Наталья Глоба. 12.08.2018
Империя Свободы. Сообщество самоуправляемых громад
Предлагаю вниманию группы ПК концепцию управления социальной средой, которая родилась в ходе описания системных требований к ИС.
Для того, чтобы превратить Украину из полуколониальной страны, раздираемой коррупцией и внутренними противоречиями, в быстро развивающуюся страну с высоким потенциалом ценностной, экономической и культурной экспансии, нужно преодолеть все системные изъяны, не позволяющие социуму набрать высокие обороты движения вперед.
Среди них в ходе системного анализа были выявлены наиболее критичные социальные болезни:
1. Управляющие элиты и народ имеют разные системы ценностей, что приводит к результатам, не соответствующим ожиданиям общества.
2. Социально-психологические условия разбалансированы, растет девиантность поведения элит и недоверие к ним общества.
3. Централизованная система управления социумом снижает адаптивность социальной системы к меняющимся условиям существования.
4. Этическая система общества имеет системный изъян: она в большей степени партикулярна, чем универсальна. Это значит, что лишь меньшинство дает согласие всегда исполнять правила, большинство предпочитает исполнять их выборочно.
5. В обществе присутствует высокая мотивация на неисполнение правил.
6. Доступ граждан к общественным ресурсам по большей части закрыт.
7. Контроль общества за властью, в том числе, за распределением общественных ресурсов, ограничен элитами.
8. Обратная связь государства и общества заблокирована.
Преодоление этих изъянов предполагает построение социальной системы, в которой будут присутствовать такие качества:
1. Универсальная система ценностей для элит и народа.
2. Гармоничные социально-психологические условия.
3. Децентрализованное управление.
4. Анонимизированное принятие решений (на основе голосования, а не волей руководителя).
5. Этический универсализм в вопросе согласия на исполнение правил.
6. Мотивация на отказ от отклонения от правил.
7. Открытый доступ к общественным ресурсам.
8. Самоконтроль и участие общества в распределении общественных ресурсов.
9. Непрерывное взаимодействие государства и общества в процессах подготовки и принятия решений.
Для реализации таких качеств была построена фрактально-рекурсивная модель управления обществом. Обобщенная схема — на рисунке.
Компоненты модели:
1. Самоуправляемые территориальные громады, обладающие субъектностью, основанные на договорах и действующие на основании уставов. Громадой первого уровня могут быть жители дома, проулка, второго уровня — жители в рамках территории, охваченной одним ЖЭК, и так далее. Громады вложены друг в друга. Государство — громада громад.
2. Сервис — совокупность коммунальных (государственных) предприятий, оказывающих услуги членам громад и принадлежащих громадам.
3. Рада громады (администрация, Верховная Рада) — избираемый прямым голосованием орган для администрирования жизнедеятельности громады. Верховная рада имеет исключительную функцию принятия законов. Любой из членов Рады может быть отозван в любой момент как лицо, утратившее доверие членов громады. Отзыв производится прямым голосованием членов громады. Рады имеют право создавать свой исполнительный орган.
Дополнительные компоненты, не приведенные в схеме, но присутствующие в модели и выполняющие важные функции:
1. общегосударственная социальная сеть “Громады” предоставляет гражданам возможность получить всю информацию о деятельности громад, сервисы для обсуждения и электронного голосования;
2. мировые судьи — система арбитража на уровне громады, соответствующей административно-территориальной единице;
3. коучи — специальные представители громады, деятельность которых направлена на помощь громадам более низкого уровня в организации их работы, коуч не имеет права принимать участие в принятии громадой решений, он лишь консультирует и помогает взаимодействовать громадам одного уровня друг с другом и преодолевать сложные ситуации. В Кабинете Министров коучинг — важнейшая функция, помогающая предприятиям, деятелям культуры, инновационным разработкам организовать продвижение на рынках и предоставляющая другие консультационные услуги.
Принципы функционирования модели:
1. На всех уровнях повторяется один и тот же образ субъекта- самоуправляемой громады.
2. Все алгоритмы взаимодействия громады со своими членами и вышестоящей громадой рекурсивны и повторяются на всех уровнях.
3. Рады громад не разрабатывают бюджеты своих громад, члены громад формируют бюджеты “снизу вверх” и принимают их прямым голосованием.
4. Рады громад не управляют деятельностью своих членов, а лишь администрируют ее.
5. Прямое голосование — основной способ принятия решений в громадах.
6. Громады взаимодействуют с громадами своего уровня на основе договоров.
7. Бюджет громады образуется членскими взносами, прибылью от хозяйственной деятельности коммунальных предприятий, доходами от ренты. Громады уровня административно-территориальной единицы устанавливают налоги.
Пример функционирования системы.
Рассмотрим громаду, созданную на территории, которую охватывает ЖЭК. Рада громады из трех человек. Она инициирует покупку лавочек для своих дворов. Выкладывает в соцсети свое предложение. Предприниматель предлагает изготовить их за 8000 грн за штуку. Один из жителей сообщает, что соседняя громада купила неплохие лавочки за 6000. Рада собирает информацию о предложениях на рынке и истории аналогичных покупок коллегами. Происходит обсуждение в соцсети. В результате формируются два самых рейтинговых предложения, которые и выносятся на голосование членам громады. После принятия решения Рада передает его на исполнение в ЖЭК, ей принадлежащий, и оплачивает затраты. Превышение стоимости над реальной невозможно, поскольку решение принимается лицами, не мотивированными на подобные действия.
Помощь коуча бывает необходима в сложных нетипичных ситуациях. Например. На территории громады проживает одинокий инвалид, который нуждается в постоянной помощи. Громада не имеет опыта разрешения таких проблем и обращается к коучу. Коуч предоставляет информацию о патронажных службах, благотворительных организациях, объясняет, как решали подобные проблемы другие громады, помогает с приглашением квалифицированных экспертов. Но решение принимает только громада.
Формирование бюджета.
Рада громады посчитала доходы и проинформировала о них членов громады. У громады может быть Бюджетное правило — порядок распределения бюджета. Рада готовит предложение для рассмотрения и выкладывает его в соцсети. Члены громады вносят свои предложения и изменения. Прямым голосованием членов громады бюджет принимается. Рада его исполняет. Результаты исполнения бюджета выкладываются в сеть для обсуждения.
Предложенная модель устраняет риски отклонения чиновников от поведенческой нормы, оптимизирует распределение общественных ресурсов, “обнуляет” мотивацию крупного капитала в участии в политической жизни, создает новые мотивации у людей, способствует созданию гармоничной социальной жизни. Эффективность работы всей управленческой системы целиком зависит от активности граждан.