Империя Свободы. Сообщество самоуправляемых громад

Наталья Глоба. 12.08.2018

Империя Свободы. Сообщество самоуправляемых громад

Предлагаю вниманию группы ПК концепцию управления социальной средой, которая родилась в ходе описания системных требований к ИС.

Для того, чтобы превратить Украину из полуколониальной страны, раздираемой коррупцией и внутренними противоречиями, в быстро развивающуюся страну с высоким потенциалом ценностной, экономической и культурной экспансии, нужно преодолеть все системные изъяны, не позволяющие социуму набрать высокие обороты движения вперед.

Среди них в ходе системного анализа были выявлены наиболее критичные социальные болезни:

1. Управляющие элиты и народ имеют разные системы ценностей, что приводит к результатам, не соответствующим ожиданиям общества.
2. Социально-психологические условия разбалансированы, растет девиантность поведения элит и недоверие к ним общества.
3. Централизованная система управления социумом снижает адаптивность социальной системы к меняющимся условиям существования.
4. Этическая система общества имеет системный изъян: она в большей степени партикулярна, чем универсальна. Это значит, что лишь меньшинство дает согласие всегда исполнять правила, большинство предпочитает исполнять их выборочно.
5. В обществе присутствует высокая мотивация на неисполнение правил.
6. Доступ граждан к общественным ресурсам по большей части закрыт.
7. Контроль общества за властью, в том числе, за распределением общественных ресурсов, ограничен элитами.
8. Обратная связь государства и общества заблокирована.

Преодоление этих изъянов предполагает построение социальной системы, в которой будут присутствовать такие качества:

1. Универсальная система ценностей для элит и народа.
2. Гармоничные социально-психологические условия.
3. Децентрализованное управление.
4. Анонимизированное принятие решений (на основе голосования, а не волей руководителя).
5. Этический универсализм в вопросе согласия на исполнение правил.
6. Мотивация на отказ от отклонения от правил.
7. Открытый доступ к общественным ресурсам.
8. Самоконтроль и участие общества в распределении общественных ресурсов.
9. Непрерывное взаимодействие государства и общества в процессах подготовки и принятия решений.

Для реализации таких качеств была построена фрактально-рекурсивная модель управления обществом. Обобщенная схема — на рисунке.

Компоненты модели:
1. Самоуправляемые территориальные громады, обладающие субъектностью, основанные на договорах и действующие на основании уставов. Громадой первого уровня могут быть жители дома, проулка, второго уровня — жители в рамках территории, охваченной одним ЖЭК, и так далее. Громады вложены друг в друга. Государство — громада громад.
2. Сервис — совокупность коммунальных (государственных) предприятий, оказывающих услуги членам громад и принадлежащих громадам.
3. Рада громады (администрация, Верховная Рада) — избираемый прямым голосованием орган для администрирования жизнедеятельности громады. Верховная рада имеет исключительную функцию принятия законов. Любой из членов Рады может быть отозван в любой момент как лицо, утратившее доверие членов громады. Отзыв производится прямым голосованием членов громады. Рады имеют право создавать свой исполнительный орган.

Дополнительные компоненты, не приведенные в схеме, но присутствующие в модели и выполняющие важные функции:
1. общегосударственная социальная сеть “Громады” предоставляет гражданам возможность получить всю информацию о деятельности громад, сервисы для обсуждения и электронного голосования;
2. мировые судьи — система арбитража на уровне громады, соответствующей административно-территориальной единице;
3. коучи — специальные представители громады, деятельность которых направлена на помощь громадам более низкого уровня в организации их работы, коуч не имеет права принимать участие в принятии громадой решений, он лишь консультирует и помогает взаимодействовать громадам одного уровня друг с другом и преодолевать сложные ситуации. В Кабинете Министров коучинг — важнейшая функция, помогающая предприятиям, деятелям культуры, инновационным разработкам организовать продвижение на рынках и предоставляющая другие консультационные услуги.

Принципы функционирования модели:
1. На всех уровнях повторяется один и тот же образ субъекта- самоуправляемой громады.
2. Все алгоритмы взаимодействия громады со своими членами и вышестоящей громадой рекурсивны и повторяются на всех уровнях.
3. Рады громад не разрабатывают бюджеты своих громад, члены громад формируют бюджеты “снизу вверх” и принимают их прямым голосованием.
4. Рады громад не управляют деятельностью своих членов, а лишь администрируют ее.
5. Прямое голосование — основной способ принятия решений в громадах.
6. Громады взаимодействуют с громадами своего уровня на основе договоров.
7. Бюджет громады образуется членскими взносами, прибылью от хозяйственной деятельности коммунальных предприятий, доходами от ренты. Громады уровня административно-территориальной единицы устанавливают налоги.

Пример функционирования системы.
Рассмотрим громаду, созданную на территории, которую охватывает ЖЭК. Рада громады из трех человек. Она инициирует покупку лавочек для своих дворов. Выкладывает в соцсети свое предложение. Предприниматель предлагает изготовить их за 8000 грн за штуку. Один из жителей сообщает, что соседняя громада купила неплохие лавочки за 6000. Рада собирает информацию о предложениях на рынке и истории аналогичных покупок коллегами. Происходит обсуждение в соцсети. В результате формируются два самых рейтинговых предложения, которые и выносятся на голосование членам громады. После принятия решения Рада передает его на исполнение в ЖЭК, ей принадлежащий, и оплачивает затраты. Превышение стоимости над реальной невозможно, поскольку решение принимается лицами, не мотивированными на подобные действия.

Помощь коуча бывает необходима в сложных нетипичных ситуациях. Например. На территории громады проживает одинокий инвалид, который нуждается в постоянной помощи. Громада не имеет опыта разрешения таких проблем и обращается к коучу. Коуч предоставляет информацию о патронажных службах, благотворительных организациях, объясняет, как решали подобные проблемы другие громады, помогает с приглашением квалифицированных экспертов. Но решение принимает только громада.

Формирование бюджета.
Рада громады посчитала доходы и проинформировала о них членов громады. У громады может быть Бюджетное правило — порядок распределения бюджета. Рада готовит предложение для рассмотрения и выкладывает его в соцсети. Члены громады вносят свои предложения и изменения. Прямым голосованием членов громады бюджет принимается. Рада его исполняет. Результаты исполнения бюджета выкладываются в сеть для обсуждения.

Предложенная модель устраняет риски отклонения чиновников от поведенческой нормы, оптимизирует распределение общественных ресурсов, “обнуляет” мотивацию крупного капитала в участии в политической жизни, создает новые мотивации у людей, способствует созданию гармоничной социальной жизни. Эффективность работы всей управленческой системы целиком зависит от активности граждан.

Читайте також

Рекомендації

Це майданчик, де розміщуються матеріали, які стосуються самореалізації людини, проблематики Суспільного Договору, принципів співволодіння та співуправління, Конституанти та творенню Республіки.

Ми у соцмережах

Напишіть нам

Контакти



Фото

Copyright 2012 ПОЛІТИКА+ © Адміністрація сайту не несе відповідальності за зміст матеріалів, розміщених користувачами.