Некоторые аспекты выбора автоматизированной системы управления политической деятельностью

Игорь Колковский, исполнительный директор компании Politsoft

Сегодня на рынке представлено множество автоматизированных систем управления самого разного назначения. Широко представлены системы, предназначенные для работы различных предприятий. Разработаны системы, специализирующиеся на отдельных задачах управления предприятиями — склад, кадры и зарплата, бухгалтерия, производство. Известны системы, охватывающие почти весь комплекс задач, связанных с работой органов государственного управления, транспортной системы, органов статистики и т.д. В результате на каждом секторе IT-рынка присутствуют несколько конкурирующих систем. Исключением в данном случае является рынок информационных технологий для политической деятельности, который, в отличие от всех остальных, только начинает формироваться. Основными участниками данного сегмента являются политические партии и организации, политтехнологи и компании-разработчики программного обеспечения. При этом если рынок политических технологий и политического консалтинга развивается довольно быстро, то рынок программного обеспечения для политической деятельности представлен всего несколькими компаниями-разработчиками. Среди таких компаний можно выделить компанию Politsoft, разрабатывающую специализированные информационно-аналитические системы для автоматизации работы политических партий, избирательных штабов, команд отдельных политиков и т.д.
Постоянно изменяются условия функционирования политических организаций, и вместе с этими условиями меняются задачи, стоящие перед автоматизированными системами управления политической деятельностью. На начальном этапе всегда возникает вопрос, какую систему выбрать для использования на очередном этапе своей деятельности.

Цель настоящей статьи — систематизировать возможности применения различных систем автоматизации политической деятельности для разных политических условий, и в итоге помочь пользователям остановить свой выбор на наиболее приемлемой системе. Статья не ставит целью рассмотрение достоинств и недостатков разных систем. Главная цель — помочь сформулировать задачи, наиболее актуальные на текущем этапе, а также сформулировать требования, предъявляемые к будущей автоматизированной системе управления политической деятельностью.

Различные политические партии предъявляют различные требования к автоматизации управления политической деятельностью. Эти требования зависят от характера политической партии, территориальной распределённости, выбранной стратегии, размера партии, исторически сложившихся условий и множества других факторов. Например, для крупных партий с многоуровневой структурой требуется система, поддерживающая работу удаленных подразделений и имеющая хороший инструментарий для управления правами доступа. Если у партии нет достаточного количества средств коммуникации, то появляются дополнительные требования к резервированию и хранению данных и справочной информации. Таких примеров можно привести множество.

В связи с этим можно отметить, что любая специализированная автоматизированная система управления политической деятельностью находит на рынке свое место.

Рассмотрим ряд аспектов, на которые необходимо обратить внимание при выборе автоматизированной системы для управления политической деятельностью.

Прежде всего, рассмотрим, почему возникает вопрос о внедрении автоматизированной системы управления политической деятельностью.

Среди возможных причин, по которым у политических партий и организаций возникает вопрос о внедрении автоматизированных систем управления можно выделить, прежде всего, неудобство использования прежней системы управления. Под невозможностью использования системы управления подразумеваются факторы, мешающие использовать прежнюю систему управления в связи с моральным и/или физическим устареванием таковой. Причины невозможности использования могут выражаться в следующем:

— замедление работы партийной организации или избирательного штаба,

— низкая эффективность работы партии,

— отсутствие или малое количество автоматизированных рабочих мест,

— невозможность обработки больших объемов информации,

— низкая скорость отработки политической информации,

— частое дублирование функций сотрудниками политической организации.

Второй важной причиной является невозможность решения новых политических задач, возникающих в связи с развитием политических технологий. Требования к решаемым политическим задачам растут вместе с пониманием того, что нужно и можно получить от системы управления политической деятельностью. В прежние времена достаточно было вести агитационную работу через сеть агитаторов, периодически выступать по телевидению, формировать отчетность на основании нескольких видов мероприятий, возможно, решать две-три узкоспециальные задачи. Система управления, которая использовалась раньше, соответствовала потребностям политической ситуации.

С развитием политических технологий возникла необходимость того, чтобы система управления политической деятельностью выполняла управленческие функции более высокого уровня — необходимы поддержка возросших требований к скорости коммуникаций и обработки информации, детализации данных, их обобщению, функционированию в реальном времени.

В итоге, сформировалась ситуация, требующая управленческого решения — прежнюю систему управления политической деятельность использовать можно, но хотелось бы ее модернизировать, внедрить современную информационно-аналитическую систему, позволяющую автоматизировать политические процессы, объединить их в единое информационное пространство.

Еще один аспект невозможности решения новых задач обычно определяется отсутствием инструментария, позволяющего реализовать новые задачи, такие как анализ, прогнозирование и моделирование политической ситуации.

Мотивом, побуждающим к внедрению автоматизированной системы управления политической деятельностью, является также желание поднять управление политической организацией на новый уровень. Обычно это желание диктуется наличием перспектив развития партийной организации. Такие перспективы часто опережают текущее состояние партии. Примером такой ситуации могут служить внеочередные выборы. В этом случае необходимо найти инструмент, при помощи которого можно поднять деятельность партии на новый уровень.

Определившись с причинами поиска новой системы управления политической деятельностью, перейдем к определению целей, которые желаем достичь с внедрением автоматизированной системы.

Основной целью внедрения автоматизированной системы управления политической деятельностью является обеспечение руководства партии оперативной информацией в реальном времени. Цель достигается решением двух задач: повышением скорости обработки данных и решением ряда административно-технических задач по обеспечению системы оперативными данными.

Следующей целью внедрения системы является увеличение объема решаемых политических задач. Она может быть достигнута только при помощи внедрения специализированной информационно-аналитической системы управления политической деятельностью, позволяющей обрабатывать требуемый объем данных и поддерживающей необходимый объем политической информации.

Отдельной целью может быть решение ряда специальных задач, таких как мониторинг политической ситуации или управление административным ресурсом. Для достижения таких целей необходимы дополнительные функциональные возможности, которые можно получить путем внедрения дополнительных компонентов программного обеспечения к уже существующей системе или разработать отдельно программное решение для реализации таких задач.

Перед руководством партийной организацией может также стоять цель — получить дополнительные управленческие качества. В рамках поставленной цели могут решаться задачи такие как: получить необходимую для руководства степень оперативности, детализации и обобщения политической информации. Данная цель наиболее интересная и сложная, так как характер политической информации, необходимая степень ее детализации и характер коммуникаций в рамках политической организации отличаются от партии к партии и зависят от конкретного политического контекста. Эти вопросы подлежат детальному исследованию и структуризации в каждом конкретном случае.

Сформулировав цели и подготовив перечень задач, которые необходимо решить, можно подойти к выбору автоматизированной системы управления деятельностью политической организации.

Теперь сформулируем ряд критериев, позволяющих выбрать ту автоматизированную систему, которая подходит конкретной политической партии.

Важное значение при выборе автоматизированной системы имеет интерфейс. Посмотрев на интерфейс, можно понять, насколько удобно будет работать с системой. Основные критерии удобства интерфейса — насколько удобно получить необходимую информацию с минимальным нажатием на кнопки, надо ли для этого готовить дополнительные отчеты.

Когда речь идет об информационно-аналитических системах для обработки политической информации, ключевой является возможность настраивать интерфейс системы под конкретного пользователя. В противном случае, отдельные пользователи системы могут испытывать неудобства в связи с огромным количеством «ненужных» функциональных клавиш, которые они никак не используют в работе или, от необходимости в дополнительных действиях для получения необходимой информации в нужной форме. Эти вопросы необходимо согласовывать с разработчиками уже на этапе подготовки технического задания. Один из способов понять удобство интерфейса — посмотреть демонстрационную версию системы.

Очень важный фактор — насколько система адаптируема для внесения возможных изменений. Необходимо спрогнозировать возможные перспективы развития информационной системы политической партии и выяснить возможности адаптации рассматриваемой автоматизированной системы в дальнейшем.

Необходимо также обсудить со специалистами, какая архитектура наиболее подходит с учетом возможных объемов обработки данных. Возможно, достаточно архитектуры «Клиент»-«Сервер». Может быть, необходима трехуровневая архитектура «Клиент»-«Сервер приложений»-«Сервер БД».

Важное значение имеет используемая аппаратная и программная платформа. Какая операционная система будет использована на сервере. Обычно вопрос решается в пользу какой-либо версии Windows, хотя бывают и исключения. Многое зависит от того, какие серверы уже используются.

И наконец, необходимо решить, стоит ли в автоматизированной системе управления решать все задачи сразу. Возможно, с рядом задач вполне справляется прежняя система управления вручную или частично автоматизированная система управления. В данном случае не требуется переноса этих задач в новую систему. Возможно на данном этапе некоторые задачи, такие, как сбор первичной информации агитаторами, или сбор подписей, эффективнее все же решать вручную и затем систематизированные данные отчетов вносить в систему для анализа, чем снабжать агитаторов портативными компьютерами и поставлять с систему непроверенную информацию. Также в отдельную систему может быть выделен, например, модуль текущего мониторинга. Такой модуль может осуществлять текущий мониторинг политической ситуации, формировать базы данных по заданным параметрам и осуществлять поверхностный анализ поступающей информации. Данные мониторинга в данном случае могут вноситься в систему в том объеме и формате, который необходим для решения конкретных задач управления политической деятельностью.

Еще одним примером задач, которые могут решаться вне автоматизированной системы – это задачи управления административным ресурсом, находящимся в распоряжении партийной организации. Во-первых, такая задача может вообще не стоять перед партийной организацией, так как административный ресурс может не иметь ключевого значения в деятельности партии. Во-вторых, административный ресурс может просто не рассматриваться как объект управления. В этом случае есть смысл проанализировать важность управления административным ресурсом, как инструментом при реализации избирательных кампаний или других политических проектов, а затем принимать решение о введении подсистемы управления админресурсом в систему управления политической организацией.

В этой связи можно сделать вывод, что наличие на предприятии системы, которая решает все задачи, скорее недостаток, чем достоинство, потому что ни одна система не в состоянии решать все задачи удобными способами.

Очень важно также оценить возможность интеграции данных существующей системы управления и отчетности в новую автоматизированную систему или наоборот, кто будет решать эти задачу. Не исключено, что прежде чем внедрять автоматизированную систему управления политической деятельностью нужно решить вопрос на уровне политических процессов: четко определить все звенья политической организации, совокупность связей между ними, основные формы управленческой документации. Этот процесс займет дополнительное время и средства.

Критерии, рассмотренные выше, не являются исчерпывающими для всех политических организаций, но основные требования к системе автоматизации политической деятельности на основании этих критериев можно сформулировать самостоятельно.

Коментувати



Читайте також

Це майданчик, де розміщуються матеріали, які стосуються самореалізації людини, проблематики Суспільного Договору, принципів співволодіння та співуправління, Конституанти та творенню Республіки.

Ми у соцмережах

Напишіть нам

Контакти



Фото

Copyright 2012 ПОЛІТИКА+ © Адміністрація сайту не несе відповідальності за зміст матеріалів, розміщених користувачами.