Иван Вильцанюк
Главный консультант Национального института проблем международной безопасности при СНБОУ рассказал «k:», как может Киев с выгодой для себя использовать российско-белорусские разногласия
Чем обусловлены взаимные демарши Москвы и Минска последних месяцев? «Молочная война», разговоры о пограничном контроле и вероятное продолжение газового спора — сколько в них от политики, сколько от экономики? Какие цели преследуют стороны?
Нынешняя экономическая политика РБ ставит белорусскую власть в зависимость от внешних заимствований, в частности со стороны России. Но при этом политический режим РБ не склонен отказываться от геополитического дрейфа и налаживать отношения с Западом, который даже увеличил кредитование работающей по большей части на заполнение складских помещений экономики страны. Таким образом, белорусское руководство осознало, что балансировать между интересами России и Евросоюза более прагматично, чем ждать погоды только из Москвы.
Минск сделал ставку на формат конкурентной многовекторности. Ведь РФ так и не дождалась признания от РБ независимости Южной Осетии и Абхазии. Кроме того, Беларусь без консультаций с Москвой присоединилась к инициативе «Восточное партнерство», которое со временем может быть противопоставлено Союзному государству РФ — РБ. Страна буквально ускользает из сферы политического влияния России.
Конечно, Минск не в состоянии устранить диспропорцию товарооборота с ЕС и Россией, особенно в этот кризисный период. Хотя как тут не вспомнить публичный запрет Александра Лукашенко, адресованный членам своего правительства, «вымаливать» кредиты у российской стороны и совет искать понимания в «других частях мира». РБ настроена диверсифицировать не только свои политические, но и экономические риски.
Российское руководство, в свою очередь, осуществляет полномасштабное давление на Минск, чтобы принудить Александра Лукашенко к определенности. Именно с этим связаны «антибелорусские» инициативы Кремля: отложенные кредиты, строительство обходного нефтепровода БТС-2, закрытие российского рынка для белорусской сельхозпродукции и так далее.
Дмитрий Медведев и Владимир Путин ведут себя как «плохой» и «хороший» полицейские: первый требует «прекратить мясо-молочную истерику», второй призывает не обижаться на белорусов. Что это, игра на публику или свидетельство разногласий в тандеме?
Здесь уместно говорить о тактике построения переговорного процесса, когда российская сторона демонстрирует диапазон рычагов влияния на Беларусь. Российская властная верхушка также хочет услышать внятную позицию по вопросу геополитической лояльности Минска.
В Москве наблюдается усталость от перепалок с Александром Лукашенко, некоторые чиновники даже говорят, что «кое-кому надоело президентское кресло». Но есть ли у России реальные возможности сменить власть в Минске?
На ближайшую перспективу планы по возможному смещению Александра Лукашенко со стороны России нереалистичны. Бацька контролирует информационное пространство страны. Белорусские СМИ давно превратились в рупор идеологически-пропагандистской борьбы как с внутренней оппозицией, так и «российской олигархической властью», которая «хочет присоединить РБ к России на правах российского региона» и «скупить за бесценок экономические флагманы белорусской промышленности». Поэтому появление перспективного пророссийски настроенного оппонента действующему президенту маловероятно. А полусиловое свержение неугодного белорусского правителя может создать неприятный прецедент для российской позиции в ЕС. Взрастить преемника, даже при наличии российских ресурсов, без сотрудничества с Лукашенко невозможно. Пророссийской оппозиции нет. Конечно, в среде военных и части бизнес-элиты чувствуется некоторая усталость от Лукашенко, но админресурс (как и силовые структуры) находятся под полным его контролем. Москве так или иначе придется договариваться с Минском.
Украина традиционно осталась в стороне от этого конфликта. Чем обусловлено такое неучастие? Какие сценарии поведения были бы выгодны Киеву в этой ситуации?
Белорусы склонны нам доверять, даже несмотря на наличие у нашей власти «оранжевой» истории. С начала года состоялись три встречи на высшем уровне, несколько заседаний межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. В июле планируется подписание антикризисных мер на уровне глав правительств Украины и Беларуси. На стадии готовности подписание соглашения о демаркации госграницы. Летом планируется встреча секретарей советов безопасности Украины, Беларуси и Польши. Кажется, стороны уже забыли об остававшемся с советских времен госдолге Украины перед РБ. Или взять энергетику. Из-за сезонного подорожания в 2007 году экспорт украинской электроэнергии в Беларусь прекратился — РБ было выгоднее импортировать российскую. Ныне же Беларусь возобновляет поставки из Украины. Стороны уже одобрили проект контракта. К тому же мы можем усилить давление на РБ и Литву по вопросу реализации проекта энергомоста Украина — Беларусь — Прибалтика.
Киев должен осознавать, что ставки основных мировых игроков относительно перетягивания РБ в свою сферу ответственности будут возрастать. И обеспечивать сторонам по возможности паритетные условия участия в белорусском проекте. Это позволит нам предложить на посреднических началах реализацию удобных, экономически обоснованных проектов, которые уже сами по себе принесут Киеву политическую выгоду.