Казахстан в преддверии досрочных президентских выборов

5986На фоне происходящих в мире турбулентных процессов нынешние политические события в Казахстане становятся важной и актуальной темой обсуждения как в экспертном сообществе, так и в широких слоях мировой общественности.

Так, активно инициировавшийся казахстанскими политиками вопрос о проведении референдума о продлении до 2020 года полномочий действующего Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева широко обсуждался как в Казахстане, так и в мире в целом. Эта инициатива получила противоречивые отклики. Сами казахстанцы в большинстве своем отнеслись к ней одобрительно. Запад же проявил явную настороженность. Во многом это связано с тем, что Президент Казахстана Н. Назарбаев находится у власти уже более 20 лет. Следовательно, возникает повод сравнить Казахстан с теми странами, в которых явно проявила себя «усталость» народа от своих «несменных» президентов, при правлении которых родилась большая часть ныне живущих граждан страны (это прежде всего сопоставление с Египтом, Йеменом и Тунисом). Но уместны ли попытки подобного сравнения? И в частности, как быть с качественными показателями прогресса стран или отсутствия такового?

Конечно же, помимо чисто «хронологических аспектов» следует принимать во внимание и то, что за годы независимости Казахстан под руководством Н. Назарбаева добился впечатляющих экономических и политических успехов. Республика заслужила доверие и признание со стороны практически всех основных компонентов мирового сообщества, которое видит в ней мудрого и надёжного партнера.

О достижениях Казахстана довольно объективно сказано в недавнем (озвученном 28 января 2011 года) ежегодном Послании Президента РК Н. Назарбаева народу Казахстана «Построим будущее вместе!». Так, если в 1994 году в этой республике ВВП на душу населения составлял чуть более семисот долларов, то к 1 января 2011 года он вырос более чем в 12 раз, превысив отметку в 9.000 долларов США. Введены в эксплуатацию 152 предприятия. Всего по Казахстану создано порядка 800 различных производств. Начат процесс активного восстановления и развития химической и легкой промышленности. До 2014 года планируется реализовать 294 инвестиционных проекта на общую сумму в 8,1 триллиона тенге (в настоящее время курс тенге по отношению к доллару США составляет 146 – 147 к одному), будут созданы 161.000 постоянных рабочих мест и 207.000 – на период строительства. Планируется, что к 2020 году рост ВВП в Казахстане составит не менее 30% процентов. Темпы роста в перерабатывающих отраслях должны будут достигнуть тех показателей, какие наблюдаются в добывающих отраслях или даже превзойти их. В соответствии с планами, активы Национального фонда составят не менее 30% ВВП, собственно казахстанские и иностранные инвестиции в несырьевые секторы экономики увеличатся не менее чем на 30%, доля малого и среднего бизнеса в ВВП составит 40%. Численность населения приблизится к 18 миллионам человек. Доля квалифицированных специалистов составит 40%. Уровень безработицы снизится до 5%. Производительность труда в сельском хозяйстве к 2014 году должна увеличиться в 2 раза, а к 2020 году – в 4 раза. В аграрном секторе экономики будет реализован масштабный проект по развитию мясного животноводства – с тем, чтобы уже в 2016 году экспорт мяса составил 60.000 тонн, что равноценно экспорту 4 млн. тонн зерна. Государство выделит на эти цели 130 млрд. тенге кредитных ресурсов. Это позволит создать свыше 20.000 рабочих мест в сельских районах и новый источник доходов для более 100.000 сельских жителей.

Президент Казахстана, осознавая свою историческую ответственность, практическими делами доказал свою способность решать важные социально-экономические и политические задачи как внутригосударственного, так и международного характера. Республика стала одним из важных центров международной политической и экономической жизни на постсоветском пространстве и в центрально-азиатском регионе, выходящем и за рамки постсоветского пространства. Безусловно, мировое сообщество с удовлетворением признает, что успехи Казахстана в проведении политики межэтнического и межрелигиозного согласия и в эффективном развитии экономики способствуют стабилизации ситуации в регионе.

В период своего председательства в ОБСЕ в течение 2010 года Казахстан успешно продемонстрировал свою способность играть важную и активную роль на международной арене. Проведение в Астане Саммита ОБСЕ, после 11 летнего перерыва, во многом является заслугой и успехом именно казахстанской дипломатии. И то, что председательство РК в ОБСЕ уже позади, отнюдь не означает, что Казахстан на международной политической арене как бы уходит «на второй план». «Форумами», «платформами» для дальнейшего продвижения международных инициатив Казахстана теперь является «тройка» ОБСЕ и Организация Исламская конференция (ОИК), которую РК возглавит с июня 2011 года.

На фоне многочисленных политических кризисов, «беспорядков» и потрясений в современном мире, возникновения острейших очагов напряжённости и гражданского противостояния, очень часто – революций и бунтов в ответ на бедность, бесправие широких слоёв населения, чиновничью коррупцию, произвол государственных органов, межнациональные и межконфессиональные противоречия, Казахстан во многом представляется «островком» спокойствия и социально-политической стабильности в условиях динамизма экономики.

За период президентства Нурсултана Назарбаева в Казахстане не произошло ни одного массового конфликта на религиозной или национальной почве, в стране мирно сосуществуют и активно взаимодействуют представители 140 этносов и 46 конфессий. В столице республики – Астане проводятся съезды лидеров мировых и традиционных религий. По инициативе Президента РК 2010 год был объявлен ООН Международным годом сближения культур. В РК создана особая структура, содействующая единению её многонационального народа, – Ассамблея народа Казахстана, была принята Доктрина национального единства. Немаловажной гарантией для единства страны и социального спокойствия является закрепление в Конституции РК (в статье 7) того, что «в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык».

Стабильная социально-экономическая и политическая ситуация в Казахстане, постоянное повышение уровня и качества жизни её населения, свобода вероисповедания и широкие возможности для реализации различными национальными группами своих культурных прав давали, как представлялось многим видным политикам Казахстана, достаточные основания для того, чтобы законодательно закрепить возможность проведения всенародного референдума о продлении до 2020 года полномочий действующего Президента РК. Однако Нурсултан Назарбаев своим Указом отклонил такое предложение. А повторное (преодолевавшее «вето» Президента) решение казахстанского парламента, принявшего соответствующий Закон, было признано Конституционным Советом РК несоответствующим Конституции страны.

В соответствии с решением Конституционного Совета, Президент Казахстана Н. Назарбаев, принял окончательное решение не проводить референдум, и Казахстан начинает подготовку к досрочным президентским выборам, которые состоятся, по всей видимости, в апреле 2011 года. У эффективного национального лидера есть очень хорошие шансы быть вновь переизбранным на пост главы государства. И при этом, учитывая огромный политический опыт Нурсултана Назарбаева и его ориентацию на гармонизацию отношений в обществе, он вряд ли позволит кому-либо из государственных служащих сознательно или «по недомыслию» «подыграть» своим политическим оппонентам в их возможных попытках дестабилизировать обстановку в стране и поколебать позитивный образ Казахстана в мире.

В. М. Якушик, доктор политических наук, профессор

Коментувати



Читайте також

Це майданчик, де розміщуються матеріали, які стосуються самореалізації людини, проблематики Суспільного Договору, принципів співволодіння та співуправління, Конституанти та творенню Республіки.

Ми у соцмережах

Напишіть нам

Контакти



Фото

Copyright 2012 ПОЛІТИКА+ © Адміністрація сайту не несе відповідальності за зміст матеріалів, розміщених користувачами.