РАБОЧАЯ КРОВЬ

Виталий КУЛИК

В ночь на 18 ноября 2007 года шахте имени Засядько в Донецке - произошел взрыв метана. Количество погибших на 19.11.07 составило 80 человек, судьба еще 20 горняков пока не известна. Шахта является одной из прибыльных (и самых опасных) частных угольных предприятий Украины. Эта авария сопоставима по масштабам с катастрофой на еще одной «шахте смерти» - шахте имени Н.П.Баракова (Луганщина), где в марте 2000 г. погибло 80 шахтеров. PDF | Друк |
Автор Виталий КУЛИК
20.11.2007 р.

http://www.livasprava.in.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=381&Itemid=1

Не знаю как у кого, а у меня авария на шахте имени Засядько вызвала ощущение дежавю. Смотришь телесюжеты, материалы в СМИ и понимаешь, что все это ты уже читал, видел, слышал. Все эти официальные «траурные дни», приспущенные государственные флаги, президент в черной рубашке, делающий разнос правительству и администрации шахты… Это все уже было… в 2006, в 2005, в 2003 и так далее.

Власть снова повторяет ритуальные фразы, но ничего не меняет, не желает менять. Ведь неспециалисту понятно, что причина аварии в экономии хозяев на технике безопасности, доисторическом походе к технологиям добычи и воровстве чиновников.

Справедливости ради, нужно отметить, что на самой шахте Засядько, по сравнению с другими предприятиями отрасли, ситуация с техникой безопасности была на порядок выше. Администрация вынуждена была вкладывать некоторые средства в модернизацию системы оповещения и прогнозирования накопления метана в забоях. Это было связанно с тем, что нынешняя авария оказалась шестой за 10 лет крупной катастрофой на шахте. Вот черная статистика ЧП на шахте имени Засядько в последние 7 лет:

· май 1999 – 50 погибших

· август 2001 - 55

· июль 2002 - 20

· сентябрь 2006 – 13

· ноябрь 2007 г. – 80 погибших.

Но даже те средства, которые бросались на технику безопасности (более млрд грн) оказались не достаточными для предотвращения трагедии. Но как бы спецы от горной науки не доказывали невозможность предугадать момент критического накопления метана в забое и, отсюда случайный характер аварии, большинство простых шахтеров говорят о том, что администрация предприятия просто не желает тратиться на установление новейшего оборудования.

Кровавая статистика

Официальная статистика указывает, что ежегодно на производстве травмируется свыше 20-25 тысяч рабочих, почти 1,2 тысяч, — смертельно, более 5 тыс становятся инвалидами в результате трудового увечья, свыше 7 тысяч получают профессиональные заболевания. Почти 73% несчастных случаев и аварий на производстве происходят по организационным причинам, 14% — по техническим, 13% — по психофизиологическим.

И это только учтенные случаи, большинство реальных фактов травматизма находится вне данной статистики, поскольку хозяева предприятий не желают выплачивать страховки или производственную инвалидность, а потому всячески избегают регистрации фактов производственных травм. Особенно плачевно ситуация наблюдалась в угольной промышленности.

Только в прошлом 2006 г., в Украине каждый шестой погибший на производстве был шахтером. Уровень смертельного травматизма в угольной отрасли составляет 15,6% от смертельных несчастных случаев, которые произошли во всех отраслях производства. В прошлом году на шахтах было травмировано 6751 шахтер, со смертельным исходом - 168 человек. На протяжении года произошло 20 крупных аварий, в результате которых травмировано 159 человек, в т.ч. 37 - смертельно.

В последние годы особенно растет уровень производственного травматизма на частных шахтах и предприятиях. В 2006 году уровень травматизма со смертельными последствиями на приватизированных предприятиях составляет 41,7 процента от всех погибших в отрасли (70 случаев из 168).

Для справки: на сегодняшний день отрасль насчитывает 184 предприятия негосударственной формы собственности и 389 – государственной.

40,8% несчастных случаев в углепроме были допущены в подземных в очистительных забоях, 8,3% - в подготовительных забоях; 50,8% - во время действующих выработок; на поверхности предприятий произошло 13% от всех несчастных случаев.

Основной причиной участившихся несчастных случаев на производстве является сознательная экономия хозяев предприятий на охране труда рабочих. Хозяевам не выгодно вкладывать средства в обеспечение безопасного труда. Поэтому и льется рабочая кровь.

Согласно Статье 43 Конституции Украины: “Каждый имеет право на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда”. Но это на бумаге, на деле тот же средне статистический шахтер должен выбирать без выбора: либо идти в «копанку» (нелегальный забой вообще без какой-либо техники безопасности) или на шахту, где рабочее место принадлежит хозяину (чиновники или частнику), которому по-барабану как там дела обстоят с датчиками накопления метана.

65% трудящихся отрасли работают в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, что влечет за собой высокую заболеваемость. Практически развалена цеховая служба, уменьшилось количество здравпунктов, особенно подземных, а финансирование оставшихся остается низким.

Из 22 миллионов «активного экономического населения» ежегодно за больничными бюллетенями обращается 10—13 млн. В то же время, в Украине не существует единой статистики больных профессиональными болезнями. Государство ими интересуется только когда эти рабочие приходят за регрессивными.

И это при том, что 85% профессиональных заболеваний определяются «уже в запущенном состоянии». Как отмечает вполне буржуазная газета «День», причин тут несколько: первая — рабочий боится потерять место работы и потому работает «до последнего», вторая — работодатель не заинтересован в том, чтобы у его рабочих нашли профзаболевания, и третья — отсутствует система регулярных медицинских осмотров рабочих.

Вместо выводов

Смерть и травматизм на шахтах становится достоянием гласности куда более чаще, чем чрезвычайные происшествия в «политически неактуальных» сферах экономики. Например, в Киеве производственный травматизм наиболее распространен на стройках, но вести учет фактов травм на производстве практически не возможно, поскольку большинство таковых случаются у неофициальных рабочих. У нелегалов, сезонных рабочих, на стройках, где используют труд неофициально. Там наплевательски относятся к охране труда, нет профсоюзов, колдоговоров.

В минувшем году в агропромышленном комплексе погибло на производстве около 350 человек. Анализ свидетельствует, что большинство несчастных случаев со смертельным исходом произошло на мелких предприятиях, которые образовались во время реформирования коллективных хозяйств. Новообразовавшиеся сельскохозяйственные предприятия не имеют служб охраны труда, их руководители и работники не знают и не понимают вопросов безопасности труда, используется техника, которая не соответствует требованиям безопасности, есть значительные проблемы с состоянием производственной и трудовой дисциплины, неудовлетворительно обеспечивается проведение обучения работников по вопросам охраны труда.

В любом случае, рабочая кровь льется по вине собственника больше чем по вине самого рабочего. Неофициальная статистика указывает, что соотношения случайных аварий к аварийным ситуациям, созданным по вине собственника производства составляет 1 к 10. И выходом из этого является только организованная борьба за свои права. Если уж существует 43 статья Конституции и трудовое законодательство, то они должны работать.

P.S. Каждый год в мире от производственных травм и профессиональных болезней умирают более двух миллионов трудящихся. 270 миллионов получает увечья. 160 миллионов страдают от болезней, вызванных условиями труда (по данным рассылки "Вашингтон Профайл" за 2006 год).

Коментувати



Читайте також

Це майданчик, де розміщуються матеріали, які стосуються самореалізації людини, проблематики Суспільного Договору, принципів співволодіння та співуправління, Конституанти та творенню Республіки.

Ми у соцмережах

Напишіть нам

Контакти



Фото

Copyright 2012 ПОЛІТИКА+ © Адміністрація сайту не несе відповідальності за зміст матеріалів, розміщених користувачами.