Путь к приватизации ЖКХ

Максим Нечипоренко

Реставрация капитализма на пространстве бывшего «соцлагеря» сопряжена с такими явлениями как «общий» уход государства из владения народным хозяйством и соответственно, роста доли частного сектора в общем объеме производственных активов. Естественно, эта тенденция не обошла стороной и Украину. Если в украинском промышленном секторе это процесс уже практически завершен, а в аграрном секторе не смотря на мораторий продажи земли (превращения ее в товар и получения возможности ее отчуждать), будущие латифундисты успешно обходят юридические преграды, то в сфере социального обеспечения этот процесс только начинается. Это касается конституционно бесплатной медицины, образования и относительно дешевых услуг жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). По словам Виталия Кулика, эксперта Центра исследований проблем гражданского общества, «это самый лакомый кусочек» народного хозяйства на сегодняшний момент.
http://livasprava.info/index.php?option=com_content&task=view&id=599&Itemid=83
24.02.2009 р.

Новости из этой области, за последнее время, не очень утешительны. Качество услуг неуклонно падает, но никто особо не ропщет, все уже привыкли, что у государства на это нет денег. Оно то и понятно, за чей чет будут обновляться изношенные коммуникации, в большинстве своем введенные в строй еще при СССР, если государство с легкостью героя из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» распродает промышленные активы с высоким уровнем добавочной стоимости «аки Кемску волость» доморощенным нуворишам? Но давление на «коммуналку» возрастает, а изношенные активы все больше требуют замены. Эта диспропорция одна из основных причин регулярных повышений тарифов, а также настырного рыка чиновничества о постепенном переходе ЖКХ на экономически обоснованные тарифы.

Оно то бы и ничего, понятно, что при капитализме платить нужно за все, такова природа этого социально-экономического уклада. Но вот беда, на фоне тотального обнищания украинцев (даже при условии отсутствия популярного нынче «кризиса»), ввести действительно оплачиваемые «экономически обоснованные» тарифы не просто – их попросту никто не будет платить. И здесь на стороне потенциальных неплательщиков стоит то самое злополучное завоевание революции еще со времен СССР в виде существующих форм отношений в сфере ЖКХ. Сейчас неплательщика очень тяжело привлечь к юридической ответственности или того хуже – выселить из квартиры.

Стоит отметить, что за последний месяц оплата населением за коммунальные услуги значительно понизилась. Согласно данным НАК «Нефтегаз Украины», с начала года задолженность теплокоммунэнерго за потребляемый природный газ выросла на 1,9 млрд. грн. «Я с огромной обеспокоенностью констатирую, что население решило поэкспериментировать что будет, когда мы не будем оплачивать жилищно-коммунальные услуги. Я призываю наших уважаемых добропорядочных украинцев вовремя оплачивать жилищно-коммунальные услуги», — так звучат стенания министра по вопросам ЖКХ Алексея Кучеренко на сокращение оплаты населением за тепло.

Однако этому сытому, пригревшемуся у государственной кормушки коту, наверное, и в голову не может прийти то, что низкий уровень оплаты это вовсе не эксперимент рядового украинца над государством, а является следствием как раз эксперимента по выживанию над украинским народом со стороны властных структур. В условиях, когда только официально, по данным Госкомстата, состоянием на 1 февраля в Государственной службе занятости было зарегистрировано 0,901 млн. безработных (в реальности как минимум в 2 раза выше), платить по повышенным ставкам просто невозможно.

Но власти еще не использовали все имеющиеся у них козыри. Для того, чтоб ситуация поменялась, а население платило в любых раскладах, нужны принципиально иные отношения в сфере ЖКХ между поставщиком и потребителем данных услуг, основывающиеся на частной собственности в соответствующей области народного хозяйства. Естественно также и то, что быстро ввести такие «новаторства» также не представляется возможным – слишком непредсказуемыми последствиями может обернуться государству такой «финт ушами». Но некоторые шаги властей, предпринятые в этой области, позволяют нам предполагать, что приватизация «коммуналки» уже не за горами.

Алексей Кучеренко заявил, что с 4 февраля ткущего года Мировой банк и Украина начали реализацию проекта развития городской инфраструктуры на сумму $140 млн., которые будут направлены на реконструкцию жилищно-коммунального хозяйства. «Мы официально заявляем о начале реализации проекта Мирового банка по развитию городской инфраструктуры», — сообщил он. Как оказалось к данному «продвигу» украинские власти стремились (читай, выпрашивали) 3,5 года.

Конкретные капиталовложения уже приблизительно определены для разных городов Украины. В частности Одессе должно перепасть больше всего (наверное, в силу «удачного» проведения эксперимента по внедрению частной собственности на отдельные сектора ЖКХ) — $35,5 млн., Чернигову — $14,8 млн. и Ивано-Франковску $7,2 млн. на общую сумму $57,5 млн., а на распределение оставшихся $82,5 млн. претендуют еще около 20 городов. Проектом предусматривается финансирование ремонтно-восстановительных работ в секторах водоснабжения, водоотвода и утилизации твердых отходов в этих 3 городах.

Финансовая сторона выглядит следующим образом. Министр Кучеренко сообщил, что кредит предоставлен сроком на 17 лет на «выгодных» условиях с плавающей ставкой на уровне 4,25-4,5%, при этом первые 5 лет являются льготными, позволяя не выплачивать по телу кредита, а ограничиваться лишь выплатой процентов. Более того, в условиях кредита очерчено и еще одно условие. По словам министра, если Украина освоит третью часть из оставшихся $82,5 млн., на которые сейчас претендуют около 20 городов, до конца 2009 года, то МБРР увеличит сумму кредита до $400 млн. «Очень важным моментом договора является то, что если мы выберем третью часть этих средств в этом году, то Мировой банк готов увеличить кредит до $400 млн. Все зависит от нас», — заявил господин Кучеренко.

Я, конечно, понимаю, что для украинского чиновничества главное «освоить», уж в этом нашим управленцам прыти не занимать. Но как оказалось это не самое главное условие. По словам директора Мирового банка по делам Украины, Беларуси и Молдовы Мартина Райзера, главным критерием предоставления муниципальным властям кредита является наличие четкого бизнес-плана, прозрачность управления, но самое главное — принятие обязательств по уменьшению энергозатрат как минимум на 15%. Вероятность не соблюдения этого условия очень высока. Собственно в этом и заключается основное опасение.

По мнению некоторых экспертов, такие условия ведут к изменениям в структуре собственности в сфере ЖКХ. «В случае не выполнения указанного условия Мировой банк может прибегнуть к своему любимому методу – потребовать от государства отказаться от части ЖКХ в пользу частного владения», — считает Виталий Кулик. А это уже прямой путь к массовым выселениям за долги. То есть, массовая «бомжизация» украинцев не за горами.

Что б вы и не сомневались, первые отработки в тихой войне украинского государства с собственным народом уже начались. Первенство здесь по-прежнему удерживает столица. Киевская городская государственная администрация определила порядок работы жилищно-эксплуатационных организаций (ЖЭКов) с горожанами, которые имеют долги за потребленные услуги ЖКХ.

Итак, при наличии у собственника жилья или квартиросъемщика долга за жилкомуслуги, превышающего 3-месячные начисления, ЖЭК должен устно уведомить должника об этом и выяснить причины его возникновения. Если должник в письменном виде не обосновал причину возникновения долга в течение 10 дней с момента получения устного предупреждения и не уплатил этот долг, ЖЭК должен письменно предупредить его о возможном применении юридических мер и предложить заключить договор на реструктуризацию задолженности.

В случае неуплаты должником долга в течение 30 дней с момента получения письменного уведомления, ЖЭК должен письменно уведомить его о внесении в реестр должников. При отказе должника получить письменное уведомление об этом, минимум 2 сотрудника ЖЭКа должны устно зачитать ему текст и составить акт об отказе должника получить письмо. После внесения должника в реестр ЖЭК уполномочен принять меры юридического влияния для взыскания долга. Эти меры ЖЭК может принимать самостоятельно или с привлечением коллекторской компании – предприятия, целью работы которого, является взыскание долгов с физических лиц. А уж после заключения договоров коллектор в срок и на условиях, предусмотренных договором, может принимать все необходимые и разрешенные действующим законодательством меры, направленные на взыскание долга в досудебном порядке. В идеале получается, что спустя полгода после того, как вы прекратили платежи по услугам ЖКХ, ваше семейство может оказаться на улице.

Хоть разработанный КГГА порядок имеет рекомендационный характер, не стоит сомневаться в том, что вышеуказанные рекомендации будут апробированы, после чего схема будет «проверенна на ошибки» на живых людях и будет дополнена соответствующими «новшествами». Последующая приватизация ЖКХ только закрепит нормы по борьбе с неплательщиками, а борьба с частным собственником куда сложнее, в сравнении с современным государством. Что бы не допустить массовое выселение за долги уже сейчас нужно объединяться в свободные ассоциации жильцов по противодействию наступлению капитала. По одиночке нас просто выбросить из собственных жилищ, но вместе, мы будем являться той силой, которую заставим уважать, а в случае чего будем способны организовать действенный отпор внутренним захватчикам.

Автор: Максим Нечипоренко

http://samozahist.org.ua/

Коментувати



Читайте також

Це майданчик, де розміщуються матеріали, які стосуються самореалізації людини, проблематики Суспільного Договору, принципів співволодіння та співуправління, Конституанти та творенню Республіки.

Ми у соцмережах

Напишіть нам

Контакти



Фото

Copyright 2012 ПОЛІТИКА+ © Адміністрація сайту не несе відповідальності за зміст матеріалів, розміщених користувачами.