В Алжире тоже пропал страх

Социальные восстания в Магрибе похожи, но и отличаются друг от друга

 

Революция в Тунисе вызвала социальные протесты и в Алжире. Тунисские выпускник университета Буазизи, который сжег себя 17 Декабря в знак протеста против произвола властей, отмечается как мученик и в Алжире.

 

По всему Магрибу бедняки – а к ним относятся и безработные выпускники вузов – создали свой неформальный мир. Люди сами строят домики, организуют на мостовых стихийные продуктовые рынки и снабжают крупные города разного вида неподконтрольными услугами. Этот неформальный мир в последние несколько месяцев подвергается усиленному наступлению со стороны государства. Полицейский произвол, растущие взятки, которые приходится платить чиновникам, повышение цен на продукты питания и рост безработицы привели к бунтам в Тунисе после 17 декабря и в Алжире с начала января. Почему они вызвали падение диктатора в Тунисе Бен Али? И почему Алжир находится в состоянии хронического беспокойства, но революции не происходит?

 

 

Модель господства Бен Али

 

Восстание в Тунисе началось в глубинке, далеко на юго-западе страны. Местность, простирающаяся к востоку от Кайруана до алжирской границы, уже столетиями влачит маргинальное существование. Сельское хозяйство пребывает в упадке, а добыча фосфатов в городе Гафса полуавтоматизирована. Когда в 2008 году там вспыхнуло восстание социально недовольных, которое растянулось на целые полгода, полиция взяла в кольцо строптивый город и на целые недели отрезала его от внешнего мира. Она грабила, производила аресты и стреляла. В остальном Тунисе и глобализированном мире СМИ об этом на протяжении месяцев не было никаких сообщений. Режим Бен Али ввел информационную блокаду. В Европе существовал принципиальный провал восприятия: все, что не укладывалось в картину исламистской угрозы, было неинтересно. Тунисские друзья и родственники, жившие во Франции, прорвали заграждение. Они разместили в Интернете клипы с мобильников, на которых было заснято восстание, и вышли на улицы в Париже.

 

Стабильность тунисской модели господства была основана на социально-географическом разделении городов и всей страны. Люди, бежавшие из деревни, селились в 20 км от центра столицы. За пределами города Тунис возникли новые административные центры. Самый известный университет Туниса был перенесен в пригород Ля-Мануба. Предшественник Бен Али, Бургиба хотел перепланировать арабский старый город Туниса – квартал городской нищеты. Он отказался от этих планов, но взял старый город под жесткий полицейский контроль.

 

Но молодые люди, мобильные и образованные, нарушили расчеты тунисской модели господства. Сегодня они соединены друг с другом в сети по всей стране и во Франции, причем не только через Интернет. В Тунисе сейчас в процентном отношении учатся столько же одногодков, сколько и в Европе. Процент женщин среди учащихся и учителей выше, чем, скажем, в Германии. Такая же социальная база сложилась в Алжире. Во всем арабском мире число учащихся за последние 10 лет выросло более чем на 250%.

 

5 января почти во всех городах Северного Алжира начался социальный бунт, повсюду запылали баррикады. Столкновения были еще яростнее, чем в Тунисе. Маяком стали уличные бои в столице страны, городе Алжир, в районе Нижняя Касба и в соседнем Баб-эль-Уэде. Затем молодежь воздвигла баррикады во многих частях города и в пригородах. В течение долгих часов Алжир был отрезан от мира.

 

Волнения в столице подпитывались полицейскими преследованиями в отношении странствующих торговцев и принудительными выселениями. Полицейские команды обрушивались на неформальные рынки и на сквоттеров, а также на владельцев недвижимости, которых много лет назад обманули при покупке жилья, выдав фальшивые бумаги. Выселенным семьям в Алжире очень трудно вернуться к нормальному существованию, если они не могут снять новое жилье. Не имея официального места жительства, учащиеся не могут сдавать экзамены; молодые незарегистрированные мужчины рискуют быть объявлены в розыск как дезертиры.

 

Волна подорожания

 

Зарплаты в Алжире намного ниже среднего уровня в соседних странах, хотя страна разбогатела на поставках нефти и газа. Уличные работники, надомники, сторожа и бродячие продавцы овощей зарабатывают примерно 80 – 120 евро в месяц. Чтобы вести жизнь на самом низком уровне маленькой семье, по неофициальным расчетам, требуется 400 евро. Самостоятельного выращивания продуктов почти нет. Правда, многие семьи имеют родственников в деревне. Но в Алжире – в отличие от соседних стран – экономика самообеспечения во многом разрушена.

 

На этом фоне недавнее восстание в январе 2011 года было также протестом против стремительно растущих цен на продукты. В начале года сахар и масло подорожали сразу на 20%. Иногда можно было наблюдать, как цены растут почти в течение часа. К тому же поползли слухи насчет нехватки муки. Перед некоторыми пекарнями выстроились огромные очереди. Правительство переложило вину на оптовиков. Большая часть продуктов была импортирована. Система ввозных пошлин и отчислений государству непрозрачна. Оптовики, как и все алжирские «деловые люди», расплачиваются наличными. Стопки банкнот, называемые брикетами, переходят из рук в руки на месте. Тут правительство неожиданно постановило, что оптовые покупки продуктов должны оплачиваться только чеками и банковскими переводами. Вместо отчислений из рук в руки и взяток в будущем должны уплачиваться установленные налоги. Банки оказались не подготовленными к таким масштабным финансовым операциям. И, в первую очередь, «деловые люди» не хотели таким образом открывать свои подлежащие налогообложению доходы.

 

8 января, после того как восстание распространилось по всей стране и сообщалось уже о 5 погибших, государство отменило повышение цен на сахар и масло. Все облавы против неформальных рынков были прекращены. Аресты прекращены. 9 января из Алжира сообщалось о последних столкновениях.

 

Разделенные среды

 

Решающее отличие от событий в Тунисе может состоять в том, что в Алжире не сложилось стихийной коалиции между беднотой и либеральной буржуазией. Алжирские учителя, врачи и адвокаты также прибегали к жестким методам борьбы, поскольку быстро испытали на себе полицейские дубинки, аресты и самые худшие устрашающие маневры. Но среды не смешивались. Националистический алжирский средний слой, возникший за годы независимости, по своему стилю и привычкам больше ориентируется на Францию, от которой успешно отделились в политическом отношении. Социального «клея» для крупного перелома в Алжире в настоящий момент, как представляется, пока что нет. Но из-за растущей дезинтеграции страны дальнейшее развитие событий предсказать невозможно.

 

В отличие от Туниса, в Алжире вот уже в течение десятилетия почти ежедневно где-нибудь в стране происходят локальные восстания. Причинами являются нехватка жилья, рост цен и дефицит услуг в городах. Диалога с местными властями не получается. Стволы деревьев на междугородних трассах, пылающие автомобильные шины и, наконец, нападения на мэрию и полицейский пост, которые разоряются и поджигаются, – таков типичный ход местных восстаний в Алжире.

 

Другой язык

 

Почему же в начале января волнения – впервые с 1988 года – распространились почти одновременно во всех крупных городах Северного Алжира? СМИ быстро нашли объяснение: распространение связано с расширением пользованием Интернетом, прежде всего – со стороны безработных выпускников вузов. Если постоянно отслеживаешь сообщения, фотографии и видеоклипы на Твиттере, Фэйсбуке и многих блогах, то приходишь к иной мысли. К началу нового года в Алжире, как и в Тунисе, стремительно изменились язык и тон сообщений. Страх исчез.

 

Иностранец в Магрибе годами привык к тому, что о деликатных вещах говорят с оглядкой и пишут намеками. Анонимность была обязательной: в конце концов, полиция контролировала и связь по Интернету. Слишком часто можно было опасаться самоцензуры.

 

В январе 2011 все это было забыто. Манифесты, выражения гнева, статьи о правильной тактике в борьбе против режима, кристально ясные анализы – одним махом все это внезапно появилось, и все это можно было найти в Интернете. В одно мгновение люди пересмотрели оценки международных аналитиков в отношении кризиса в Северной Африке. В начале января в Алжире уже были уверены в том, что тунисскому Чаушеску в политическом отношении осталось недолго жить – а в это время европейские СМИ еще молчали об этом.

 

Что произойдет в Алжире, было непонятно. Но было ясно, что борьба против алжирского режима оказалась бы неизмеримо труднее. Люди не забывали о том, что алжирский правящий аппарат обладает опытом подавления волнений типа гражданской войны. Алжир не является шпионско-полицейским государством, как Тунис при Бен Али. Но военные в Алжире стреляют очень быстро. Почти ежедневно в Кабилии убивают «террористов». Полувоенная жандармерия обходится с местными восстаниями с чрезвычайной жестокостью.

 

Военные самым тесным образом связаны с государственной нефтегазовой компанией «Сонатрак» и выступает как привлекательная экономическая сила даже в университетах. Перед лучшими выпускниками вузов стоит альтернатива: делать профессиональную карьеру, пользуясь блатом в военных и дружественных им кругах – или погрязнуть в вечной безработице.

 

О распространении сообщений о восстании позаботились, конечно же, не безработные алжирские выпускники вузов. Но эти образованные люди после учебы вернулись к своим бедным семьям; они существуют не как автономные индивиды; их знание имеет социальную привязку. Продавец фиников, у которого мы часто покупали вблизи большого рынка в Оране, охотно рассказывал о своем опыте. Он изучал электротехнику в Дармштадте, но смог найти там только временную работу, а потом вернулся домой.

 

Если международный опыт из первых рук имеет продавец фиников, снова обитающий в селении простых людей, то Фэйсбук действительно становится важным, хотя и не самым важным средством взаимопонимания. Решающую же роль играет то, что уличные демонстранты потеряли страх – страх перед пытками и кровавой баней. Но и страх быть непонятыми в Европе и в мире. Они смогли показать всему миру, что они – не опасные исламисты, которые борются с просвещенными режимами, а борцы против деспотической системы господства.

 

  http://livasprava.info/content/view/2620/1/

 

Написал Хельмут Дитрих, «Нойе Цюрхер Цайтунг», 19 января 2011   
21.01.2011

Коментувати



Читайте також

Це майданчик, де розміщуються матеріали, які стосуються самореалізації людини, проблематики Суспільного Договору, принципів співволодіння та співуправління, Конституанти та творенню Республіки.

Ми у соцмережах

Напишіть нам

Контакти



Фото

Copyright 2012 ПОЛІТИКА+ © Адміністрація сайту не несе відповідальності за зміст матеріалів, розміщених користувачами.