Приватизация жизни по-украински

Виталий КУЛИК

По словам главы Фонда государственного имущества Украины Валентины Семенюк-Самсоненко, в нашей стране приватизировано 85% основных фондов предприятий. Это один из наиболее высоких показателей среди стран СНГ. Например, в промышленности только 10% предприятий осталось в государственной собственности. Сегодня негосударственный сектор преобладает во всех сферах экономической деятельности. Доля частного сектора представляет 98-99% в химической и легкой промышленности. В то же время, итоги приватизации как и сам процесс оцениваются неоднозначно. С одной стороны, выполненные главные задачи массовой приватизации, которые ставило перед собой политическое руководство страны - простимулировано ускоренное развитие негосударственного сектора экономики; сформирован класс частных собственников. С другой стороны, отмечаются и недостатки и отрицательные последствия процесса приватизации.
http://e-finance.com.ua/finance/2008/07/17/Privatizatsija_zhizni_poukrainski
Крах иллюзий
По величине ВВП на душу населения Украина занимала 8-е место в бывшем Советском Союзе: 5200 долларов США в 1990 г. Это свидетельствует о том, что Украина, имея значительный промышленный потенциал, уступала другим республикам в плане его использования.

Украина унаследовала от Советского Союза лишь часть экономического комплекса. На практике это означало, что размещение производственных мощностей и схемы кооперационных связей между ними не совпадали с существующим административным и территориальным распределением. И вдобавок советская индустриальная стратегия исходила из идеи экономии на масштабах производства и не принимала во внимание национальные и территориальные границы.

Украина, как и другие посткоммунистические страны, остро имела потребность в крупномасштабной модернизации своей экономики. Украинскому индустриальному сектору (хотя и довольно развитому в сравнении с другими бывшими республиками) были необходимые глубокие структурные изменения, которые обеспечивали бы его адаптацию к требованиям мирового рынка и соответственно повлияли бы на усиление его международной конкурентноспособности.

Однако, модернизация в посткоммунистических странах существенным образом отличается и от «первичного» процесса развития промышленности в странах с рыночной экономикой. Глобальный характер новейшего капитализма предусматривает больше «извне ориентированный» характер реструктуризации экономики чем это было в девятнадцатом и в начале двадцатого века, когда внутренний рынок играл более важную роль. Вспомним марксистский принцип неравномерности развития капитализма. Это также касается и Украины.

Таким образом, перед руководством Украины в начале 90-х гг стояла задача эффективно скомбинировать два чрезвычайно сложных процесса — техническую модернизацию и введение принципов рыночной экономики. В практическом плане, это означало реализацию такой стратегии преобразований, которую можно определить как «экспортно-ориентированную модернизацию» национального хозяйства. Эта стратегия предусматривает целый комплекс мероприятий, среди которых приватизация занимает далеко не первое место. Однако, политическая элита государства выбрала именно приватизацию в качестве почти панацеи от всех проблем.

В начале 1990-х лет идеологи рыночных реформ считали, что сам факт перехода предприятий в частные руки автоматически приведет к качественному прыжку в развитии народного хозяйства страны, к важным структурным изменениям в экономике, раскроет пространство для отвесного прогресса малого и среднего бизнеса, рождения и становления среднего класса, вылечит общественные язвы, которые образовались на протяжении десятков лет, привлечет в значительных объемах иностранные инвестиции, новейшие технологии, разрешит внедрить достижение современного менеджмента в реальный сектор.

Один из этих приватизационных идеологов В. Лановой отмечал тогда, что денационализация государственного имущества, которое включает передачу в аренду части государственной собственности, приватизацию объектов государственной, коммунальной собственности «разрешит появиться реальным собственникам средств труда, ответственных за прибыльность их использования, своевременное воспроизведение и технологическое восстановление».

Первая государственная программа приватизации (утвержденная Постановлением Верховной Рады Украины от 7 июля 1992 г. № 2545-ХП), была органической составляющей программы создания рыночной экономики Украины, определяла достижение следующих главных целей:
• «изменение отношений собственности на средства производства с целью их качественного воспроизведения и эффективного использования;
• создание прослойки негосударственных собственников как основы многоукладной социально ориентированной экономики...стабилизацию экономического положения...».

Понятно, что такие масштабные задачи, как переход украинского общества с одной системы экономических координат к абсолютно противоположному, не могли быть выполнены быстро, что обозначилось на темпах экономических преобразований и их качестве. Из-за это приватизация государственной собственности имела несколько этапов.

Первый этап охватывал 1991 - 1992 г. – создание и становление Фонда государственного имущества Украины (ФГИУ), наработка законодательно-нормативной базы, реализация первых приватизационных проектов.

Второй – 1992-1994 гг. характеризовался тем, что приватизационные ценные бумаги – имущественные сертификаты – существовали, в виде депозитных счетов и ведущее место занимала аренда государственных предприятий со следующим выкупом.

Среди первых примеров приватизации предприятий путем аренды с выкупом можно назвать ЗАО “Oболонь”, львовскую кондитерскую фабрику “Свиточь”, СП «Кофейная фабрика ”Галка"», АО “Электрон”, металлургические комбинаты им. Ильича и “Азовсталь” (г. Мариуполь), им. Кирова (г. Макеевка), коксохимический завод (г. Авдеевка) и ряд других.

Однако практика показала, что внедрение аренды с выкупом вызвало конфликт интересов арендаторов и большинства населения. Оказались также недостатки коллективной формы собственности арендаторов - нехватка инвестиционных ресурсов, инертность в организации и управлении производством.

Кроме того, во второй половине 1992 г. Украину поразил мощный экономический кризис, связанный с разрывом экономических связей с республиками бывшего СССР. До 1990 г. экономика Украины, хотя и развивалась неэффективно, все-таки имела положительный рост национального дохода (2% - в 1986г., 4,9 % - в 1987 г., 2,3 % - в 1988г., 4,1 % - в 1989г.). В 1989г. объем произведенного национального дохода увеличился (против 1985г.) на 14 %. Начиная с 1990г. и особенно с 1991г., в Украине начался процесс общего спада производства.

В 1992-1996 гг. спад производства в Украине значительно увеличился. В 1993 г., например, объем национального дохода сократился (сравнительно с 1990г.) на 39,4 %, продукции промышленного производства - соответственно на 17,8 %, продукции сельского хозяйства - на 21,8 %, производство товаров народного потребления - на 29,1% (в том числе продовольственных товаров - на 34,6 % и непродовольственных - на 27,5 %).

Развитие экономики в этот период происходил в значительной мере под влиянием цен на энергоносители. В декабре 1993 г. цены на нефть увеличились (по сравнению с декабрем 1991г.) в 14 тысяч раз и на газ - 7,5 тысяч раз. Внутренние цены на уголь увеличились за этот период более чем в 3,4 тысяч раз. Очередное увеличение цен на уголь (в 4,8 раза), что состоялось в начале 1994г., в свою очередь, привело к новому повышению цен в стране.

Рост стоимости импортированных из России энергоресурсов и соответствующий рост государственных расходов на их оплату, необходимость выделения средств на выполнение социальных и научно-технических программ, а также программ развития отдельных областей, дотации АПК и угольной промышленности, содержание унаследованной от СССР более чем миллионной армии и вывода войск из Германии привело к росту дефицита государственного бюджета в 1992 году (до 28% ВВП), дефицита платежного баланса, покрытию этого дефицита за счет эмиссии денег и колоссальному росту инфляции. По данным Мирового Банка, уровень инфляции в Украине во второй половине 1993 года был высочайшим в мире. И не напрасно член правления Украинского юридического фонда Владимир Сумин, в одном из своих интервью рассказывал: "Сегодня они (банки) являются основными грабителями народа. Взял утром миллиард в кредит, купил доллары, а вечером их продал, заработал 100-150 миллионов карбованцев" (см. "Деловая Украина" N 58, 1993 г.).

3 сентября 1992 года Украина стала членом Международного Валютного Фонда (МВФ). А уже в начале 1993 года украинское правительство было вынуждено принять программу действий (Меморандум по вопросам экономической политики и стратегии), подготовленную МВФ, при условии реализации которой было обещано выделение кредита в 400 млн долл.

Меморандум предусматривал полную либерализацию цен и отмену ограничений рентабельности продукции и прибыли для предприятий всех форм собственности, отказ от государственных заказов, отмена дотаций жилищно-коммунальному хозяйству, переход к тарифам для населения, которые бы полностью покрывали расходы на коммунальные услуги, квартплату, общественный транспорт, отмена дотаций сельскому хозяйству, проведение массовой приватизации и закрытие обанкротившихся предприятий.

"Жесткость задач" и сроков преобразований не учитывали внутреннего положения, в котором находилась Украина. Политика "шоковой терапии" вызвала тотальный спад производства, обнищание основной массы населения и как результат - инфляционный взрыв. Полная либерализация цен (в условиях сохранения в украинской экономике сверхмонопольных структур (так, в машиностроении 70% производителей были монополистами) привела к установлению монопольно высоких цен, затовариванию производства, кризису платежей.

Повышение тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства для населения без соответствующего роста доходов привело к увеличению неплательщиков.

Массовая приватизация "за любую цену" привела к нарушениям и злоупотреблениям в этой сфере. Массовая безработица составила 30%.

Таким образом, преобразование по сценарию МВФ требовали от населения Украины уплаты высокой социальной цены. Национальные интересы Украины, напротив, требовали, чтобы эти преобразования велись обдуманно, постепенно, с учетом социальных следствий резкого реформирования.

Кроме того, начало 90-х гг был связан с ростом преступности и массированной коррупции госаппарата. Криминальные группировки устанавливали контроль над рентабельными предприятиями, происходил незаконный захват собственности.

По оценкам специалистов, в Украине наиболее криминогенной оказалась финансово-кредитная система. Очень распространенными стали недоплатежи со стороны иностранных партнеров за поставленную им продукцию. Имели место существенное занижение (завышение) цен на экспортированную (импортированную) продукцию из Украины (в Украину) или ее объемов. Большой размах получили операции, осуществляемые на криминальной основе при проведении приватизации.

Именно в 1992-94 гг криминал установил контроль по меньшей мере над 25% экономики страны. Разгул преступности и неэффективность правоохранительных структур привели к тому, что в среде ОПГ ускорился процесс "первичного накопления" капитала. В середине 90-х он уже успел войти в фазу "легализации" путем инвестирования "криминальных" денег в собственность.

На границе 90-х гг возникла необходимость внедрения новых способов приватизации. Одним из них стала корпоратизация, которая представляла собой преобразование больших и средних государственных предприятий и закрытых акционерных обществ, больше 75% уставного фонда которых находилось в государственной собственности, в открытые акционерные общества.

На уровне областей и отдельных производств в экономике Украины шел процесс «естественного» замещения импорта. Распад межреспубликанских кооперационных связей поставил вопросы о поиске новых источников снабжения определенными товарами и ресурсами, которые украинские предприятия традиционно получали из бывших советских республик. Эта проблема была чрезвычайно острой именно для Украины, поскольку в пределах бывшего советского народнохозяйственного комплекса она традиционно специализировалась на производстве разных промежуточных продуктов, тогда как конечные изделия изготовлялись в России и других республиках. Поэтому украинские предприятия начали создавать замкнутые производственные циклы и старались восстановить кооперационные связи, в том числе - путем создания финансово-промышленных групп.

Этот период связан с третьим этап приватизации, который проходил с 1995 по 1998 год. Он обозначился проведение массовой приватизации, преимущественно за приватизационные бумаги ("ваучеры" и "сертификаты") с привлечением широких кругов населения. Был заложен фундамент для проведения индивидуальных процедур приватизации больших предприятий.

В этот период населения страны получило 46 млн. приватизационных имущественных сертификатов и на 1 млрд. грн. компенсационных сертификатов. В процессе малой приватизации у руки частных собственников перешло больше 50 тыс. объектов промышленности, торговли, общественного питания и т.п.

Ваучерная концепция, характерная для бывших социалистических стран, выходила из того, что государственная собственность представляет собой комбинацию или сумму имущественных прав всех граждан - владельцев, и раздел государственного имущества поровну среди всех жителей страны представляет собой наиболее простую форму разгосударствления.

В результате широкомасштабной сертификатной (ваучерной) приватизации миллионы граждан Украины, вопреки ожиданиям, не стали реальными собственниками. Большинство из свыше 19 млн. акционеров были владельцами лишь номинально, поскольку, принимая участие в сертификатном аукционе и получая выписку из протокола о его результатах, они в дальнейшем даже не оформляли право собственности на акции.

Не было достигнуто одной из главных целей приватизации — создание массового собственника. Почти 7,8 млн. граждан Украины отказались от участия в сертификатной приватизации. Большинство из тех, кто получили акции и формально стал владельцами, часто не имеют доступа ни к учредительным документам, ни к достоверной информации о том, кто является настоящим владельцем предприятия.

Не сформирована прослойка малого и среднего предпринимательства. Так, на начало 2003 года в Украине было зарегистрировано лишь 253,8 тыс. малых предприятий, т.е. 53 на 10 тыс. населения, или на порядок ниже, чем в странах с развитой экономикой (500-700 предприятий на 10 тыс. населения). Частица продукции малых предприятий в общих объемах производства продукции (работ, услуг) в Украине составляет лишь 7,3%, тогда как в развитых странах - 50-60%.

Приватизация не стала мощным источником поступлений в государственный бюджет, и, соответственно, — финансовой поддержки социально-экономического развития страны.

Недостатки второго этапа приватизации в Украине органически связаны с недостатками функционирования системы государственного управления, с распространенной в ее среде коррупцией. В процессе осуществления теневых операций коррупция является не просто дополнительным налогом бюрократии на предпринимательство, а формой селекции частного капитала. Тот тип взаимодействия бюрократии и частного капитала, который сложился в Украине в начале 2000-х гг, определил и формы роста частного капитала, а именно - путем консолидации вокруг региональных центров власти: так образовались тесно связанные с властными (политическими) структурами промышленно-финансовые группы, которые получили название олигархических групп, региональных кланов.

Приобрела упроченные формы практика использования государственной собственности в интересах отдельных лиц или групп. Это достигается за счет установления, при содействии государства, прямого или опосредствованного контроля над финансовыми потоками, которые образовываются вследствие использования государственной собственности. Тем временем государство фактически не имеет прибыли от своей собственности.

Упроченной практикой стало предоставление в непрозрачный, экономически необоснованный способ разнообразных льгот отдельным субъектам хозяйствования. Это не только приводит к потерям государственного бюджета (по оценкам экспертов, только налоговые льготы в 2004 г составляли свыше 7 млрд. грн.), а и искажает конкурентные отношения и служит мощным фактором влияния государства на предпринимательство.

Не создано полноценный фондовый рынок, который делает невозможным перераспределение собственности рыночными методами и, больше того, является фактором подрыва стабильности финансовой системы Украины. По данным Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, состоянием на 1 января 2004 года общий объем выпусков ценных бумаг, зарегистрированных комиссией, составлял лишь 109,2 млрд. грн. (20,5 млрд. долл.), из них акции - 98,1 млрд. грн. (18,4 млрд. долл.).

Как считают ведущие эксперты Центра Разумкова Владимира Сиденко и Александр Барановский, в результате второго этапа приватизации в Украине не состоялось главное — обособление бизнеса от власти. Бизнес, собственность оставались преимущественно зависимыми от государства, действующего власти, отдельных должностных лиц. Симптомами этого стал высокий уровень коррупции, переплетение интересов представителей властных и бизнес структур. Следствиями - торможение ощутимого подъема благосостояния населения.

Новый этап
С 2000 г. начался четвертый этап приватизации (и идет до сих пор) – преимущественно индивидуальной денежной. Он требовал важного усовершенствования и расширения законодательной базы. Этот вопрос в значительной мере решен в Государственной программе приватизации на 2000-2002 гг., принятой Верховной радой Украины 18 мая 2000 г.

Индивидуальная приватизация предусматривает, что целью продажи целостных имущественных комплексов или пакетов акций предприятий группы Г (предприятия-монополисты и предприятия, которые имеют стратегическое значение для экономики и безопасности государства) является концентрация капитала и обеспечение эффективного функционирования предприятия в послеприватизационный период.

Среди примеров такой приватизации можно назвать приобретение «Криворожстали» транснациональной корпорацией «Mitall Steel». В повестке дня стоит вопрос о разгосударствлении угольной промышленности и энергогенераций (электростанций), проведение второй волны приватизации облэнерго.

Еще одной особенностью нового этапа приватизации постоянная передача в частную собственность коммунальных предприятий, земель и объектов социальной сферы. Возрастает капитализация образования и медицины. Это обозначается на уровне доступности социально значимых услуг широким слоям населения.

Эксперты Института национальной стратегии Украины считают, что четвертый этап приватизации в Украине должен непременно быть связан с «легитимацией самого процесса, в результате которого общество признает и примет результаты разгосударствления большой собственности на территории страны, в результате чего сам институт собственности становится уважаемым и незыблемым».

Именно несправедливая приватизация породила явление олигархии сращивания власти и собственности в ситуации, когда владение собственностью (активами) возможно лишь при наличии контроля над определенными ресурсами власти. Нельзя не отметить, что «цветные революции» в постсоветских странах были, в значительной степени, антиолигархическими. Итак, можно говорить, что нелегитимизированная приватизация была одним из факторов зарождения и развития псевдореволюционных процессов.

Отказ народа признать результаты приватизации во многом связан с тем, что суммы, заплаченные покупателями за предприятия, построенные несколькими поколениями, действительно ничтожно малы, в сравнении с теми прибылями, которые сегодня предприятия приносят их владельцам. Поэтому, по мнению экспертов Института национальной стратегии Украины, вопрос легитимации приватизации находится не только и не столько в юридической плоскости.

Как считает российский политолог С.Белковский, владельцы предприятий должны пойти на легитимацию добровольно, так как только этот процесс трансформирует их из владельцев (условных собственников, полностью или частично зависимых от политической конъюнктуры и благосклонности власти) в полноценных собственников, и положит конец эпохе разрушительных корпоративных войн.

Одним из инструментов легализации предлагается проведение реприватизации, которую начала премьер-министр Юлия Тимошенко или доплата за предприятия в рамках мировых соглашений государства (правительства) с нынешними собственниками. Тем не менее, существующая политическая нестабильность не только отстрачивает процесс легализации, а и делает его практически не возможным.

Четвертый этап приватизации проходит под лозунгом повышения «конкурентноспособности» украинской экономики. Тем не менее, на практике это означает, что государство ускоренно снимает с себя социальные обязательства. Это приводит к росту бедности, возникновению диких форм эксплуатации нанимаемых работников, разрушению регламентированного сектора трудовых отношений, распространению детского труда, формированию серой зоны трудовых отношений, где роль государства максимально сокращена. Происходит разрушение всего того, что осталось от социальных завоеваний эпохи социализма.

Изменение отношений собственности и трансформация экономических отношений в Украине привели к переформатированию социально-классовой структуры. За несколько лет в значительной мере была разрушена социальная сфера на селе, часть квалифицированных рабочих и крестьян переориентировались на неофициальную сферу экономики: стали наемными работниками в малом или среднем бизнесе, гастербайтерами в близком или далеком зарубежье.

Только в период с 2004 по 2007 г. в Украине на 75% сократилась зона регулированной Трудовым кодексом рынка труда. Неурегулированная сфера труда характеризуется высокими рисками, экономическим и психологическим прессингом трудящихся. Рабочий получает средне достаточную зарплату, но вынужден работать ненормированный рабочий день, существует постоянная опасность потерять работу и оказаться за чертой бедности.

Ускорение политического времени, квазиполитизация и наличие манипулятивного информационного поля не оставляет наемному работнику времени и возможности для рационального осмысления процессов, которые происходят в обществе. Он попадает в плен «легкого выбора» - потребляет то, что предлагают медиа, что популярно и не угрожает личному благосостоянию. Следует отметить, что основа для такой ситуации была заложена самым характером общественного отношения и сутью периферийного, олигархического капитализма.

Продолжается деиндустриализация страны: за 15 лет независимости в Украине было ликвидировано 12 млн. рабочих мест (бесповоротно - 4 млн.), в первую очередь - в индустрии. Увеличивается гибкость трудовых отношений, государство и работодатель отказываются от определенного объема гарантий и компенсаций для наемного работника.

Происходит разрушение жилищно-коммунального хозяйства. Все предприятия, для повышения прибыли, из себестоимости продукции выбросили расходы на ЖКХ и прекратили отчисление в местные бюджеты на удержание ЖКХ. Хотя цены на их продукцию не снизились, а повышаются, падает качество самих жилищно-коммунальных услуг. И это при том, что средняя зарплата съедается инфляцией.

Не случайно за период маршевой приватизации заметно сократилась численность населения Украины вследствие вымирания и эмиграции, которая скорее напоминает эвакуацию.

Одной из главных последствий становления постсоветского капитализма - одичание человека, т.е. значительное снижение ее морального, культурного и духовного уровня. Как следствие - распространение фашизма и расизма.

Выводы:
1. Таким образом, процесс приватизации в Украине принципиально отличается от аналогичного процесса в странах с развитой рыночной экономикой. Это прежде всего связанное с очень сжатыми сроками перехода собственности из государственной в частную, а также с тем обстоятельством, что преобладающая часть населения в Украине практически не имела в начале 1990-х гг. средств для приобретения недвижимого имущества. Значение этого обстоятельства особенно усилилось после либерализации цен, в результате которой большая часть населения потеряла свои трудовые сбережения.

2. Другое принципиальное отличие, заключалась в том, что экономика Украины была довольно централизованная и монополизированная, что делало простую передачу промышленных гигантов из государственных рук в частные неэффективной и даже опасной. Это создало условие для формирования в Украине в конце 1990-х гг олигархического капитализма который продолжает существовать и сегодня.

3. Вместо реализации модели «экспортно-ориентированной модернизации» национального хозяйства политическая элита Украины пошла по пути форсированной приватизации, рассматривая ее в качестве единственно возможного пути реформирования экономики. Это привело к возникновению экономического кризиса, который затянулся в нашей стране на 10 лет. При этом игнорировался принцип неравномерности развития капитализма, который означает, что странам, которые вошли в капиталистические отношения и глобальный рынок, не возможно стать равноправными и успешными игроками среди рыночных развитых экономик.

4. Новейший этап приватизации характеризуется концентраций повышенных рисков для социальной сферы и благосостояния народа. Погоня за конкурентноспособностью, углубление приватизационных процессов в секторе социально значимых услуг для населения (коммуналка, образование, медицина, почта и пр.) приводит к усилению имущественной дифференциации в обществе, отрыву политикума как такового от потребностей основной массы населения.

Коментувати



Читайте також

Це майданчик, де розміщуються матеріали, які стосуються самореалізації людини, проблематики Суспільного Договору, принципів співволодіння та співуправління, Конституанти та творенню Республіки.

Ми у соцмережах

Напишіть нам

Контакти



Фото

Copyright 2012 ПОЛІТИКА+ © Адміністрація сайту не несе відповідальності за зміст матеріалів, розміщених користувачами.