Перекресток добрососедства.

 Перекресток добрососедства. Так определяет свою геополитическую стратегию Республика Беларусь


Так определяет свою геополитическую стратегию Республика Беларусь

Как-то раз, отвечая на вопрос одного из журналистов о приоритетах внешней политики Беларуси, Президент Александр Лукашенко сказал емкую и точную фразу: пешеходу, находясь на перекрестке, надо смотреть во все стороны, иначе собьют. Белорусское государство расположено на важнейшем геополитическом перекрестке. С одной стороны, это сулит огромные преимущества и выгоды. С другой – вынуждает официальный Минск вести активную и сбалансированную внешнюю политику, жестко защищая и продвигая свои национальные интересы. И такая стратегия уже приносит дивиденды.

На первый взгляд ситуация с геополитическим самоопределением Беларуси предельно ясна. Поскольку Беларусь больше всего близка России в этническом, культурно-историческом и языковом отношениях, имеет тесные производственно-экономические связи с восточной соседкой, то путь Беларуси на восток предопределен.
И стратегическое партнерство с Россией действительно уже неоспоримый факт, и никакие «торговые», «газовые» и прочие конфликты не в состоянии повернуть вспять этот процесс. Но дружба с одним соседом вовсе не означает вражду с другим. Белорусская экономика является одной из самых открытых в мире. Доля  экспорта в валовом внутреннем продукте страны составляет почти 75 процентов, то есть большая часть того, что производится, продается за рубеж. И для страны жизненно необходимо активно искать новые рынки, новых партнеров, думать над новыми проектами. Кроме того, статус транзитного партнера априори не согласуется с политикой изоляционизма. Минск всегда выступал за равноправные, доверительные, дружеские отношения со всеми государствами. Увы, не всегда и не все шли ему навстречу, ставя политические амбиции выше экономических выгод. И вот теперь, похоже, ситуация постепенно меняется.
В перечне существенных подвижек, которых удалось добиться в последние годы, – рост доверия к Беларуси как к солидному, последовательному партнеру, в том числе со стороны тех, кто еще недавно находился в плену негативных стереотипов. Выравниваются отношения с Европейским союзом при сохранении стратегического партнерства с Российской Федерацией. Параллельно активизируются контакты на постсоветском пространстве, что тоже вполне закономерно. Роль связующего звена между Востоком и Западом для Беларуси определена даже географически. Однако не менее значимым и выгодным для страны является направление «Север – Юг», в том числе участие в создании транзитного коридора по маршруту Каспий – Черное море – Балтика, который тоже немыслим без Беларуси. Поэтому активизация отношений с ближайшей соседкой Украиной представляется вполне естественной.
– Долгое время между Украиной и Беларусью не было политического диалога на уровне премьеров и президентов. Сейчас такой диалог начался, и он позволил разблокировать многие вопросы, которые накопились за последние годы, – считает аналитик Валерий Чалый. – Поставлена точка в вопросе о госгранице, соответствующий Договор будет внесен на ратификацию в белорусский парламент. Украина и Беларусь находят общий стратегический интерес и понимают, что тесное партнерство между двумя государствами выгодно им обоим.
Беларусь и Украина не просто соседи, они еще связаны крепкими культурно-историческими узами, едиными славянскими корнями. Да и пятимиллиардный товарооборот (в долларовом исчислении) тоже о чем-то говорит. А объединив экономический, а заодно и транзитный потенциал, Беларусь и Украина могут получить еще более существенные дивиденды от своего статуса транзитных государств. Речь, в частности, идет о транзите украинской электроэнергии в Литву. Да и сам белорусско-украинский товарооборот уже в ближайшие годы вполне реально увеличить в два раза, доведя его до 10 миллиардов долларов. Этому может способствовать и тесное сотрудничество в рамках инициативы ЕС «Восточное партнерство». Совместные проекты по этой программе, в том числе в экономике и транзите энергоресурсов, в декабре планируется официально представить Еврокомиссии.
В общем, поводов и причин для развития двусторонних отношений предостаточно.
– Украинско-белорусские отношения нуждались в перезагрузке и отказе от определенных стереотипных представлений друг о друге, – говорит директор Центра исследования проблем гражданского общества Виталий Кулик. – Сегодня Европа пересматривает свое отношение к Лукашенко. Даже ведущие европейские страны, такие как Германия и Великобритания, уже говорят не о «последней диктатуре» в Европе, а о прагматичном диалоге. И  Украину Минск рассматривает как одного из возможных партнеров для налаживания диалога с ЕС.
Свою скрипку в этом процессе может сыграть и Азербайджан, который также является участником программы «Восточное партнерство». Соседей, как известно, не выбирают, но если бы такая возможность была, то Беларусь наверняка расширила бы список сопредельных государств за счет этой прикаспийской страны.
Отличительная черта белорусско-азербайджанских отношений в том, что они изначально были построены на принципах взаимного уважения и доверия. Как результат  – впечатляющая динамика сотрудничества: почти 11-кратный рост объемов взаимной торговли за последние несколько лет.
Сегодня на базе Гянджинского автозавода собираются белорусские тракторы и «МАЗы». В перспективе прорабатывается возможность организации  совместных производств автокранов, лифтов и навесной сельхозтехники. Минский автозавод готовит контракт по продаже 500 машин в Азербайджан, попутно прорабатывается вопрос по поставкам коммунальной техники. Азербайджанская сторона построит под Минском транспортно-логистической центр на средства частного инвестора. По мнению экспертов, выход с совместными проектами на рынки третьих стран позволит уже через три года преодолеть во взаимной торговле рубеж в полмиллиарда долларов (сейчас этот показатель на уровне  117 миллионов долларов).
Ключевая роль в сотрудничестве отводится энергетике. Свыше 80 процентов доходов бюджета Азербайджана формируется за счет продажи «черного золота», что позволяет азербайджанской экономике демонстрировать невиданные темпы роста и прирастать даже в условиях кризиса. Вся страна сегодня напоминает громадную стройку. Строятся десятки километров новых дорог, школы, поликлиники, промышленные объекты, интенсивно развивается сельское хозяйство. В общем, наверное, правы те аналитики, которые говорят об Азербайджане как о зарождающемся «каспийском тигре».
И если Беларусь заинтересована в диверсификации поставщиков нефти, то для Азербайджана, не имеющего, кстати, собственных нефтеперерабатывающих заводов, не менее актуальна проблема поиска новых маршрутов экспорта энергоресурсов. В частности, изучается выход на европейские рынки через территорию Украины и Беларуси с использованием мощностей белорусских НПЗ.
Подробно на этой теме Александр Лукашенко остановился во время недавнего интервью азербайджанскому информагентству Trend News: «Россия – дружественное нам государство, но мы не можем зависеть от поставок углеводородного сырья только из одного государства. Мы просчитывали маршруты поставок нефти через Украину, долго обсуждали этот вопрос с Президентом этой страны. Поставки через нефтепровод Одесса – Броды возможны. И абсолютно без проблем мы можем поставить на Мозырский НПЗ очень качественную каспийскую нефть. Конечно, надо иметь в виду, что это будет вторжением в уже оформившийся рынок. Здесь государства уже давно торгуют, сложились определенные связи. Процесс непростой. Поэтому мы просчитываем варианты, и как только мы договоримся и это экономически будет выгодно, немедленно начнем реализовывать данный проект. Заинтересованность Азербайджана, прикаспийских государств, Украины и Беларуси в этом есть».
Инвестиционное применение своим нефтедолларам ищет и Казахстан, поставивший задачу перейти от сырьевой экономики к индустриально-инновационной. В связи с этим Астана заявила о готовности предоставить площадки для белорусских промышленных и интеллектуальных инвестиций.
В ближайшее время в так называемую Карту индустриализации Казахстана будет включено около 40 совместных экономических проектов, стоимость которых оценивается в 6,5 миллиарда долларов. Белорусские предложения направлены на повышение эффективности сельхозпроизводства в Казахстане, увеличение производства зерна, сахарной свеклы, картофеля за счет применения интенсивных белорусских технологий и техники. Кроме того, Беларусь планирует участвовать в организации производства минеральных удобрений в Казахстане. Речь идет о производстве калийных удобрений, а также об освоении месторождений фосфоритов и организации производства фосфорных удобрений. Ряд проектов касается создания в Казахстане научно-технических производств в области рентгеноскопии, медицины, выпуска сложной бытовой техники.
Как видим, внешнеполитическая стратегия Минска нацелена на максимальное использование выгодного географического положения страны и развитие экспортного потенциала. В этом году Беларусь открыла для себя 11 новых экспортных рынков в разных уголках планеты. Но нормальные, добрососедские отношения с ближайшими соседями остаются безусловным приоритетом для белорусского руководства. Это диктует сама жизнь и трезвый экономический расчет, так что вряд ли здесь стоит искать какие-то подводные рифы и закулисные интриги. Беларусь находится в союзных отношениях с Россией, строит Союзное государство. И чем экономически сильнее будет Беларусь и Россия по отдельности, тем крепче будет и Союзное государство. То же самое касается участников таких объединений, как ЕврАзЭС, ОДКБ, СНГ. В конечном счете, хорошо все, что работает на благо наших народов.

Коментувати



Читайте також

Це майданчик, де розміщуються матеріали, які стосуються самореалізації людини, проблематики Суспільного Договору, принципів співволодіння та співуправління, Конституанти та творенню Республіки.

Ми у соцмережах

Напишіть нам

Контакти



Фото

Copyright 2012 ПОЛІТИКА+ © Адміністрація сайту не несе відповідальності за зміст матеріалів, розміщених користувачами.