«С пустыми головами легче кивать»

g6Надежда Чернушка

Немецкие студенты борются за улучшение качества образования, в то время как учащиеся украинских вузов стараются хотя бы не допустить его дальнейшего ухудшения и отстоять те из немногих прав, на которые посягают чиновники. В разных странах студенты сталкиваются практически с одними и теми же проблемами. Отличий не так уж и много.

Учащиеся Германии жалуются на устаревшую трехуровневую систему образования, где дети в возрасте 10–ти лет подвергаются «сортировке» в зависимости от способностей. У учеников выискивают слабые стороны и отбраковывая как некондиционное изделие. Детям не пытаются помочь преодолеть трудности. В результате полноценное образование доступно только избранным, элите, в то время как основная масса школьников вынуждена довольствоваться «крохами со стола» немецкого образования.

В своей аналитической статье, посвященной немецкой образовательной системе, независимый журналист Юрген Альбрехт пишет: «Ни одна политическая партия не ставила себе цель качественно повысить уровень образования в Германии и устранить его слабые стороны. Какой вывод можно из этого сделать? Политическая и экономическая элита не хочет и не нуждается в образованном народе».

Что имеем в итоге? Каждый 5–й немец выходит из школы, не умея толком читать, а 80 % сложных детей и детей–инвалидов даже не заканчивают школу.

На первый взгляд, нельзя сказать, что ситуация в Украине схожа. Система образования более проста и университеты вроде как открыты для всех желающих. На самом же деле не так все просто.

Главным способом искоренить взятки и тем самым побороть несправедливость при поступлении в Минобразования называют введение внешнего тестирования, результаты которого могут быть засчитаны как вступительные экзамены в вузах. Но взятки и «свои люди» никуда не исчезли. Все так же есть элита и все так же никого не интересуют проблемы сложных детей, детей из малообеспеченных семей и уж тем более мигрантов, которые могут учиться только на контрактном основании. Нет денег – пошли вон. А без бумажки, как известно, ты букашка.

К слову о деньгах. Оказывается, недостаточное финансирование – проблема не только Украины (хотя суммы тут, естественно, совершенно разные и обтрепанные учебники 70–х годов прошлого века немцам даже не снились).

Еще в 2005 году 6 из 16 федеративных земель Германии полностью перешли на платное обучение. А тут еще один удар по студентам – страна заметно урезала расходы на образование, мотивируя это мировым финансовым кризисом. Как результат – университетские фонды на грани опустошения. Только в Берлине за последнее время было уволено 10000 университетских работников и 200 профессоров. Повсюду проблемы нехватки учебных материалов и преподавательского состава.

Сокращая расходы на образование, система открыто дает понять, что ее больше интересует то, как спасти «бюджетные деньги», а не как принести пользу обычным людям. Зачем системе образованные студенты? «С пустыми головами легче кивать» – гласит надпись на плакате немецких демонстрантов.

фото Tageszeitung

Болонская система очень хорошо выполняет задание по созданию биороботов, способных лишь зубрить и воспроизводить зазубренное. И все это бешенными темпами по сокращенной программе на протяжении четырех лет. Для того чтобы получить высшую оценку, необходимо стопроцентное присутствие (причем львиную долю баллов можно заработать только за него) и способность протараторить заученный материал, надиктованный лектором. Для этого не обязательно вдумываться в смысл и уж тем более подвергать сомнению точку зрения преподавателя. А как же «В споре рождается истина»? Сократ бы плакал.

Если так пойдет и дальше, очень скоро немцы станут, неотличимы от американских граждан – писать и читать еще так–сяк умеют, но ответить на вопрос, в чем заключается разница между астрономией и астрологией смогут немногие, как шутит журналист Юрген Альбрехт.

А что же в Украине? Часто украинские преподаватели не только не хотят, но и не могут научить. А даже те, кто способен помочь, перегружены парами. У них нет времени для индивидуальных занятий со студентами и научной деятельности. Можно вспомнить привычное хроническое отсутствие денег у ВУЗов. Кроме того, теряется смысл учебы. Трудоустройство выпускников с дипломом бакалавра – это еще та головная боль… для новоиспеченного бакалавра. Ведь по мнению работодателей четырехлетний курс – незаконченное высшее образование. Поступить в магистратуру на «бюджетку» сложно без взятки или действительно выдающихся способностей. Вот и получается, что такой принцип Болонской декларации, как обеспечение трудоустройства выпускников просто не выполняется.

Волнует это в первую очередь студентов, которые уже устали от того, что государство постоянно пытается экономить на образовании и считает, что это легко сойдет ему с рук. И похоже на то, что такая самоуверенность небезосновательна.

Известная в Германии левая газета «Taz» критикует действия протестующих, считая прелагаемые ими альтернативы нереальными, а действия – несерьезными: «Они требуют больше денег для школ и университетов, как раз во время кризиса – и думают, что их требования могут быть выполнены с помощью детских акций — таких, как, например, символический захват банка».

Что для Германии посредственная акция — то для Украины настоящая победа. В наших нестабильных условиях государству совсем уж ни к чему массовые перевороты. Не
270 000, а всего 100 студентов под флагами независимого профсоюза «Пряма дія» смогли добиться отмены постановления Кабмина про введение платы за «дополнительные услуги» — пользование интернетом, библиотекой и даже за пропущенные занятия.

Буквально на днях Министерство науки и образования выдумало новую шутку – законопроект, отменяющий выплату стипендий студентам ВУЗов и ПТУ. Хочется надеяться, что его постигнет та же участь, что и предыдущую государственную инициативу. Вечно голодные и бедные студенты пойдут на многое, лишь бы оставить за собой право ежемесячно получать 500 гривен.

Возможно, со временем студенческая борьба только разгорится – несправедливости в системе образования с избытком, да попыток ее приумножить тоже. Молодежь легка на подъем.

Коментувати



Читайте також

Рекомендації

Це майданчик, де розміщуються матеріали, які стосуються самореалізації людини, проблематики Суспільного Договору, принципів співволодіння та співуправління, Конституанти та творенню Республіки.

Ми у соцмережах

Напишіть нам

Контакти



Фото

Copyright 2012 ПОЛІТИКА+ © Адміністрація сайту не несе відповідальності за зміст матеріалів, розміщених користувачами.