ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ: новый проект или «римейк»?

20.01.2010   00:06

Олег Фесенко, для «ФЛОТ2017»

ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ: новый проект или «римейк»?

 

 

Автор: эксперт Центра исследований проблем гражданского общества

 

В декабре 2009 года прошел ряд событий, которые не могут не повлиять на внутреннюю платформу в рамках СНГ, а именно — становление Таможенного союза, зоны свободной торговли (ЗСТ) и Единого экономического пространства (ЕЭП). После подписания документов в Минске о вступлении в силу Таможенного союза с 1 января 2010 года, очередным этапом стало соглашение между главами РФ, Беларуси и Казахстана 19 декабря на саммите глав государств-участников ЕврАзЭС в Алма-Ате о создании Единого экономического пространства.

Образование Таможенного союза вытекает из многочисленных форм сотрудничества на постсоветском пространстве. Создание «тройного союза» рассматривалось как одно из первых полноценных экономических объединений на постсоветском пространстве, включающим в себя локомотивы СНГ – РФ, Беларусь и Казахстан.

 

Организация «Таможенный союз» обеспечит единый ввозной тариф на товарооборот между странами. По сути, организация станет пристанищем экономической интеграции и торговли на постсоветском пространстве для наиболее активных стран-участниц СНГ.

 

В биографии создания «тройного союза» первым этапом является создание зоны свободной торговли, вторым создание Таможенного союза и заключительным, третьим — общий рынок, Единое экономическое пространство, после которого следует Экономический союз, который эксперты рассматривают как некий аналог «ЕС в экономическом измерении». Создание Таможенного союза существенно облегчит процесс товароооборта между странами, фактически отменит все таможенные пошлины и является по словам главы Беларуси А.Лукашенко неким возвратом к “советскому времени”.

 

Обратившись к первоисточникам создания Таможенного союза, следует обратить внимание на то, что еще при закладке проекта основным принципом провозглашались полная отмена ограничений на товарооборот между странами, единый таможенный режим и тарифы. В октябре 2000 г. Таможенный союз был преобразован в Евроазиатское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) в составе тех же пяти стран – России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. Армения, Украина и Молдавия получили в ЕврАзЭС статус наблюдателей.

 

В отличие от Таможенного союза, ЕврАзЭС ставил перед собой более амбициозные интеграционные цели. Помимо создания зоны свободной торговли, введения единого таможенного тарифа и системы нетарифного регулирования участники ЕврАзЭС декларировали стремление к созданию общего финансового, энергетического и транспортного рынка, свободному движению капитала и товаров, равным условиям доступа к инвестициям, совместной реализации межгосударственных целевых программ, сближению национальных законодательств и введению единой валюты.

 

Многие региональные экономические объединения «матрешечные» по своей составляющей. «Матрешечность» таких объединений на постсоветском пространстве выражена своей логикой и выстроена на основе нахождения общих интересов участников. Например, ЕврАзЭС значительно более широкое объединение по составу игроков, и более эфемерное, чем Таможенный союз оказалось недееспособным и нереализованным в полную силу проектом. Реализация этого проекта натолкнулась на несогласованность среди участниц, различных экономических систем и потенциалов стран ЕврАЗЭС.

 

Так, вопрос о введении единой валюты наталкивался на необходимость создания единого наднационального регулирующего органа и делегирования ему полномочий национальными центробанками, к чему государства-участники ЕврАзЭС были не готовы.

 

Кроме того, экономическая интеграция требовала признания ведущей роли России, на долю которой приходится более 3/4 производимого в странах СНГ ВВП, а это устраивало далеко не всех участников вновь создаваемого интеграционного объединения.

 

В энергодипломатии РФ и Беларуси возможно сменится палитра взаимных расчетов: взиматься будет не вывозная пошлина на нефть, а делиться вывозная таможенная пошлина на нефтепродукты, произведенные на белорусских НПЗ с использованием российской нефти. Формирование «тройного союза» стало неким ритуалом расслоения на сообщество по экономическим интересам, однако не устранило фундаментальных противоречий между странами-участницами. Основными противоречиями между Москвой и Минском является нежелание идти на компромисс по поставкам ключевых товаров – нефти, газа, продуктов питания, автомобилей и сельхозтехники (конфликт в поставках российского газа в Беларусь традиционно всплывает в начале года) .

 

По мнению экспертов, участие в Таможенном союзе предоставит странам-участницам самостоятельный, а не централизованный путь на вступление в ВТО, а для России фактическую отмену договоренностей по условиям присоединения во Всемирную торговую организацию (ВТО). Если обратиться к истории создания Таможенного союза еще на саммите ЕврАзЭС в 2007 году РФ, Беларусь и Казахстан подписали документы по формированию Таможенного союза. Также «обрисовывались» перспективы пополнения новыми членами — Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. Если рассматривать перспективы Таможенного союза, то для Казахстана членство в «стройке» является трамплином для вступления в ВТО.

 

Среди «узловых» моментов Таможенного союза немало и «подводных камней»:
 

• участие Киргизии в рамках ВТО, что создает дополнительные трудности в формировании тарифов для пространства союза;
 

• низкая и разветвленная социальная сфера среди среднеазиатских стран, с избыточным предложением рабочей силы (кроме Казахстана), что может привести к дальнейшей интенсификации миграционных процессов;
 

• увеличение конкурентоспособности и производительности труда для среднеазиатских стран, которые неконкурентоспособны с ведущими странами-участницами – РФ, Беларусью и Казахстаном.

 

На территории трех государств-флагманов постсоветского пространства производится более 85% валового внутреннего продукта и проживает около 60% населения стран СНГ общей численностью около 167 млн. человек, что позволит ему в будущем претендовать на роль одного из ведущих мировых интеграционных объединений. От успешности реализации этого интеграционного проекта во многом будут зависеть перспективы дальнейшего развития стран-участниц союза, а также их положение в мировой экономической системе координат.

 

Таможенный союз позволит странам к 2015 году увеличить ВВП на 15% — Россия получит свыше 400 млрд. долларов, Казахстан и Белоруссия — более 16 млрд. каждая. С 2010 года на территории стран начнет действовать единый таможенный тариф на товары (бытовая техника, одежда, продукты, автомобили), который обеспечит единые ставки ввозных пошлин. Союз обеспечит и свободную торговлю между странами, без оформления таможенных платежей при пересечении границ.

 

Впрочем, остались нерешенные проблемы: белорусские власти рассчитывают на полное снятие торговых барьеров, что позволит восстановить экспорт в Россию, сократившийся в этом году более чем на 40%. Полноценное формирование экономических структур с участием новых акторов потребует значительных уступок по различным вопросам экономического характера.

 

Позиция Украины по данному вопрос не сильно отличается от прошлых лет. Участие Украины в проектах на постсоветском пространстве формируется по принципу возможной интеграции в Европу, при этом нежелании потерять рынки сбыта в СНГ. Поэтому разновекторный курс оказывается заложником внутриполитического кризиса в Украине и нежеланием ставить внешнюю политику на прагматичные рельсы, процессом «притормаживания» вокруг получения реальных дивидендов. Во всяком случае, до создания единого отточенного механизма на постсоветском пространстве предстоит немало хлопот, а формат объединения позволяет задаться вопросом — это новая структура или старое объединение в новом формате?

http://www.flot2017.com/ru/opinions/17868

Коментувати



Читайте також

Це майданчик, де розміщуються матеріали, які стосуються самореалізації людини, проблематики Суспільного Договору, принципів співволодіння та співуправління, Конституанти та творенню Республіки.

Ми у соцмережах

Напишіть нам

Контакти



Фото

Copyright 2012 ПОЛІТИКА+ © Адміністрація сайту не несе відповідальності за зміст матеріалів, розміщених користувачами.