Президентская карта

Новый дизайн молдавской власти спутал карты Кремлю
Виталий Кулик — политолог, директор киевского Центра исследований проблем гражданского общества, специально для «НГ».

молдова, выборы / Президент Николае Тимофти (справа) принимает страну у спикера Мариана Лупу. Фото Reuters

Избрание парламентом 16 марта 2012 года беспартийного кандидата правящего альянса «За европейскую интеграцию» Николае Тимофти президентом Республики Молдова положило конец затянувшемуся на два с половиной года политическому кризису и хаосу в стране. Партия коммунистов, безуспешно пытавшаяся сорвать эти выборы и добиться роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов, объявила нелегитимным также и нового главу государства, заявив о намерении продолжить борьбу за отставку альянса и возвращение во власть. Однако ситуация ПКРМ уже не контролируется.

Новый дизайн власти в Молдове

Большинство экспертов согласны с тем, что Тимофти не является центром принятия политических решений или игроком молдавского политикума. Он внешне равноудален от всех трех партий – членов альянса. Однако со временем Тимофти может нарастить влияние и перетянуть центр формирования политики в президентуру. Но это произойдет не в ближайшее время. Пока контроль над ситуацией полностью находится в руках премьер-министра Влада Филата. В правительстве же будет формироваться и реализовываться внутриполитический, социально-экономический курс и внешняя политика Молдовы.

Большинство опрошенных нами экспертов сходятся во мнении, что Николае Тимофти является довольно авторитетным юристом, не замеченным в каких-либо коррупционных скандалах и не имевшим до недавнего времени никакого отношения к большой политике.

Следует, правда, учесть, что Молдова очень маленькая страна, где все известные люди находятся на виду и так или иначе связаны друг с другом. Традиции кумовства (нанашизма), которые обрели в Молдове национальный колорит, – это особая тема для разговора. Автор не ставил себе цель выяснить, какие именно родственные узы вдруг подняли Николае Тимофти на высшую должность в Молдове, однако, по нашей информации, он достаточно хорошо знаком всем тем лидерам правящего альянса (и стоящим за ними бизнес-группам), которые, собственно, и внесли его кандидатуру на рассмотрение парламента.

Румынский фактор

В то же время следует отметить ряд характерных особенностей политики молдавских властей. Во-первых, усиление румынского фактора. 3 марта 2012 года в городе Яссы (Румыния) состоялось общее заседание правительств Республики Молдова и Румынии, по результатам которого было подписано восемь общих документов, а именно: План действий относительно имплементации Общей декларации относительно стратегического партнерства между РМ и Румынией в сфере европейской интеграции РМ, подписанной премьер-министром РМ Владом Филатом и премьер-министром Румынии Михаем Резваном Унгуряну; Соглашение о сотрудничестве между Министерством регионального развития и туризма Румынии и Министерством строительства и регионального развития РМ; Соглашение относительно юридического статуса румынских военных погребений, расположенных на территории РМ и др.

Относительно конкретных шагов, которые предусмотрены Планом действий, нужно выделить: предоставление Румынией практического содействия РМ в переговорах с ЕС по вопросам подписания и имплементации Соглашения относительно ассоциации, Соглашения о зоне свободной и всеохватывающей торговли, а также либерализации визового режима для молдавских граждан; обмен опытом между внешнеполитическими и другими причастными ведомствами двух стран в сфере гармонизации законодательства РМ согласно требованиям ЕС (в Кишиневе поговаривают о фактическом создании института советников румынского МИДа в МИДе РМ); налаживание более тесного сотрудничества в правоохранительной сфере с целью использования опыта Румынии в обеспечении свободного передвижения молдавских граждан на территории ЕС; организация twinning-программ для молдавских госслужащих, проведение тренингов по сотрудничеству с Европейской комиссией относительно имплементации Соглашения по ассоциации, проведение стажировок молдавских госслужащих в румынских учреждениях; интенсификация сотрудничества в рамках инициативы «Восточное партнерство» и др.

Следует отметить, что имплементацию указанного Плана действий будет осуществлять Смешанная комиссия по европейской интеграции, которая будет создана путем реорганизации действующей Смешанной комиссии по вопросам экономического сотрудничества и евроинтеграции между Румынией и РМ. Финансирование будущих проектов будет осуществлено за счет выделенного для РМ еще в 2010 году Румынией транша финансовой помощи в 100 млн. евро, а также за счет фондов ЕС.

Приднестровский фактор

После победы на президентских выборах в Приднестровье независимого кандидата Евгения Шевчука (во многом вопреки позиции Кремля) ситуация в регионе обострилась. Шевчук провел масштабную замену руководства ПМР. На основные должности в Приднестровье были назначены лица из числа ближайшего окружения Шевчука, которые обеспечивали его победу на президентских выборах в декабре 2011 года.

Другой характерной особенностью процесса формирования новых органов власти в Приднестровье стало проведение реструктуризации правительства, вследствие чего были упразднены некоторые министерства и созданы государственные комитеты и службы. В частности, Министерство госбезопасности (МГБ) преобразовано в Комитет госбезопасности (КГБ).

Особенно заслуживает внимания так называемый жесткий курс Шевчука в отношении команды бывшего президента Игоря Смирнова и экс-руководителя МГБ Владимира Антюфеева. Шевчук дал указание начать массированную проверку использования бюджетных средств в бывшей администрации президента, Центробанка ПМР, МГБ, МВД и других ведомств. На должность представителя президента ПМР в Москве назначен Михаил Бергман (бывший комендант российской 14-й армии во времена Александра Лебедя), известный своими резкими заявлениями в отношении Смирнова и Антюфеева.

Заслуживает внимания и послание, которое Шевчук огласил 20 марта с.г. Это первое президентское послание в истории ПМР. В нем Шевчук обозначил основные направления развития Приднестровья на ближайшую перспективу.

В своем послании к органам государственной власти и управления Евгений Шевчук подчеркнул, что приднестровская экономика в настоящее время находится в глубоком кризисе. В качестве мер, которые необходимо предпринять для ее оздоровления, Шевчук назвал пересмотр приватизационного законодательства. В связи с этим он указал на необходимость разработки порядка возвращения в госсобственность некоторых приватизированных объектов, по которым не до конца были выполнены инвестиционные обязательства (этот тезис вызывает наибольшее опасение у представителей влиятельной компании «Шериф» и у российских компаний, инвестирующих в экономику ПМР).

Интересна также попытка Шевчука провести ротацию спикера Верховного совета ПМР. Пропрезидентские депутаты парламента попытались вынести вопрос об отстранении спикера Анатолия Каминского с должности. Пока у Шевчука нет достаточной депутатской поддержки, однако прослеживается тенденция к переходу части бывших «обновленцев» (партию «Обновление» возглавляет Анатолий Каминский) в партию «Возрождение» Шевчука.

Очевидно, что антикоррупционная активность разрушает мосты для возможных переговоров Шевчука с другими центрами принятия решений в Приднестровье. Сегодня часть элиты ПМР рассматривает Шевчука в качестве недоговороспособной фигуры. Учитывая специфику региона (ручное управление исполнительной вертикалью власти президентом, отсутствие упроченной системы сдерживаний и противовесов между основными ветвями власти и т.п.), поддержка стабильности социально-экономической ситуации в Приднестровье прежде всего будет зависеть от способности руководства успешно взаимодействовать с внешними партнерами, прежде всего с Российской Федерацией и Украиной.

В Киеве обеспокоены радикализмом новой администрации в Тирасполе. Киев действительно предпринял ряд шагов для активизации двустороннего и многостороннего диалогов. По инициативе украинской стороны 18 января с.г. в Одессе прошла встреча главы молдавского правительства с новоизбранным лидером Приднестровья. Инициированный Киевом диалог был продолжен в Дублине в формате «5 + 2» в феврале этого года. Однако последние события способны внести ощутимые коррективы. Во многом это связано с изменением российской политики в регионе.

Избрание президентом РМ Николае Тимофти и политика Евгения Шевчука в Приднестровье явно не вписываются в планы Москвы. Все предпринимаемые Кремлем на протяжении последних двух лет попытки «сколотить» пророссийскую коалицию в Молдавии оказывались тщетными. Очередным просчетом российской внешней политики в этой стране стали надежды на то, что крайне скромные успехи Кишинева на пути евроинтеграции, грызня внутри правящей коалиции, а самое главное – невозможность избрать президента страны спровоцируют уже третьи по счету досрочные парламентские выборы и создадут условия для возвращения во власть коммунистов. Теперь же избрание кандидата от правящего альянса «За европейскую интеграцию» на пост президента Молдовы означает сохранение существующей композиции в парламенте как минимум на четыре года. При этом молдавская оппозиция в лице коммунистов рискует уже в ближайшее время не досчитаться части своих депутатов, соблазненных идеей послужить сегодняшней власти, пускай и не безвозмездно.

Этими обстоятельствами и обуславливается назначение представителем президента России по Приднестровью Дмитрия Рогозина. Москва, видимо, выбрала вполне прогнозируемую стратагему: если невозможно контролировать ситуацию в Молдове – поддержим Приднестровье. Правда, стоит учитывать, что Приднестровье во главе с Евгением Шевчуком – уже не то, что было при его предшественнике Игоре Смирнове. Сможет ли Москва учесть эти новые нюансы, а Кишинев – по достоинству их оценить, остается вопросом. В любом случае всем участникам переговорного процесса в рамках «5 + 2» придется иметь дело не с кадровыми дипломатами-переговорщиками, а с публичным политиком.

Подробнее: http://www.ng.ru/courier/2012-04-02/9_moldavia.html

Коментувати



Читайте також

Рекомендації

Це майданчик, де розміщуються матеріали, які стосуються самореалізації людини, проблематики Суспільного Договору, принципів співволодіння та співуправління, Конституанти та творенню Республіки.

Ми у соцмережах

Напишіть нам

Контакти

Фото

Copyright 2012 ПОЛІТИКА+ © Адміністрація сайту не несе відповідальності за зміст матеріалів, розміщених користувачами.