Риски для европейского выбора Украины

Президент на протяжении недели празднования Дня независимости дважды публично, в прессе, указал на европейское направление развития Украины. Первый раз это было в газете «Зеркало недели», второй раз – в «Уолл-стрит джорнал». Президент четко указал на то, что европейская интеграция является фундаментальной для внешней политики Украины, кроме того, для нас очень важно вхождение в европейские институции, адаптация украинского законодательства к европейским стандартам. А также зона свободной торговли с европейскими странами. В отношениях с Россией и Таможенным союзом продолжает озвучиваться вопрос о формате «3+1».
В то же время эти заявления, позиционирование Януковича как проевропейского политика и декларирование европейского курса, естественно, вызовет определенное непонимание и сопротивление в украинском обществе. Если раньше Президент Янукович, будучи кандидатом в президенты, эксплуатировал лозунг улучшения отношений с РФ, создание новых интеграционных площадок с Москвой, то сейчас он уже отходит от этой парадигмы и больше говорит о ЕС.

Здесь есть определенные вызовы, поскольку лозунг о евроинтеграции необходимо наполнить практическим содержанием. Это практическое содержание может быть только в адаптации украинского законодательства и внедрения демократических практик украинской действительности к стандартам ЕС.

Речь идет о продолжении судебной реформы и приведении ее в соответствие с требованиями и рекомендациями Венецианской комиссии; вопрос должен стоять о выборе и реформировании избирательной системы, и это должна быть не смешанная система, а, скорее всего, партийная с открытыми региональными списками. Это принятие и расширение возможностей для гражданского общества влиять на принятие решений; это обязательно гражданская экспертиза решений государственной власти. Это углубление и расширение практики общественных советов при центральных органах исполнительной власти.

Но самое главное – это то, о чем заявил Президент (я очень надеюсь, что это будет реализовано), – внедрение практики общественных слушаний, парламентских слушаний и только потом процедура принятия решений, касающихся больших реформ. То есть все реформы, имеющие непосредственное отношение к стране, перед их реализацией в обязательном порядке должны пройти проверку в общественной и экспертной среде. И только после получения независимой экспертной оценки необходимо принимать те или иные политические решения, касающиеся экономической, социальной и внешнеполитической сфер.

Еще один главный момент: вопрос расширения прозрачности принятия решений в правительстве. Экономические процессы не должны регулироваться в ручном режиме. Именно ручное управление экономикой стало причиной ухудшения отношений между правительством Украины и МВФ. Все это является составляющей европейского выбора.

Кроме того, в плане практического наполнения европейского вектора Президенту Януковичу крайне необходимо решить вопрос с судом над представителями оппозиции. Очень важно и нужно закончить этот суд, сделав его максимально прозрачным и справедливым, учитывая все возможные риски, существующие при вынесении вердикта в отношении Тимошенко и Луценко.

Будет очень сложно доказать европейским партнерам справедливость суда, если в ходе самого судебного расследования наблюдаются нарушения как процедуры, так и определенно избирательное использование права сторонами. Никто не оправдывает Тимошенко, но необходимо говорить о введении в правовое русло самого процесса и расследования.

Президенту Януковичу также необходимо соразмерить определенные риски. Вследствие ухудшения отношений с РФ (а оно неминуемо последует после официального отказа Украины вступать в Таможенный союз и рассмотрения других интеграционных площадок с Россией) Украина должна быть готова как к повышению цены на газ, так и к использованию Россией и ТС целого кейса для украинских товаров и продвижения их на российском и евразийском рынках. Учитывая это, официальный Киев должен подготовить план амортизации снижения рисков.

Кроме того, необходимо быть готовыми к политическому давлению, попыткам российской стороны оказать влияние на внутриполитические процессы в Украине. Если власть готова к такой тонкой игре, готова отстаивать свою позицию и не уступать России, тогда европейский вектор для нашей страны будет максимально наполнен содержательно, и можно будет говорить, собственно, о состоятельности.

Пока же это больше напоминает определенное политическое давление руководства Украины на Россию в преддверии больших газовых и политических переговоров. Кроме того, это определенный демарш в отношении Запада, с тем чтобы показать неизменность европейского курса и снизить возможное давление в вопросах дела Тимошенко.

Так что тут, скорее всего, Банковая использует двойную игру, пытаясь и убедить Европу в неизменности курса, и оказать давление на РФ. Насколько будет содержательной и состоятельной такая игра – покажет время; пока же поздравление Президента с Днем независимости во Дворце «Украина» (особенно часть, связанная с правовой модернизацией) говорит о демократическом обновлении страны, внедрении возможных демократических практик.

Если после этого выступления последует Указ Президента о внесении законодательных инициатив в этой сфере, тогда мы уже сможем говорить о том, что власть готова к игре, о которой я говорил выше, и содержательному наполнению европейского вектора.

Анатолий ЛАЗАРЕНКО,

Эксперт Центра исследований

проблем гражданского общества

Читайте також

Рекомендації

Це майданчик, де розміщуються матеріали, які стосуються самореалізації людини, проблематики Суспільного Договору, принципів співволодіння та співуправління, Конституанти та творенню Республіки.

Ми у соцмережах

Напишіть нам

Контакти



Фото

Copyright 2012 ПОЛІТИКА+ © Адміністрація сайту не несе відповідальності за зміст матеріалів, розміщених користувачами.