Тегеран отказался от доллара

Александр Жуган, эксперт Института практической политики

Хотя Иран выдает нужду за добродетель, отказываясь от операций в долларах, у него могут появиться последователи http://comments.com.ua/?art=1196354061

Исламская республика Иран намерена в ближайшее время окончательно отказаться от использования американского доллара при внешнеторговой деятельности, а также при продаже нефти и газа. Об этом заявил в понедельник председатель парламента страны Гуламали Хаддад Адель. Иран стал вторым после Венесуэлы нефтедобывающим государством, которое недвусмысленно заявляет о своей готовности перейти на другую валюту при расчетах за энергоресурсы.

Примечательно, что это заявление прозвучало спустя неделю после III саммита Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК), состоявшегося в Эр-Рияде (Саудовская Аравия). Тема замены валютной корзины нефтяного картеля стала основной сенсацией этой встречи. Главные мировые поставщики черного золота, похоже, всерьез начали искать компенсационные механизмы для снижения своих убытков из-за нестабильности котировок доллара США.

Разумеется, у Тегерана в этой игре свой интерес. Подобный шаг должен еще больше ослабить доллар. В то же время эта мера может быть и вынужденной. Вашингтон последовательно отрезает Иран от участия в международной торговле. Большинство иранских банков уже исключены из международных транзакций. Из-за опасения подпасть под американские санкции ряд ближневосточных, китайских и российских партнеров также приостановил операции с иранскими банками. Таким образом, Тегеран отрезается от прямых долларовых потоков. Так что у него, по большому счету, могло просто не остаться выбора. В то же время сворачивание деятельности европейских банков в Иране (сейчас их осталось три) вряд ли позволит «привязаться» к евро. Но если бы такое решение принял ОПЕК, это облегчило бы положение Ирана.

Вообще среди стран — членов организации, лояльной к доллару, остается, пожалуй, лишь Саудовская Аравия — основной инвестор США на Ближнем Востоке. Остальные вполне могут последовать за Ираном и Венесуэлой. Так, Кувейт изменил учетную ставку кувейтского динара по отношению к доллару. К нему уже в начале следующего года могут присоединиться Катар и Объединенные Арабские Эмираты, в которых сильны инфляционные процессы. Более того, главный экономический советник министерства экономики ОАЭ Ареф аль-Фарра недавно отметил, что его страна «серьезно изучает сейчас вопрос об отказе от привязки дирхама к доллару и изменении валютного курса».
Слабеющий доллар снижает покупательную способность стран ОПЕК и уменьшает реальные прибыли государств, экспортирующих нефть (цены на которую устанавливаются в долларах), но вместе с тем происходит стремительный рост цен на нефть, что может служить неким подобием компенсации. Кроме того, режимы большинства членов ОПЕК в военном и политическом отношении зависимы от Вашингтона, и отказ от доллара приведет к нежелательным для руководств этих стран последствиям.

В то же время нефтедобывающие страны заявляют, что, несмотря на цену почти в $100 за баррель, реальная цена ниже, чем в 80-х годах прошлого века. Американский доллар уже потерял четверть своей стоимости, и вопрос о возможной котировке нефти в другой валюте становится все более острым. В государствах Персидского залива снова начали обсуждать идею введения золотого динара. Еще в прошлом году «совет шести», в который входят Кувейт, Катар, Оман, Бахрейн, Саудовская Аравия и ОАЭ, выяснял, в каком месте лучше расположить банк нового валютного союза, а также определиться с названием валюты. Намерение вполне серьезное, финансисты этих стран уже изучают европейский опыт введения евро.

Не исключает перехода на торговлю нефтью за рубли в долгосрочной перспективе и Россия. По словам министра финансов РФ Алексея Кудрина, речь идет о более чем пятилетнем сроке. «Дальше зависит от всего — от стабильности российской экономики, от стабильности рубля, от стабильности торговли, от стабильности роста. Еще одним существенным фактором является желание самих российских компаний торговать нефтью за рубли», — объясняет он.

Однако пока о мировой перекотировке нефти говорить не приходится. Сейчас на рынке наблюдается быстрый рост цен. Этому способствует неблагоприятная ситуация в Нигерии, Иране, Ираке и Турции. К этому стоит добавить предвыборную нестабильность в России и Ливане, непредсказуемость внешнеполитического курса Венесуэлы, продолжающийся экономический бум в Китае. Картину довершают неопределенность в отношении дальнейшего увеличения добычи нефти со стороны ОПЕК, низкие темпы роста производства нефти в странах, не входящих в ОПЕК, а также недостаточная пропускная способность нефтеперерабатывающих заводов.

На данный момент на наличных и фьючерсных рынках цены на нефть устанавливаются в долларах, поэтому эксперты считают, что государства ОПЕК поспешат «отвязать» ее от американской валюты. Тот же Кувейт, который в мае отменил привязку своей национальной валюты к доллару, все равно продолжает продавать нефть за американскую валюту. Иран также перевел большую часть средств, полученных от продажи нефти, в другие валюты, но все равно пока продолжает использовать доллар для установления цен. Таким образом, в кратковременной перспективе доллар все же будет определять цену на черное золото.

Фото: АP29.11.2007
Александр Жуган, эксперт Института практической политики
№103 | 30 ноября 2007

Коментувати



Читайте також

Це майданчик, де розміщуються матеріали, які стосуються самореалізації людини, проблематики Суспільного Договору, принципів співволодіння та співуправління, Конституанти та творенню Республіки.

Ми у соцмережах

Напишіть нам

Контакти



Фото

Copyright 2012 ПОЛІТИКА+ © Адміністрація сайту не несе відповідальності за зміст матеріалів, розміщених користувачами.