

Стоит ли игра свеч или россиянам действительно имеет смысл временно отказаться от "Южного потока" и потратить часть средств, которые уже вкладываются в него, на реконструкцию украинской ГТС? 

Мнение эксперта 

Виталий Кулик
директор Центра исследований проблем гражданского общества:
 

— У России есть собственные резоны для того, чтобы все же построить "Южный поток". Слишком много политических усилий вложено в реализацию проекта. Практически подписаны соглашения о строительстве участков газопровода с транзитными странами. Символичным стало подписание договора с Турцией 11—12 мая, которая высказалась в пользу российского газопровода, чем вызвала легкую головную боль у лоббистов Nabucco. К проекту присоединился новый французской партнер — EdF, которая, по предварительным данным, может получить 20% в проекте. Источники в "Газпроме" заявляют о незыблемости планов завершения обходного газотранспортного кольца, некоторые эксперты поспешили с победными реляциями о том, что уже в 2015 году газопровод будет введен в эксплуатацию. 

Однако несмотря на заметные успехи энергетической дипломатии Кремля, "Южный поток" не сформировал своего скелета в виде практических действий и освоенных бюджетов. Пока мы имеем дело с декларацией о намерении. 

Во-первых, "Южный поток" не имеет гарантированных источников наполнения газом. Туркменистан, который первоначально рассматривался в качестве основного такого источника, сегодня разделил свой газовый экспорт на почти равные доли между Россией, Китаем и Ираном. 

Туркменистан заявил, что "время монополий в этом сегменте мировой экономики уходит в прошлое", поэтому Ашхабад четко подчеркнул свое право на выбор "альтернативных маршрутов поставок энергоресурсов. Какой из них выбрать — остается суверенным правом участников того или иного конкретного проекта". Даже после того как стало известно о провале миссии комиссара Евросоюза по вопросам энергетики Гюнтера Эттингера, который пытался привлечь Ашхабад к поставкам для Nabucco, руководство Туркменистана не спешило идти навстречу российскому "Газпрому". 

В ноябре 2009 года выяснилось, что "Газпром" планирует вчетверо снизить закупки газа у Туркменистана. Согласно подготовленному руководством компании прогнозу на 2010—2012 годы, "Газпром" намерен закупать у Ашхабада не более 10,5 млрд. куб. м газа в год. Это притом что в 2009 году российский холдинг планировал закупить 50 млрд. куб. м газа. После аварии на газопроводе Давлетбат—Дариялык (Средняя Азия—Центр) 9 апреля 2009 года отношения Москвы и Ашхабада расстроились и в ближайшее время вряд ли выйдут на конструктив. 

Пытается избежать зависимости от российских трубопроводов и Азербайджан, который совместно с Грузией и Румынией договорился о реализации проекта транспортировки газа из Каспия через грузинскую территорию (где будет построен завод по сжижению газа) по Черному морю в Румынию и дальше в ЕС. 

По сути, на данный момент нет заключенных договоров на поставку по трубопроводу газа ни с одной из потенциально заинтересованных стран — ни с Туркменистаном и Азербайджаном, ни с Ираном. В отношении Ирана Европа зависит от позиции США по иранской атомной программе. Таким образом, "Южный поток" может оказаться трубой без газа. 

Во-вторых, это проблема самого европейского газового рынка. Нужно ли Европе столько газа в ближайшие десять лет? Многие российские эксперты указывают на то, что, согласно энергостратегии ЕС, доля потребления газа в балансе энергоресурсов будет непрерывно расти, однако темпы этого роста могут быть более низкими, так что избыточный газ по "Южному потоку" и/или Nabucco может быть просто не востребован. Нужно помнить, что на Ближнем Востоке (в Катаре и Саудовской Аравии) введены новые крупные мощности по транспортировке сжиженного газа. Раньше их хотели использовать для поставок в США, теперь Брюссель получил возможность перенацелить их работу на Европу. Тем более что цена сжиженного газа с Ближнего Востока существенно ниже контрактных цен "Газпрома" из-за малых издержек производителей. 

В-третьих, кризис обоснования строительства "Южного потока". Считается, что проект необходим для исключения неблагонадежных транзитеров из схемы энергопоставок РФ—ЕС. Вторым мотивом было создать режим конкуренции в отношении проекта Nabucco, тем самым Москва повышала риски и снижала привлекательность альтернативного газопровода, строящегося без ее участия. Сейчас (после начала сближения Киева и Москвы) Украина уже не является оппонентом России в газовом вопросе. 

Более того, в случае достижения взаимовыгодного алгоритма создания консорциума по модернизации отечественной ГТС украинская сторона получает возможность требовать от Москвы отказаться от "Южного потока". Речь может идти о том, что "Газпром" отложит сам проект до лучших времен и займется расширением пропускной способности нашей газовой трубы.

http://telegrafua.com/523/economics/11034/

 

Коментувати



Читайте також

Це майданчик, де розміщуються матеріали, які стосуються самореалізації людини, проблематики Суспільного Договору, принципів співволодіння та співуправління, Конституанти та творенню Республіки.

Ми у соцмережах

Напишіть нам

Контакти



Фото

Copyright 2012 ПОЛІТИКА+ © Адміністрація сайту не несе відповідальності за зміст матеріалів, розміщених користувачами.