Молдова: привычные декларации и реальный интерес. “Железнодорожная война” против ПМР и Украины

relsСергей Ильченко

В минувший четверг приднестровская сторона в очередной раз предложила Молдове возобновить железнодорожное сообщение с Украиной по маршруту Кучурган-Кишинев. Об этом заявил директор госпредприятия «Приднестровская железная дорога» Сергей Марцинко. Однако Молдова не торопиться с ответом.

Такая ситуация стала уже привычной: выступая – на словах и в принципе — за возобновление железнодорожного сообщения через Приднестровье, Молдова отвергает любые компромиссные решения. Позиция Кишинева сводится к ультимативному требованию полного восстановления статус-кво, существовавшего до прекращения железнодорожного сообщения.

Напомню, что железнодорожное движение через Приднестровье было полностью остановлено 4 марта 2006 года – на следующий день, после того как в соответствии с молдавско-украинским межправительственным соглашением украинские таможенные посты прекратили пропуск грузов, оформленных приднестровской таможней. Приднестровские экспортеры были вынуждены оформлять грузы в Молдове. В ответ, Тирасполь, посчитавший такие действия фактической блокадой, заявил о правах собственности на участок железной дороги, проходящий через Приднестровье – ранее вся молдавская железная дорога, включая и приднестровскую ее часть, управлялась из Кишинева. Денежные средства также поступали в Кишинев. Было образовано Государственное предприятие «Приднестровская железная дорога». В ответ, Кишинев заявил о прекращении пропуска поездов через Приднестровье.

Железнодорожная война нанесла ущерб не только Приднестровью, но и зарубежным грузоотправителям, вынужденным отправлять оплачивать доставку грузов в объезд, через Север Молдовы. Особенно тяжело пришлось украинским портам на Дунае. Их работа сразу же стала нерентабельной, а отправка грузов через них – неудобной для клиентов.

В свою очередь, Молдова ничего не потеряла от железнодорожной войны. Доходы Молдавской железной дороги отнюдь не снизились — напротив, они выросли за счет удлинения пути и пропорционального повышения стоимости проезда. Упадок портов Измаила и Килии вызвал рост грузооборота через молдавский порт Джурджулешти, к которому в короткие сроки была построена железнодорожная ветка Джурджулешты-Кагул. Не удивительно, что в Кишиневе без особого интереса относятся к возобновлению железнодорожного сообщения через Приднестровье: «рельсовая война» принесла Молдове существенные экономические выгода. Кто же станет своими руками резать курицу, несущую золотые яйца?

Оставляя в стороне вопрос об ущербе, понесенном приднестровцами, приходится констатировать, что более всех от закрытия сообщения по маршруту Кучурган-Кишинев пострадала Украина. О заинтересованности украинской стороны в возобновлении железнодорожного сообщения говорил посол Украины в Молдове Сергей Пирожков, в том числе и в ходе встречи с действующим вице-премьером Виктором Осиповым. Но хотя со времени встречи прошло уже четыре месяца, никаких сдвигов нет. Молдова продолжает игнорировать любые инициативы о возобновлении железнодорожного сообщения, прикрываясь туманными рассуждениями о «выработке жизнеспособной модели политического урегулирования приднестровской проблемы» и «активизации шагов, направленных на сближение людей, живущих по обе стороны Днестра», причем никаких реальных действий со стороны Кишинева, приносящих реальный результат, нет, и судя по всему, не ожидается. Молдова не идет ни на какие уступки. В настоящее время рассмотрение вопроса в очередной раз перенесено на 11 февраля, в ходе встречи экспертов. Однако уже сегодня можно с уверенностью предсказать что никаких практических подвижек достигнуто не будет.

В то же время, позиция Приднестровья отличается большой гибкостью и готовностью к компромиссам. По словам Сергея Марцинко, приднестровская сторона готова подписать международное соглашение о гарантиях сохранности подвижного состава Молдавской железной дороги, следующего через территорию непризнанной ПМР и допустить к сопровождению дизель-поездов Кишинев-Одесса работников контрольно-ревизионного аппарата МолдЖД. Однако Молдова экономически заинтересована в сохранении сложившейся ситуации. Очевидно, что до тех пор, пока эту заинтересованность не перекроет другой – экономический – интерес, ситуация вокруг железнодорожного сообщения по маршруту Кучурган-Кишинев не сдвинется с места.

В настоящее время, согласно договоренностям глав железных дорог Молдовы, России и Украины, через территорию Приднестровья осуществляется ограниченный объем транзитных грузовых перевозок, и следует одино пассажирский поезд сообщением Москва-Кишинёв. Остальные пассажирские поезда и большая часть грузовых по-прежнему следуют через север Молдовы.

http://politcom.org.ua/?p=1301

Читайте також

Рекомендації

Це майданчик, де розміщуються матеріали, які стосуються самореалізації людини, проблематики Суспільного Договору, принципів співволодіння та співуправління, Конституанти та творенню Республіки.

Ми у соцмережах

Напишіть нам

Контакти



Фото

Copyright 2012 ПОЛІТИКА+ © Адміністрація сайту не несе відповідальності за зміст матеріалів, розміщених користувачами.