Валютный рынок: дестабилизация и хаос

КЦПИК

Торги на межбанковском валютном рынке 28.11 завершились в диапазоне 7,5-7,6 грн. / $. НБУ не выходил на межбанковский рынок с предложением продажи и покупки валюты и установил на 1.12 официальный курс гривны на уровне 6,8777 грн./$ и 8,753249 грн. за евро. За день до этого, 27.11, официальный курс гривни устанавливался на уровне 6,741800 грн. / $ и 8,720518 грн. за евро. В последние дни такие девальвационные скачки курса стали правилом, а не исключением. 24.11 НБУ установил официальный курс на максимальном за весь период существования национальной валюты уровне – 6,1717 грн. / $, снизив его по сравнению со значением на 21.11 на 2,9% (с 5,9988 грн. / $).
http://www.analitik.org.ua/current-comment/economy/4935043f00952/

[02.12.08]

НБУ фактически признал утрату контроля над ситуацией многократными радикальными пересмотрами подходов к формированию курса национальной валюты.

После предпринятой месяц назад попытки методом грубейшего администрирования уйти от ситуации трех сильно отличающихся друг от друга курсов (официального, межбанковского, наличного), которая означала фактически ликвидацию валютного рынка как такового, было начато постепенное восстановление элементов рыночного регулирования валютного курса путем использования т.н. валютных аукционов.

После этого – заявлено об очередном «развороте» валютной политики на 180% в сторону ее максимальной либерализации. Было объявлено об отмене всех ограничений на наличном рынке валюты, - тех, которые привели к фактическому прекращению продажи валюты и мгновенному бурному расцвету черного рынка.

Было объявлено, что курс гривни будет устанавливаться к доллару США на уровне курса, установленного на межбанковском валютном рынке Украины по результатам функционирования Системы подтверждения соглашений на межбанковском валютном рынке Украины НБУ, который сложился за предыдущий рабочий день.

При этом более конкретная информация о формировании официального курса пока отсутствует. Окончательная модель валютного рынка в Украине будет отработана в течение ближайших двух недель. Об этом заявил заместитель председателя правления Нацбанка А. Савченко на международной конференции Fitch Ratings в Киеве 27.11.

«В последнее время мы провели валютный аукцион сначала по голландской, потом по американской модели для поиска оптимального варианта валютного регулирования. В течение ближайших двух недель будет отработана окончательная модель валютного рынка. Она будет очень близка к той модели, которая сейчас введена Нацбанком по наличному рынку».

Савченко подчеркнул, что новая модель не будет пересматриваться на протяжении длительного времени, «чтобы рынок понимал правила игры».

Он особо подчеркнул, что Украина не сможет пережить финансовый кризис без гибкого курса. «Нацбанк будет проводить политику свободного курсообразования с возможностью коррекции. Я бы сказал, что это будет что-то среднее».

Он также отметил, что в дальнейшем Нацбанк не планирует масштабных интервенций на межбанковском валютном рынке, а будет ориентироваться на «равновесный» курс (в районе 7 грн. за долл.).

Однако тут же Савченко заявил, что очень, очень скоро эти самые правила могут радикально измениться на прямо противоположные. В случае согласованных действий банков на валютном рынке, НБУ намерен обращаться в Антимонопольный комитет, а, «если и это не поможет, то Нацбанк будет вводить тотальное администрирование, такое, как это было в 2004 г.».

Видимо, это было сделано именно для того, чтобы окончательно разуверить всех в том, что у Нацбанка есть какая-то стратегия, и ни у кого не было иллюзий насчет того, что новая модель не будет пересматриваться на протяжении длительного времени, а политика свободного курсообразования – это всерьез и надолго. Логика действий руководства НБУ выглядит «железной»: ввели жесточайшее администрирование, развалили валютный рынок – проведем либерализацию, восстановим валютный рынок. Если это не поможет – введем тотальное администрирование и т.д. Вся эта ситуация напоминает крыловскую басню «мартышка и очки».

Не менее «адекватными» выглядят и заявления главы НБУ В. Стельмаха. Он объясняет происходящее исключительно спекуляциями и продолжает говорить о недооценке гривни. При этом он привел совершенно «убийственный» аргумент. О недооценке гривны, по его мнению, свидетельствуют расчеты курса через индекс «Биг-Мак». В соответствии с этими расчетами, «у нас валюта, она должна быть 2,22 – к евро».

В 1986 году редакторы журнала «The Economist» разработали индекс «Биг-Мака» в качестве шутливой (!) иллюстрации теории паритета покупательной способности (ППС), которая утверждает, что в долгосрочном периоде курсы валют должны стремиться к уровням, при которых цены на сходные продукты и услуги в различных странах уравниваются. Индекс «Биг Мака» учитывает стоимость только одного товара, производимого компанией Макдоналдс в ста странах мира. Он показывает обменный курс валют, при котором стоимость «Биг Мака» в каждой отдельной взятой стране была бы равной стоимости бургера в США.

Конечно, в каждой шутке есть доля правды. Индекс «Биг Мака» не менее «научен», чем знаменитые законы Паркинсона или Мэрфи. Но вызывает серьезнейшее беспокойство то, что, может быть, В. Стельмах вовсе не шутил, прибегая к подобному аргументу. Если же это была шутка, то очень неудачная и не своевременная.

Но, даже если определить недооценку курса в соответствии с действительно научными подходами, на формирование реального курса национальной валюты решающего воздействия это оказать не может. Как известно, валюта наиболее недооценена в слаборазвитых странах. Украина, к сожалению, отнюдь не экономический лидер, причем не только в Европе.

На реальный курс валюты влияет множество факторов, прежде всего, рост экономики и показатели ее эффективности, состояние платежного и торгового баланса, уровень золотовалютных резервов, инвестиционный процесс и многие другие.

Президент В. Ющенко, который, как известно, фактически контролирует НБУ, имея особые личные отношения с В. Стельмахом, в интервью телеканалу «1+1» заявил: «19 ноября курс доллара просто сорвался спекулятивной, масштабной, большой атакой. Причин инвестиционного, торгового, платежного характера для того, чтобы иметь то поведение курса, которое мы в настоящий момент имеем, сегодня нет. Сегодня цена доллара могла бы колебаться из этих показателей в пределах 5,8-5,9 грн. за долл.».

Отрадно, что президент не прибегает к аргументам вроде индекса «Биг Мака». Но его вывод о том, что объективных причин для падения курса нет, явно не согласуется с официальной статистикой. Более того, именно перечисленные В. Ющенко факторы сейчас объективно определяют девальвацию гривны.

По результатам октября, резко ухудшилась ситуации с торговым и платежным балансом. В обзоре НБУ отмечено: «По предварительным оценкам, в октябре 2008 года отрицательное сальдо текущего счета платежного баланса продолжало расти и достигло отметки $ 1,9 млрд. В целом за январь-октябрь текущего года его объемы составляли $ 10,5 млрд. (минус 6,5% ВВП)».

Согласно данным НБУ, отрицательное сальдо товарного баланса по сравнению с сентябрем выросло на 27%, что вместе со значительными выплатами дивидендов по прямым инвестициям обусловило формирование максимального по объемам отрицательного сальдо текущего счета.

НБУ также указывает на усугубление ситуации с финансовым счетом. «Активизация оттока средств по статье «другой капитал» в октябре текущего года вместе с сокращением притока средне- и долгосрочного капитала привела к формированию отрицательного сальдо финансового счета в размере $ 2,1 млрд.».

Отрицательное сальдо по текущему и финансовым счетам было профинансировано за счет резервных активов Украины, которые сократились до $ 31,9 млрд.

Резко ухудшается ситуация с прямыми иностранными инвестициями. Снижение уверенности инвесторов в стабильности экономического развития Украины повлекло постепенное сокращение капитальных вложений нерезидентов в активы страны. «В октябре чистый прирост прямых иностранных инвестиций ($ 0,4 млрд.) оказался самым низким за текущий год и в 2,2 раза меньше, чем среднемесячное значение в течение 2007-2008 годов».

Т.о., в Украине есть причины платежного, торгового, инвестиционного характера, которые создают объективные предпосылки для девальвации гривны. Их влияние может достаточно долго нивелироваться политикой НБУ. Но анализ высказываний представителей руководства и конкретных решений НБУ в последний период позволяет сделать вывод, что осмысленного представления как о тактике, так и о стратегии курсообразования, у банка пока нет.

И вряд ли это связано только с проблемами профессионализма. Президент Ассоциации украинских банков А. Сугоняко назвал «непродуманными» действия НБУ в вопросе рефинансирования коммерческих банков. «Сегодня у Нацбанка нет стратегии по преодолению финансового кризиса. Из-за этого в его действиях наблюдается некая растерянность».

При этом А. Сугоняко отметил, что сегодня на формирование валютного курса оказывают влияние «бизнес-сателлиты, которые крутятся вокруг Нацбанка». Это заявление главы АУБ особенно красноречиво, если вспомнить заявления зам. главы СП А. Шлапака о преференциях cо стороны НБУ для «избранных» при покупке валюты.

Наводит на размышление и недавно высказанное А. Шлапаком мнение о политике НБУ: «Ситуация на валютном рынке обостряется, и причиной этого является ажиотажный спрос на иностранную валюту, а также не всегда адекватные и эффективные действия Национального банка. (…) Очередной раз устроен «монетарный голод», также, по моему мнению, большой ошибкой является такой придуманный Национальным банком инструмент, как валютные аукционы. Принимать участие на них может кто угодно, с заявками на любые потребности. Заявки удовлетворяются в первую очередь для тех, кто предлагает более высокий курс покупки». В результате этого первоочередной доступ к валюте получает тот, кому все равно по какому курсу ее купить – «серые» и «черные» импортеры и валютные спекулянты. Сам механизм аукциона толкает курс вверх.

Что касается подходов к формированию валютного курса, то вряд ли Нацбанк вернется к грубому администрированию в этой сфере. Либерализация курсообразования была одним из ключевых условий получения кредита от МВФ. Судя по тому, как быстро ухудшается ситуация в экономике, получение очередных траншей становится острой необходимостью, и НБУ вряд ли будет рисковать.

* * *

С политической точки зрения назрел вопрос о желательности смены руководства НБУ. Ющенко не инициирует этот процесс сам, хотя деятельность Стельмаха на данном этапе его явно дискредитирует. Причины этого непонятны – то ли Стельмах, в действительности, работает на наполнение избирательного фонда Ющенко (в этом, впрочем, особых сомнений нет – часть заработанных на скачках курса средств, безусловно, пойдет на эти цели, вопрос в том – насколько большая часть), то ли Ющенко полагает, что отставка Стельмаха сильнее ударит по его рейтингу, чем сохранение (Ющенко, кажется, всерьез считает, что рейтинг еще может существенно уменьшиться вследствие каких-то его действий), то ли в силу каких-то личных гарантий Стельмаху.

Коментувати



Читайте також

Це майданчик, де розміщуються матеріали, які стосуються самореалізації людини, проблематики Суспільного Договору, принципів співволодіння та співуправління, Конституанти та творенню Республіки.

Ми у соцмережах

Напишіть нам

Контакти



Фото

Copyright 2012 ПОЛІТИКА+ © Адміністрація сайту не несе відповідальності за зміст матеріалів, розміщених користувачами.