Как мы будем «спасать» отечественный ЖКХ

Максим Нечипоренко

Состояние жилищно-коммунального хозяйства катастрофическое. За годы независимости его до такого состояния довели чиновнический произвол и бездумная приватизация всего, чего только можно. Но спасать ситуацию как-то нужно. И у властей есть рецепт избавления от накопившихся проблем. Решать вопрос будут за наш с вами счет, за счет рядовых граждан. Все ветки центральной власти давно «трудятся» в закручивании гаек. Шаг за шагом, все больше поборов ложится на плечи украинцев. На сей раз, Кабмин решил повысить уровень рентабельности предоставляемых коммунальных услуг до 15%-50%, плавно подводя экономическое обоснование к подорожанию коммуслуг.

Как мы будем «спасать» отечественный ЖКХ

07 мая 2009 Главбух, Лаборатория

Фото взято с ресурса k.img.com.ua

Сразу после выходных, 5 мая, Кабинет Министров повысил закладываемый уровень рентабельности для предприятий при формировании тарифов на производство, транспортировку, поставку теплоэнергии и услуги по отоплению, горячему водоснабжению, а также водоснабжению и водоотводу для бюджетных организаций с 12% до 15%, а для юрлиц с 12% до 50%.

Но что это значит? Каждое предприятие работает с каким-то уровнем рентабельности, то есть тем уровнем дохода, который превышает издержки на производство какого-то товара или услуги. Предприятия ЖКХ не исключение. В отличие от частных предприятий, этот сектор весьма зарегулирован государством..

Уровень рентабельности формируется с учетом необходимости уплаты налога на прибыль и направления части полученной прибыли на техническое переоснащение предприятий, которые предоставляют услуги. Повышая уровень рентабельности, предприятию будет нужен больший финансовый поток для покрытия издержек. Следовательно, их нужно будет покрывать за счет оплаты предоставляемых услуг… путем повышения тарифом на указанные услуги.

Раньше тарифы ЖКХ компенсировались за счет прибыли государственных предприятий. Поскольку все продано, то компенсацию получать будет не из чего, а повышенная рентабельность предприятий будет все равно закладываться в новые тарифы, оплата которых ложится на наши плечи. Таким образом, мы постепенно движемся к «экономически обоснованным тарифам».

В целом, тарифы формируются для трех категорий потребителей: населения, бюджетных учреждений, других потребителей (юрлица). При формировании тарифов для населения закладываемый для поставщика услуги уровень рентабельности остается пока неизменным — 12%. Но обывателя это не спасает. Повышенные тарифы неизбежно внесутся предприятиями в стоимость оказываемых услуг или товаров, что сделает их еще боле недоступными в нашем нищем обществе.

Состояние ЖКХ

В распоряжении редакции ЛС появилась информация касательно состояния всего ЖКХ и необходимого объема инвестирования в хозяйство. По словам Виталия Яковенко, руководителя Ассоциации теплотехнических компаний, в замене нуждаются около 80-90% существующих тепловых магистралей в Украине. Объем инвестиций, необходимых для модернизации существующего теплоснабжающего оборудования в жилищно-коммунальном хозяйстве Украины оценивается в более чем 200 млрд. грн.

Но в ассоциации стратегию выстраивают не менее «гибкую», чем в Киевсовете. Напомним, что благодаря Киевсовету, своеобразным подарком для киевлян на майские праздники стало повышение с июня тарифов услуг ЖКХ. По словам Яковенко, из-за низкого качества предоставляемых предприятиями коммунальной теплоэнергетики услуг население ухудшило проведение расчетов. «Это протест рядового украинца против несовершенной работы теплокоммунэнерго. Украинцы не довольны той температурой радиаторов, которая есть, не довольны температурой воды. Как следствие не стоит удивляться кризису неплатежей в 2008», — говорит Виталий Яковенко.

Но к чему же нас подготавливают в ассоциации теплотехнических компаний? И здесь нам открывают глаза. Виталий Яковенко заявляет, что установление индивидуального отопления для бытовых потребителей позволило бы решить проблему предоставления качественных услуг. «Министерство ЖКХ должно дать людям право выбора: пользоваться централизованным отоплением или переходить на индивидуальное отопление. Необходима политическая воля — снять все ограничения, которые были введены в 2006», — предвкушает будущие прибыли руководитель ассоциации тепловиков.

Действительно, индивидуальное отопление имеет смысл быть. Но это касается только маленьких населенных пунктов, где частный сектор преобладает. Уже давно доказано, что в городах с населением выше 100 тыс. человек не только не рентабельно но и создает потенциальную угрозу. Ведь это котлы отопления в каждой квартире каждого многоквартирного дома. А ведь большинство населения живет именно в городах. Опасность аварии и взрыва превращается из чисто теоретической в потенциальную. Дело остается только за временем.

Энергетический сектор

Дочернее предприятие Национальной акционерной компании «Нефтегаз Украины» — «Газ Украины» заявляет об ухудшении расчетов в отопительный сезон 2008-2009 годов предприятий коммунальной теплоэнергетики за поставленный природный. И это в сравнении с отопительным сезоном 2007-2008, когда ситуация была также далека от идеальной.

По предварительным данным Газа Украины, задолженность предприятий ТКЭ с 1 октября 2008 перед «Газом Украины» превысила 3,7 млрд. грн., уровень расчетов за газ для производства тепловой энергии — 54% (по данным оперативного мониторинга, состоянием на 6 апреля). И это при том, что предприятия коммунальной теплоэнергетики (в частности ТЭЦ для производства тепла) сократили в это м году потребление газа приблизительно на 25% до 7 696 млн. куб. м (в 2008 — 10 128 млн. куб. м). Для сравнения, за аналогичный период отопительного сезона 2007-2008 годов общая задолженность предприятий ТКЭ составляла 2,2 млрд. грн., уровень расчетов — 63%.

Причина проста. Экономический кризис пока не отразился на энергетическом секторе, но негативным является то, что энергетические компании больше не получают регулярной платы от украинских потребителей. Уполномоченный Президента по международным вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский прогнозирует серьезные проблемы в энергетическом секторе Украины при продолжительном экономическом кризисе. «Население резко сократило уровень оплаты за энергоресурс. Если кризис будет длиться долго, то нас ожидают большие проблемы и в энергетическом секторе», — сказал Соколовский.

Но к чему актуализация вопроса? Ведь и раньше с оплатой за газ и тепло возникали проблемы. Дело в том, что накопление предприятиями ТКЭ задолженности «Газ Украины» значительно осложняет расчеты «Нефтегаза» с поставщиком природного газа, в частности с российским «Газпромом». Данная проблема также висит дамокловым мечом и над центральным правительством. Своевременные расчеты «Нефтегаза» являются одним из основных требований МВФ по предоставлению кредита государству Украины. Если этого не случится, у бюджета появится больше «дыр», а финансовый сектор может рушиться. После такого прогноза событий, ни о каком премьерстве или президентстве Юлии Тимошенко не то, что говорить, даже и мечтать не придется.

Коментувати



Читайте також

Це майданчик, де розміщуються матеріали, які стосуються самореалізації людини, проблематики Суспільного Договору, принципів співволодіння та співуправління, Конституанти та творенню Республіки.

Ми у соцмережах

Напишіть нам

Контакти



Фото

Copyright 2012 ПОЛІТИКА+ © Адміністрація сайту не несе відповідальності за зміст матеріалів, розміщених користувачами.