О соразмерности исторического вызова и предстоящего политического ответа (размышления по поводу программной статьи Н. Назарбаева)

Якушик Валентин Михайлович,

доктор политических наук, профессор

 

Статья Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева «Судьба и перспективы ОБСЕ» (http://www.akorda.kz/www/www_akorda_kz.nsf/sections?OpenForm&id_doc=F7EC249797DFA28C062576BA000B4F19&lang=ru&L1=L2&L2=L2-19) получила высокую оценку в экспертной среде и в прессе (в том числе и украинской, см. например, статью: Погребинский М. Судьбы и перспективы ОБСЕ под председательством Казахстана. 18.02.2010 // http://ua.rian.ru/analytics/20100218/78312841.html).

 

Действительно, лидер суверенного Казахстана дал живой комплексный, системный анализ состояния основных проблем, входящих в сферу задач ОБСЕ. По сути, перед нами глубокий по своему содержанию, актуальный и чрезвычайно важный политический документ, «руководство к действию».

 

Получилось настоящее пособие для специалистов-международников – дипломатов, квалифицированных журналистов и т.д. Статья удачно структурирована, написана прекрасным научным и литературным языком, но в то же время её очень «уплотнённое» концептуальное наполнение делает её довольно сложной для прочтение «неспециалистами» – речь в данном случае идёт даже не о простых «обывателях», а любых «не дипломатах», «не историках международных отношений», «не юристах-международниках».

 

В частности, это касается желательности правильного, неусложнённого и вместе с тем «не фрагментарного» изложения уже давней, традиционной концепции «трёх корзин» и более новых идей «фрагментированности трех пространств». Позволю себе чуть-чуть пошутить: так, у не очень «приобщённого» к «казуистике» дипломатов, но допытливого, проницательного читателя, может возникнуть вопрос: «А случайно не одно ли это и то же, эти упоминаемые в статье пространства и «корзины»?! А когда речь идёт о географическом и политическом пространстве, то какое есть ещё третье? А кроме третьего пространства, как и кроме «третьей корзины», есть ли ещё четвёртые и пятые?». И можно ли более простым языком обозначить смысл «межинституционального и надрегионального диалога»? Как чётче (а не чисто абстрактно) представить себе возможности «принятия глобальных стратегических решений на консенсусной основе» в условиях цивилизационно и блоково разделённого многополярного мира?

 

Это отнюдь не критика, а просто «мысли вслух», фиксация реального жанра статьи и призыв к тому, чтобы вслед за ней (как образцом высокого уровня дипломатического документа) должна последовать и серия публикаций, адаптирующих данный материал для всех заинтересованных граждан и организаций, не являющихся «узкими специалистами» или «специалистами широкого профиля». Необходимы также популярные и интересные, увлекательные информативные телевизионные программы, по типу, тех, что были, например, проспонсированы информационными службами НАТО для показа широкой украинской аудитории (подобные особенно удачному с политтехнологической точки зрения многосерийному фильму «НАТО: друг или враг»).

 

А от Нурсултана Абишевича мы ждёт таких реальных шагов, по результатам которых широкие слои международной общественности могли бы иметь полное право предлагать его кандидатуру на рассмотрение Нобелевского комитета в качестве лауреата. Учитывая особую институциональную роль Казахстана в 2010 году, достижение такого качественного состояния может рассматриваться как одна из важнейших латентных задач казахстанской дипломатии и государства Казахстан. Планка должна быть поставлена «на максимум». Важны качество и интенсивность гуманизирующей и гармонизирующей политики. Адекватная её оценка будет обязательно, хотя не обязательно сразу же со стороны комитетов, присваивающих премии, ведь иногда у них есть кандидатуры, которым решаются присуждать высочайшие звания «авансом» (и возможно, в этом также есть большая доля политической мудрости). Но есть и те, кто с полным основанием становится достойным быть лауреатом, а при этом и не нуждается в особых формализованных процедурах…

 

Важна прежде всего реальная, искренняя оценка со стороны народов. А временн'ые рамки могут и не ограничиваться лишь одним этапом. К слову, ведь кроме ОБСЕ есть ещё и ОИК… Да и вообще, политическая жизнь – сложная штука, а «Восток – дело тонкое». И в частности, соседний с пространством ОБСЕ Афганистан давно уже ждёт беспристрастного, высокопрофессионального конструктивного взгляда и реальных гармонизирующих дел со стороны своих друзей и особенно своих соседей.

 

5 марта 2010 г.

Коментувати



Читайте також

Це майданчик, де розміщуються матеріали, які стосуються самореалізації людини, проблематики Суспільного Договору, принципів співволодіння та співуправління, Конституанти та творенню Республіки.

Ми у соцмережах

Напишіть нам

Контакти



Фото

Copyright 2012 ПОЛІТИКА+ © Адміністрація сайту не несе відповідальності за зміст матеріалів, розміщених користувачами.