Как правительство вытянуло Украину из кризиса

photo_46f64c8cdd6f6Максим Нечипоренко

Времена премьер-министра Тимошенко не завидные. Желание показать всем, что дела идут на поправку имеет обратную сторону. Юлии Тимошенко приходится прибегать к демагогии, а попросту «искажать истину». Буквально неделю назад Юлия Тимошенко заявила, что кризис остановлен. «За январь-май 2009 года мы можем констатировать небольшой, но поступательный рост промышленности. В частности, если сравнивать май 2009 года с апрелем 2009 года, то мы имеем рост в размере 1,3%, то говорит о том, что кризис, как минимум, приостановлен. Но это мы видим не по всем отраслям. Все-таки есть стагнация в некоторых отраслях промышленности», — заявила Тимошенко. Так ли это?

Да, проблемы производства важны для всего народного хозяйства включая каждого отдельного человека. Однако позволяет ли нам разговор о позитивных сдвигах в производстве говорить как о конце кризиса? Руководствуясь заявлениям и показателям Государственного комитета статистики, можно придти к выводу, что безработица и впрямь уменьшается, а средняя заработная плата растет. Но это не совсем так. Ведь цена, благодаря которой премьер-министр может привести положительные показатели в промышленности, была оплачена простым украинским работником или служащим.

В мае средняя заработная плата увеличилась на 0,3% по сравнению с мартом до 1 851 гривен в месяц, сообщает Госкомстат. Самый высокий уровень зарплат зарегистрирован в Киеве, где средняя зарплата составила 3 066 грн., как ни странно понизившись на 2,6% по сравнению с апрелем. Самый бедный регион расположен на западе, в Тернопольской области, средняя зарплата составила 1 382 грн. в месяц, повысившись на 3,2% по сравнению с апрелем. Статистика утверждает, что население Украины не смотря ни на какие невзгоды испытывает повышение средней заработной платы. По сравнению с маем 2008 года средняя зарплата в мае 2009 года выросла на 4,3%, или на 77 грн. с 1 774 грн. Вроде все хорошо, рост хоть и не большей, но все же есть.

Но есть ряд моментов, которые не дают повода говорить в столь позитивном свете. Во-первых, за то же самый период (с мая 2008 года по май 2009 год ), годовая потребительская инфляция составила 14,7%. Только здесь средний украинец потерял 10% от средней зарплаты, а это 185 грн.

Другой фактор – динамика изменения валютного курса. С мая прошлого года гривна девальвировала более чем на 50%. Это значит, что на такой же процент увеличилась и стоимость импортной продукции. Учитывая, то, что львиная доля импортных товаров – это продукция потребительского характера, ориентированная на быт человека, то девальвация с наибольшей силой ударила по карману обычных людей. Здесь нужно либо переплачивать, либо отказываться от покупки товаров. Большинство выбрали второй вариант развития.

Действительно, откуда же появится спрос, если даже ту нищенскую зарплату выдают не вовремя или не в полном объеме. Госкомстат твердит, что на 1 июня 2009 года размер невыплаченных зарплат увеличился на 7,3% по сравнению с 1 мая 2009 года до 1 507,289 млн. грн. Наибольший размер невыплаченных зарплат на 1 июня был зафиксирован в Донецкой области — 316,819 млн. грн., в Киеве — 130,573 млн. грн.. и в Луганской области — 121,877 млн. грн.

Но хорошо если еще выдают в урезанном виде. Думаете с безработицей у нас ситуация лучше? Если пользоваться данными Госкомстата и докладами премьер-министра, то состоянием на май официальная безработица находится на уровне 2,6%. А с начала июня количество стоящих на учете в центрах занятости уменьшилось на 8,2%. Состоянием на 23 июня, их количество составило 690,4 тыс. человек. Кроме того, премьер сообщила, что на данный момент в Украине количество вакансий составляет 78 тыс. Но дело в том, что в Украине считают безработицу несколько по другом у чем по рекомендациям МОТ. Она не учитывает ряд показателей, таких как количество безработных, не зарегистрированных в Государственном центре занятости, количество частично безработных (находящихся в вынужденных отпусках, работающих не полный рабочий день).

Любой центр занятости это только ширма присутствия социального обеспечения, за которой скрывается человеческая ненависть и трезвый расчет. Социальная задача любого такого центра, вопреки придуманному стереотипу, заключается не в обеспечении безработного, а выискивание причин, по которым можно отказать в выплатах пособия. Это как в страховой компании, пока вас приглашают к сотрудничеству – все хорошо и все вокруг улыбаются. Но только наступит страховой случай – сделают все, чтобы доказать невозможность выплатить страховку или максимально затянуть ее выплату.

По большему счету это подмена понятий, которая в наглой форме подается народу. Просто берется количество безработных зарегистрированных в центре занятости, высчитываем процент от трудоспособного населения и получаем «реальный уровень безработицы». Это абсолютно оторванный от жизни чиновничий показатель. Но если применить методику МОТ, то на данный момент Украина обладает уровнем безработицы в 9%-12%. Это превышает «нормальный» уровень, если таковой вообще можно считать нормальным, в 3-4 раза.

На самом деле безработных у нас пруд пруди. Изменений в этом ожидать в ближайший час не представляется возможным — количество безработных только увеличится. Дело в том, что часть выпускников школ не смогут поступить в высшие учебные заведения по результатам внешнего независимого тестирования, а также в связи с сокращением государственного заказа.

В подтверждение сказанному хотелось бы сказать еще об одной недавней инициативе. В прошлый четверг, Верховная Рада вознамерилась повысить прожиточный минимум для основных социальных и демографических групп населения с нынешних 626 грн./месяц до 808 грн./месяц (на 182 грн.) с 1 июля и до 848 грн./месяц (на 222 грн.) — с 1 октября. Соответствующие изменения планируется внести в статью 54 закона «О госбюджете на 2009 год». Законопроект также предусматривает установление размера минимальной заработной платы с 1 июля 2009 года на уровне 825 грн./месяц, с 1 октября — 865 грн./месяц, а с 1 декабря — 900 грн./месяц.

За принятие за основу законопроекта №4557 (автор — депутат Михаил Папиев от фракции Партии регионов) проголосовало 243 депутата при необходимых 226. В частности, за поддержку законопроекта проголосовали 172 депутата от фракции Партии регионов, 25 от фракции блока «Наша Украина — Народная Самооборона», 27 от фракции Коммунистической партии и 19 от фракции Блока Литвина.

Политика есть политика, и ее система – это сложные взаимодействия и хитросплетения между ее сегментами — близость выборов только обостряют эти взаимодействия. Не стоит обнадеживаться, «оппозиционные» и обладающие «золотой акцией» фракции, таким образом, решили подложить свинью действующему правительству, ведь бюджет это прерогатива Кабмина. Народ в этом раскладе в лучшем случае играет лишь роль пассивного наблюдателя, не имея ни малейшей возможности повлиять на происходящее. Но даже если эти предвыборные выкрутасы и воспринимать позитивно, то номинальное благосостояние все равно повышается только на 10%-20%, а не в разы, как того требует действительность.

Коментувати



Читайте також

Це майданчик, де розміщуються матеріали, які стосуються самореалізації людини, проблематики Суспільного Договору, принципів співволодіння та співуправління, Конституанти та творенню Республіки.

Ми у соцмережах

Напишіть нам

Контакти



Фото

Copyright 2012 ПОЛІТИКА+ © Адміністрація сайту не несе відповідальності за зміст матеріалів, розміщених користувачами.