суббота, 31 октября 2009 года, 09.55 |
Есть три наиболее реальных сценария кампании-2010: глобальный передел собственности и власти в пользу победившей политико-экономической группы, сговор двух фаворитов второго тура или перезагрузка политсистемы. Первые два случая чреваты многими рисками для украинской государственности. Главным из них станет консервация коррумпированной элиты и углубление отчуждения общества от власти. Альтернативный вариант (перезагрузка) возможен только в результате тупика во втором туре выборов.
На данный момент, по результатам социологических опросов, во второй тур проходят Виктор Янукович (25%) и Юлия Тимошенко (19%). Все остальные кандидаты, в том числе «третьи силы» вроде Арсения Яценюка (9%) и Сергея Тигипко (5%), могут рассчитывать разве что на призовое третье-четвёртое место. Им, несомненно, составят конкуренцию действующий президент Виктор Ющенко (от 4 до 6%) и лидер коммунистов Пётр Симоненко (4—5%).
Задачами в первом туре кампании для фаворитов забега станет: а) обеспечить явку своего избирателя, не дать ему демобилизоваться; б) создать благоприятную ситуацию для расширения собственного электорального пространства. Для остальных кандидатов — создать себе задел для «торговли» с победителями и обеспечить голоса на возможных досрочных выборах в Верховную раду (а они, скорее всего, состоятся в мае 2010 года вместе с выборами в местные советы).
Следует также отметить, что правила игры до сих пор туманны. В украинских СМИ время от времени муссируется тема срыва выборов. Сразу нужно отбросить совсем фантастические сценарии о «чрезвычайном положении» и введении «прямого президентского правления». Во-первых, для того чтобы отменить выборы, Виктор Ющенко должен иметь правовые основания. Основаниями для такого решения могут быть военная угроза, попытка переворота, нападение инопланетян… Иными словами, с точки зрения украинского законодательства отменить выборы президент может только в экстраординарных случаях, вероятность которых сведена к минимуму. Ресурсов у Ющенко также нет. Админресурс плавно перетекает к его конкурентам, силовые структуры явно будут пытаться не делать однозначных ставок. Украинская бюрократия никогда не была склонна к идеологическому геройству и не поддержит решений, которые могут (в случае проигрыша) повлечь за собой репрессии.
Однако есть более прозаические условия для срыва выборов:
а) проблема принятия бюджета-2010, где должна быть предусмотрена строка на финансирование избиркомов. А безболезненное прохождение через парламент закона о бюджете на следующий год нынешняя правящая коалиция обеспечить не сможет;
б) Верховной раде нужно ещё принять изменения в закон о выборах президента согласно решению Конституционного суда;
в) сам закон о выборах президента Украины является объектом критики не только Виктора Ющенко, который не оставил идеи внести в него ещё несколько существенных изменений, но и Венецианской комиссии. У еврочиновников много вопросов к закону о выборах, в том числе таких, которые явно неприемлемы для Тимошенко и Януковича.
В то же время для них мнение европейских чиновников — это не просто добрые пожелания Брюсселя, а почти руководство к действию. Регионалы и бютовцы активно «окучивают» европейские институты и надеются на благосклонность ЕС и США по итогам кампании-2010. Нужно помнить, что в этот раз на Украину приезжает от 20 до 60 тыс. иностранных наблюдателей (в 2004 году их было всего 12 545 человек). Только exit-poll фонда «Демократические инициативы» и Центра Разумкова, финансируемый за счёт западных грантов, предполагает участие 20 тыс. волонтёров на выходе с 300 избирательных участков.
Главной интригой нынешней избирательной кампании станет второй тур. Точнее, как он пройдёт: под знаком «тотальной» войны или стороны выйдут на некое компромиссное решение.
Jackpot. По мнению украинского политолога Николая Семенюры, после провала «конституционного заговора» ПР и БЮТ, основные кандидаты в президенты избрали конфликтный сценарий кампании. Существующая политическая элита демонстрирует обществу хроническую неспособность договариваться между собой.
Иными словами, победитель кампании-2010 рассчитывает в итоге сорвать jackpot. Сконцентрировать в своих руках всю полноту власти и провести передел собственности. Уже сейчас можно говорить о концентрации вокруг Януковича и Тимошенко конкурирующих финансово-промышленных групп, выживание которых зависит исключительно от политического будущего их ставки-кандидата.
Нечто подобное уже было в 2004 году, когда цена поражения на выборах могла означать потерю не только активов на Украине, но и криминальное преследование. В случае победы Тимошенко регионалы рискуют стать вынужденными политэмигрантами. И наоборот.
Логика такого сценария второго тура предусматривает использование любых методов для достижения победы, в том числе фальсификаций голосов, вбросов бюллетеней, манипуляций общественным сознанием, судебной борьбой и пр. Итогом станет делегитимизация результатов выборов и самой власти. Вряд ли Тимошенко или Янукович захотят быть руконеподаваемыми на Западе.
Олигархический консенсус. Речь идёт о создании таких конфигураций политических сил и перераспределении властных полномочий, которые разрешат основным ФПГ при минимальных рисках для себя провести новый передел собственности в государстве.
Ели учесть, что БЮТ и ПР являются сегодня всего лишь надстройками над ФПГ, то раздел власти на двоих выглядит не таким уж и нереалистичным. Тимошенко и Янукович имеют опыт согласования интересов. Можно вспомнить идею о создании широкой коалиции двух политсил в парламенте. Основой для такого компромисса может быть распределение ролей между ними. Например: Янукович — президент, Тимошенко — премьер, парламентское большинство формируется после досрочных выборов из числа ПР и БЮТ. Основой для такого альянса может стать реформирование конституции, избирательного законодательства (повышение проходного барьера до 7%) и идея «спасения страны от дефолта».
Единственное, что препятствует такой договорённости, — это взаимное недоверие и критическая масса разногласий по основным вопросам внешней и внутренней политики. Да и не проживёт долго такая «тандемократия по-украински» даже при наличии чётко разграниченных полномочий. Тимошенко, как, впрочем, и Янукович, не склонны делиться чем-либо, тем более властью.
Промежуточный вариант. При успешном расширении своего электорального поля во втором туре Тимошенко не сможет обойти Януковича более чем на несколько процентов. Наличие «социологической» погрешности в 3% будет значить для неё подвешенную легитимность. Третьего тура с участием Тимошенко и Януковича (по аналогии с 2004 годом) никто проводить не будет, да и новый закон это исключает. Рассчитывать на повторение событий Майдана — явная утопия. Избиратель-2010 по своей сути уже нереволюционен.
У Януковича ситуация не лучше. Та стратагема, которую он на данный момент реализует, — «спокойная сила» — не предусматривает захвата сопредельных электоральных полей. Даже если автоматически зачислить в актив лидера ПР голоса Петра Симоненко, Инны Богословской и других, то их всё рано не хватит для убедительной победы.
Поэтому в промежутке между первым и вторым туром стороны попытаются договориться о правилах поствыборного сосуществования. Хотя бы на первые полгода.
Срыв второго тура. Если же компромисс окажется невозможным в принципе, то будет попытка срыва второго тура путём массовых нарушений избирательного законодательства и опротестования решения участковых и окружных избиркомов в суде. Конституционный суд открыл такую возможность. В итоге результаты второго тура могут быть признаны недействительными.
Опрос Центра исследований проблем гражданского общества (сентябрь 2009 года) показал, что избиратели в основном не удовлетворены деятельностью нынешнего руководства Украины и лидеров партий, представленных в Верховной раде (75,3% респондентов). 86,8% опрошенных желают появления новых лиц в политике.
Отмена результатов второго тура может открыть возможность качественного обновления списка лидеров страны. Речь идёт о появлении политиков, которые потенциально могут изменить политическое пространство. Список вероятных альтернативных претендентов на высшую должность в стране достаточно широк: от представителей региональных элит до пользующихся доверием народа силовиков и политиков-профессионалов.
Если же рассматривать идеальный портрет украинского политического нового лидера, то это должен быть человек среднего возраста (не больше 55 лет) с незапятнанной репутацией, с хорошим образованием, умением говорить и с определённым опытом административной работы (неважно где — бизнес, государственное управление, гражданский сектор).
Вопрос лишь в том, удастся ли провести перезагрузку системы. В ней заинтересованы отечественные ФПГ (для того чтобы не допустить экономических потерь в грядущем переделе собственности), внешние силы (США, ЕС и РФ), которые желают иметь прогнозируемую и стабильную власть на Украине, а также само украинское общество, уставшее от перманентного противостояния Янукович — Ющенко — Тимошенко.
Виталий Кулик, директор Центра исследований проблем гражданского общества (Киев, Украина)