Нефть, дружба и «Одесса-Броды»

 
01.02.2011 г. в 12:37
Олег Фесенко, для «Главкома»

В течение всего осеннее-зимнего периода реверансы Киева перед Москвой проходили на фоне антагонистических настроений Минска с Кремлем. Если в украинскко-росскийских отношениях наметился определенный штиль, то российско-белорусский диалог в очередной раз стал заложником сезонного «энергетического конфликта».

 

Сезонный конфликт с российским руководством привел к тому, что власти Беларуси вынуждены были искать альтернативные источники поставок нефти и нефтепродуктов. Предварительные соглашения между Киевом и Минском о транзите нефти на территорию Беларуси увенчались подписанием договора между «Укртранснафтой» и «Белорусской нефтяной компанией» о предоставлении услуг по транспортировке легкой нефти в объеме 4 млн тонн в год по нефтепроводу «Одесса – Броды» до 2013 года.

 

Договор между украинской и белорусской компанией состоит в транспортировке венесуэльской и/или и/или азербайджанской нефти на Мозырский НПЗ (первоначально называли цифру 6-8 млн. т, но в последующем остановились на 4 млн т нефти в год). Напомним, что Беларусь в условиях форс-мажорных обстоятельств подписала договор о транзите нефти через Украину, в одночасье заручившись о беспошлинных поставках сырья на НПЗ с российскими поставщиками. Таким образом, первоначально рассчитывая на загрузку 70% мощности нефтепровода «Одесса-Броды», украинской стороне пришлось согласиться со значительно болем низкими доходами от транспортировки нефти. По различным ведомственным подсчетам, даже доходы 30 - 40 млн. долл. в отечественную казну окажутся существенными, учитывая тот факт, что нефтепровод прекратил прокачку еще весной 2010 года.

 

Осуществление транзита нефти через территорию Украины имеет ряд преимуществ. Во-первых, географическое положение способствует повышению конкурентоспособности украинских нефтепроводов и соответственно повышает привлекательность возможностей украинской энергосистемы.

 

Во-вторых, трубопровод «Одесса-Броды» фактически с мая 2010 года находился в «замороженном» режиме и его дальнейшая разморозка может принести значительные дивиденды отечественной энергетике.

 

Российско-белорусские качели

 

На фоне сезонного энергетического обострения отношений с Москвой, глава Беларуси Александра Лукашенко сделал попытку подружиться с Западом. Реверанс и смена диалога с ЕС в канун президентских выборов, привели лишь дистанции с Западом и очередному подпорченному статус-кво «стратегического партнерства» с Москвой. Под влиянием внутренних факторов, в первую очередь экономических рычагов давления, руководство Беларуси решило отбросить все условности нерадивого брата и снова вернуться под крыло Москвы, согласившись закупать нефть и нефтепродукты с соответствующей наценкой (по «удобной» для России цене), и создавать на ее условиях совместные предприятия.

 

Очевидно, попытка Минска наладить диалог с европейскими структурами была ситуативным политическим ходом, реакцией руководства Беларуси на «продавливание» со стороны Кремля и излишнем втягивании Беларуси в свои интеграционные процессы. (При вступлении в Таможенный союз Минску был предложен ряд условий - в обмен на беспошлинные поставки нефти и газа он фактически отказывался от управления собственной газотранспортной энергосистемой). В конце 2010 года Беларуси были поставлены новые условия – поставка нефти и нефтепродуктов в обмен на форсированную ратификацию документов о присоединении в Единое экономическое пространство, последнюю третью стадию формирования Таможенного союза (Россия, Беларусь, Казахстан), которая по документам должна вступать в силу только к концу 2011 года.

 

Россия использовала определенные рычаги давления на Беларусь, согласно первичной договоренности о формировании ЕЭП в рамках Таможенного союза поставки нефти и нефтепродуктов в Беларусь должны были поступать без таможенной пошлины, но с выплатой экспортных пошлин от продажи в третьи страны нефтепродуктов. Ситуация для Беларуси вскоре стала патовая, когда российские компании затребовали добавок в цене к экспортным поставкам. В отличие от госмонополии на газ, компании торгующие нефтью имеют преимущественно частное происхождение и диктуют свои правила игры.

 

Ужесточенные требования Москвы подтолкнули Беларусь к поиску альтернативных источников нефти (соглашение о поставках венесуэльской нефти через украинскую нефтетранспортную систему), которые лишь частично могут компенсировать потребление Беларуси в нефти. Нефтяное напряжение разрешилось очередным реверансом Александра Лукашенко, согласившегося закупать нефть по условиям России.

 

Таким образом, от «дружеского объятия» с РФ в выигрыше окажется, скорее всего, российская сторона, а точнее компании – поставщики нефти, в то время как государственные интересы останутся заложниками нефтетрейдеров. Российско-белорусское соглашение по экспорту нефти выгодно прежде всего российским нефтетрейдерам, поскольку белорусская сторона в силу различных факторов вынужденно подписала соглашение о поставках нефти и нефтепродуктов на невыгодных для себя условиях.

 

По мнению различных экспертов, на решение белорусской стороны повлиял ряд факторов, в первую очередь, длительное ожидание азербайджанской нефти, которая поступила в Одессу лишь к концу января и будет и транспортироваться до Брод по нефтепроводу Одесса-Броды.

 

Возможные риски и перспективы для Украины

 

Украинская сторона станет «управлять» распределением энергопотоков в западном направлении, и соответственно регулировать цены на транзит нефти по своей территории. Однако, учитывая ведущее положение России в СНГ, выстраивание отношений без договоренности с Москвой, может восприниматься в Кремле как «излишняя самостоятельность» остальных игроков.

 

Введение нефтепровода «Одесса-Броды» может существенно скорректировать уже сложившиеся пути транспортировки нефти в западном направлении, и привести к поискам альтернативных путей транзита нефти в обход территории Украины (в качестве одного из таких маршрутов рассматривается Балтийская трубопроводная система). Несмотря на заявления украинской власти о неконкурентности украинского «Одесса-Броды» и российского нефтепровода «Дружба» частичная загрузка «Одесса-Броды» (до 4 млн. т вместо 8 млн. т нефти), вероятным образом связана с ограничением транзита нефти, чтобы не испортить налаженные отношения с Москвой.

 

При такой конфигурации Украина становится заложницей больших заказов нефти, которые потекут в обход нашей территории. При благоприятном стечении обстоятельств, Украина может транспортировать в Европу достаточные объемы как российской нефти так и каспийскую нефть, попутно перехватив контракты на поставку нефти через трубопровод, а не обходным путем на заводы в ЕС через Черное море и Босфор.

 

Запуск нефтепровода «Одесса-Броды» в аверсном режиме может стать еще одним стратегическим проектом общенационального значения. Останется он лишь транзитным поставщиком нефти на белорусский рынок, или из «пилотного» станет важнейшей нефтетранспортной артерией - вопрос возможностей и времени.

 

Автор – эксперт ЦДПГС

http://glavcom.ua/articles/2796.html

Коментувати



Читайте також

Це майданчик, де розміщуються матеріали, які стосуються самореалізації людини, проблематики Суспільного Договору, принципів співволодіння та співуправління, Конституанти та творенню Республіки.

Ми у соцмережах

Напишіть нам

Контакти



Фото

Copyright 2012 ПОЛІТИКА+ © Адміністрація сайту не несе відповідальності за зміст матеріалів, розміщених користувачами.