УГАДАЙ КОГО ПОШЛЮТ

8bb731658001b19Виталий Кулик
Президент РФ Дмитрий Медведев своим указом освободил Виктора Черномырдина от должности посла России в Украине и назначил его своим советником, возложив на него обязанности специального представителя президента РФ по вопросам экономического сотрудничества с государствами СНГ. Согласно этому же указу, признается утратившим силу распоряжение президента РФ от 21 мая 2001 года «О специальном представителе президента Российской Федерации по развитию торгово-экономических отношений с Украиной».

Об отставке Виктора Черномырдина говорилось еще с 2008 года, с памятной публикации в «Независимой газете». Его отправляли в отставку каждый раз, как только в украинско-российских отношениях наблюдался застой или кризис. Ранее появление информации об отставке Виктора Черномырдина можно с уверенностью считать проявлением борьбы разных властных группировок в России за возможность определять российско-украинские отношения. В России Виктору Степановичу ставили на вид то, что ему не удалось наладить эффективный контакт с президентом Ющенко, что он был недостаточно решительным в отстаивании русского языка, Русской Православной Церкви, российских соотечественников, русского бизнеса, Черноморского флота, а также недостаточная борьба против НАТО. В основном эта критика звучала от «ястребов» типа Константина Затулина, которые сами хотели бы оказаться на этой должности.

Если же анализировать причины и временную точку отставки Черномырдина, то следует учитывать несколько составляющих. Во-первых, Виктор Степанович сам просился на политическую пенсию. Сказываются возраст (71 год) и проблемы со здоровьем. По некоторой информации, в начале 2009 г. Черномырдин подал прошение об отставке. Однако, его невозможно было удовлетворить, поскольку в то время глава МИД Украины Владимир Огрызко (в феврале 2009 г.) вручил российскому послу официальную ноту, связанную с высказываниями Виктора Степановича в адрес украинских политиков. Отставка могла быть расценена как уступка России Украине, а этого в Кремле и в страшном сне сниться не может.

Поэтому Виктору Степановичу пришлось тянуть воз посольской работы до Дня России. Да и сама отставка больше напоминала прощальный бал с множеством гостей, что-либо значащих в украинской политико-экономической кухне. В Украине начинается новый политический сезон, начало президентской избирательной гонки. В этих условиях России нужен дипломат-«оперативник», который не столько имеет собственный политический вес в Украине, но и имеющий навыки дипломатической игры. Москва не может себе позволить однозначной ставки на кандидата в президенты в Киеве. А то, что Виктор Степанович неровно дышал к Юлии Владимировне известно далеко за рамками околополитической киевской тусовки.

В Киев Виктор Черномырдин уезжал в качестве почетной ссылки. То, что он претендовал на пост президента РФ и был тяжеловесом российской политики не является секретом. Однако Виктор Степанович из статуса ссыльного превратился не только в эффективного коммуникатора между политическим и экономическим классом Украины и Кремлем, но и сам стал центром силы в украинско-российских отношениях. Последние 3 года Черномырдин был также дуаеном дипломатического корпуса (самым «старым» (по количеству лет пребывания в стране) послом), что давало возможность для эффективной работы с дипмиссиями конкурентных для РФ стран. Не секрет, что в Киеве с мнением посла России считались не только ведущие политики, но и бизнес-сообщество.

Если же оценивать работу посла Черномырдина за 8 лет, то следует отметить одну парадоксальную деталь. Виктор Степанович всегда был остр на язык и не стеснялся в оценках и выражениях. Это не совсем подходило для дипломата, но вполне вписывалось в образ политика-патриарха. Даже делая острые замечания в отношении украинских лидеров, Виктор Степанович имел с ними личные доверительные отношения. По сути, именно благодаря его политвесу удавалось решать многие сложные вопросы украинско-российских отношений. Более того, посольство РФ в Киеве при Черномырдине не было источником конфликтов, наоборот, оно вынужденно было заминать разного рода инциденты как-то заявления Лужкова или Затулина, депортации украинских политиков из РФ и пр. Стиль работы Черномырдина – это спокойное сибаритствование. Этакая вальяжность и снисходительность к «молодежи». Однако такой стиль деятельности мог позволить себе только Черномырдин и только по тому, что он Черномырдин.

Теперь Москва решила оптимизировать свое политико-дипломатической присутствие в Киеве. Естественно, что после Черномырдина нельзя понижать вес главы дипмиссии, однако у Кремля нет адекватного тяжеловеса, которого можно было бы командировать в Киев. Единственным исключением может быть губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко (которая имеет корни в Украине). Наиболее вероятной кандидатурой до последнего времени являлся заместитель министра иностранных дел РФ Григорий Карасин, курирующий взаимоотношения с Украиной. Также могут рассматриваться кандидатуры постоянного представителя России при НАТО Дмитрия Рогозина и Сергей Ястремжевский (в прошлом наиболее сильный и прагматичный коммуникатор Кремля с Украиной). Однако, наличие противоречий Ястремжевского с Путиным, а также его «выпадание» из властной обоймы снижает шансы Сергея Владимировича.

В последнее время в СМИ прошло сообщение о том, что новым послом РФ в Украине станет бывший Министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации (март 2004 г. - сентябрь 2007 г.) Михаил Юрьевич Зурабов. Он не дипломат, но этот недостаток может быть с успехом покрыт его личными связями с Путиным и Медведевым. Назначение Зурабова будет значить не просто трудоустройство бывшего непопулярного министра, а делегирование личного контактера Путина в Киев. Во время украинского избирательного трека такое доверенное лицо Москве будет очень полезно. Тем не менее, назначение Зурабова не даст импульса к систематизации украинско-российских отношений. В Киев нужен был именно дипломат-«оперативник», который не только имел бы опыт дипломатической работы, но и знание политической ситуации в Украине и специфики нашей экономики.

Нужен был опытный игрок, который бы не допускал тех ошибок, которые имели место в политике РФ в отношении Украины в 2004 г. Если, конечно, Россия не намерена делать однозначной ставки.

Виталий Кулик - директор Центра исследований проблем гражданского общества (Киев, Украина)

Коментувати



Читайте також

Це майданчик, де розміщуються матеріали, які стосуються самореалізації людини, проблематики Суспільного Договору, принципів співволодіння та співуправління, Конституанти та творенню Республіки.

Ми у соцмережах

Напишіть нам

Контакти



Фото

Copyright 2012 ПОЛІТИКА+ © Адміністрація сайту не несе відповідальності за зміст матеріалів, розміщених користувачами.