Сотрудничество с Казахстаном: заманчивые горизонты

Когда заходит речь об экономическом сотрудничестве на «постсоветском» направлении, прежде всего приходит в голову Россия. Да, эта страна остается нашим важным торговым партнером и в СНГ, и в целом. Однако – не единственным. На фоне традиционной склонности Москвы к давлению на своих зарубежных партнеров и особенно соседей, Киев все больше развивает связи с другими республиками «ближнего зарубежья», включая и членов Таможенного союза. И это далеко не в последнюю очередь касается Казахстана . В новостях нередко можно заметить сообщения о рабочих встречах, секторальных договоренностях, перспективных контрактах.

Немного предыстории

Эксперты напоминают: первые 19 лет украино-казахстанских межгосударственных отношений запомнились не только развитием, но и постоянными «надеждами на улучшение» и намерениями Украины «осуществить прорыв» на данном направлении. На этом фоне очень странно смотрелись, например, потакания тогдашних властей выдавливанию казахстанского бизнеса с Херсонского нефтезавода в 2002 г. А директор Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик вспоминает неспособность адекватно отреагировать на различные предложения Астаны по развитию энергетического сотрудничества, которые могли наконец вывести из перманентной комы нефтепровод «Одесса-Броды».

В таком свете первый год президентства Виктора Януковича, 2010-й, стал контрастным и буквально прорывным, продолжает политолог. Президенты обеих стран обменялись официальными визитами, а в целом встречались в 2010 г. около 10 раз. При этом был подписан ряд важных соглашений. Так, помимо резонансной договоренности об увеличении на 8 млн т транзита казахстанской нефти через отечественные трубопроводы, были внесены актуальные «правки» в План действий «Украина-Казахстан» на 2010-11 гг. Также был принят Меморандум между украинским Госкомитетом финансового мониторинга и Минфином Казахстана о сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Кроме того, были подписаны План сотрудничества в космической сфере между Национальными космическими агентствами 2-х государств, соглашение о создании благоприятных тарифных условий для перевозки грузов ж/д транспортом, соглашение между министерствами образования и др.

По данным Кулика, реализация подобных договоренностей способствовала тому, что в 2011 г. двусторонний товарооборот составил $4,4 млрд и тем самым подошел к отметке докризисного 2008 г. (почти $5 млрд). А в І полугодии 2012 г. торговля составила $1,3 млрд, увеличившись относительно января-июня-2011 на 61,5%. Интересно, что большую часть экспорта из Украины в 2012 г. в стоимостном выражении составляют ж/д локомотивы – 31,4% в экспортной структуре или $411 млн. Это почти в 2,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. На втором месте в рейтинге экспорта стоят изделия из черных металлов, т.е. метизы и подобная продукция (24,7% экспорта или $323 млн, рост к І полугодию 2011 – в 2,87 раза).

Акценты партнерства

Действительно, отечественные предприятия уже давно поставляют в Казахстан свой подвижный ж/д состав. Также в 2009 г. возник проект СП по выпуску вагонов с участием одного из крупнейших украинских производителей грузовых вагонов, концерна «Азовмаш», казахстанского Акмолинского вагоноремонтного завода и Казахстанской железной дороги («Казакстан Темир Жолы»). Предполагаемая номенклатура СП – полувагоны, крытые вагоны и цистерны, сообщают ForUm`у экономисты. А Крюковский вагонзавод заключил с казахстанской Пассажирской лизинговой вагонной компанией договор на поставку в 2012 г. 42 пассажирских вагонов с инновационными купе-«трансформерами», разработанными специально для данного заказчика.

Кроме того, есть планы создания СП по изготовлению региональных грузопассажирских самолетов Ан-140. Еще в 2011 г. была предварительно определена сборочная площадка в г. Алматы и учреждена фирма AeroKaz. По данным ГП «Антонов», СП нацелено на замену устаревших Ан-24 и Ан-26. Основные узлы может поставлять Харьковский авиазавод, а двигатели – компания «Мотор Сич». Допускается и закупка казахстанцами ближнемагистрального пассажирского Ан-148 для внутренних и международных авиалиний.

Вообще, президенты двух стран выражают намерения углублять сотрудничество в самых разных областях. Так, знаковым для Киева стало принципиальное согласие президента Казахстана Нурсултана Назарбаева углублять двусторонние отношения в энергетике. А другими перспективными секторами партнерства он называет «мирный атом», освоение космоса с помощью украинских ракетоносителей и казахстанского космодрома, а также металлургию и машиностроение (особенно сельскохозяйственное). Серьезность намерений подтверждается тем, что еще до встреч Януковича с Назарбаевым посол Казахстана в Украине Амангельды Жумабаев в 2010 г. официально утверждал: «Одна из важных отраслей, которая вызывает у нас интерес – машиностроение. Украина сохранила необходимую промышленную базу еще со времен СССР, и Казахстан заинтересован в поставках сельхозтехники, техники для электростанций, в импорте вагонов. Одновременно рассматриваются возможности создания заводов для сборки и обслуживания этой техники на территории Казахстана».

Что же касается ядерной энергетики, то буквально в июле украино-казахстано-российское СП по производству ядерного топлива выиграло тендер ГП «Восточный горно-обогатительный комбинат» (Желтые Воды, Днепропетровская обл.) на 270 тыс. грн на технико-экономический расчет организации отечественной добычи урана. Проект будет воплощаться с учето
м опыта технологий подземного скважинного выщелачивания на урановых месторождениях Казахстана. Напомним, работа СП предполагает строительство в нашей стране собственного завода ядерного топлива, что позволит ослабить зависимость от его поставок из России. Стоимость завода – 2,36 млрд грн.

Задачи на будущее

А еще одна статья совместных проектов – взаимовыгодное использование транзитных потенциалов, говорит Кулик. В частности, казахстанский президент уже пригласил Киев к участию в проекте трансконтинентального коридора «Китай-Европа», с выходом через территорию Казахстана в Китай и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Дело в том, что Украину в Астане рассматривают также и как мост в Европу. Так, Жумабаев утверждает: «Выгодное транзитное положение Украины имеет значение для реализации нашей государственной программы «Путь в Европу», открывает дополнительные возможности для продвижения экономических интересов Казахстана в европейском регионе, особенно с учетом постепенной интеграции Украины в Евросоюз. Ваша страна может стать эффективной площадкой для выхода на европейские рынки товаров и услуг».

В свою очередь, глава казахстанского МИДа Ержан Казыханов в канун 20-летия установления дипломатических отношений с Киевом в августе-2012 подтвердил желание Астаны развивать эти отношения: «Экономические отношения с Украиной являются приоритетными в нашей внешней политике. Украина – государство с огромным человеческим ресурсом, промышленным потенциалом, с уникальным географическим положением, она имеет выход к морю, располагает емким внутренним рынком и развитой транспортно-транзитной инфраструктурой». По мнению дипломата, большие совместные возможности есть в ядерной энергетике, в добыче и переработке урана, включая подготовку казахстанских специалистов в этой области. «Не теряет своей актуальности и вопрос участия наших национальных компаний в использовании портов на Черном море. Предполагается, что активизация сотрудничества в сфере транспортировки грузов по морю, железной дороге и автотранспортом значительно расширит географию торговых путей из Азии в Европу», — считает Казыханов. Остается надеяться, что украинские партнеры не обойдут вниманием столь перспективные инициативы, как это раньше случалось.

Политолог Роман Сыринский добавляет: Киеву и самому целесообразно выдвинуть свои предложения по экономическому сотрудничеству с Астаной, а также по взаимодействию в сфере образования, межвузовских связей, обучения техническим специальностям. По словам аналитика, «возможны и обоюдовыгодные формы интеграции вузов обеих стран. Подобные же проекты можно предложить в области здравоохранения – это могут быть соглашения о предоставлении медицинских услуг и лечения, совместные исследовательские программы, обучение медицинского персонала в Украине и помощь в оснащении клиник».

Итак, потенциал партнерства более чем достаточный. А его реализация уже зависит от политической воли высших руководителей. И в результате у Киева на постсоветском пространстве может появиться конструктивный и влиятельный партнер. А это усилит позиции Украины в СНГ, ослабляя стремление известных сил «монополизировать» Содружество.

Андрей Боярунец, «ForUm»

Коментувати



Читайте також

Рекомендації

Це майданчик, де розміщуються матеріали, які стосуються самореалізації людини, проблематики Суспільного Договору, принципів співволодіння та співуправління, Конституанти та творенню Республіки.

Ми у соцмережах

Напишіть нам

Контакти

Фото

Copyright 2012 ПОЛІТИКА+ © Адміністрація сайту не несе відповідальності за зміст матеріалів, розміщених користувачами.