Важный бессмысленный саммит

 Картинка 30 из 251

Виталий КУЛИК,

директор Центра исследований

проблем гражданского общества

 

Центральная Азия больше не рассматривает СНГ всерьез  

 

На кишиневском саммите СНГ были приняты важные бессмысленные документы. Именно в таких терминах можно в основном характеризовать деятельность Cодружества

 

 ЭКОНОМИКИ ВСЕ МЕНЬШЕ

По итогам кишиневского саммита лидеры стран Содружества одобрили 22 документа, главным из которых стал План об общих мероприятиях по преодолению последствий мирового финансово-экономического кризиса. Были рассмотрены также документы, которые касаются углубления интеграционных процессов в гуманитарной сфере, в области обеспечения безопасности, в том числе и направленных на дальнейшую оптимизацию деятельности уставных и других органов Содружества.

Но если внимательно рассмотреть те предложения, которые отмечаются в принятых документах, то мы увидим полное отсутствие креатива.

Антикризисный план обсуждался на саммите министров финансов государств СНГ 15 сентября 2009 года в Москве. Тогда главные финансисты постсоветского пространства предложили лидерам своих государств осуществлять меры по дальнейшей либерализации взаимной торговли, воздерживаться от применения протекционистских и других мероприятий, которые приводят к ограничению взаимного доступа товаров на внутренние рынки государств СНГ.

Однако именно на постсоветском пространстве зафиксировано наибольшее количество изъятий и ограничений во взаимной торговле. Во-первых, в рамках СНГ давно уже не работает зона свободной торговли (принятая еще в 90-е годы прошлого века). Каждая из стран Содружества принимает ограничительные меры на перемещение товаров от своих соседей, защищая собственный рынок. За исключением Молдовы, Киргизии и Украины, страны — участники СНГ не являются членами ВТО.

Во-вторых, Россия, Казахстан и Беларусь создают отдельное таможенное пространство ЕЭП, вырабатывают совместную политику в отношении допущения товаров третьих стран (в том числе и Украины) на свой рынок.

В-третьих, создан Таможенный союз ЕврАзЭС, который включает кроме вышеприведенных стран государства Центральной Азии (за исключением Узбекистана и Туркменистана). Таким образом, большинство прописанных в Плане об общих мероприятиях по преодолению последствий мирового финансово-экономического кризиса странами СНГ позиций изначально столкнется с проблемами реализации. Никто из постсоветских государств не готов уступать свои доходы во имя интеграции.

 

ОТДЕЛЬНАЯ ИГРА

СНГ теряет значение и как территория для неформального диалога бывших советских республик. В Кишинев демонстративно не прилетели президенты центральноазиатских стран (за исключением президента Киргизии). Казахстан, Таджикистан, Туркменистан (в статусе наблюдателя в СНГ) и Узбекистан ограничились госделегациями на уровне премьеров, вице-премьеров или глав парламента. Это объясняется как тем, что в ЦАР растет недовольство политикой России в регионе, так и стремлением республик к горизонтальной интеграции.

Эти страны больше интересуют реальные проекты экономического сотрудничества с Китаем, Ираном, поиск обходных выходов на европейские рынки вне российской интеграционной парадигмы.

Например, Туркменистан намерен всерьез и надолго конкурировать с РФ на китайском рынке поставок газа. Ашхабад начал строительство трубопровода в КНР протяженностью 7 тыс. км через Узбекистан и Казахстан мощностью 40 млрд. кубометров газа в год. Первые поставки по этому маршруту начнутся уже в декабре. Строительство «трубы» обойдется в $7 млрд., но это решение проблемы зависимости от «Газпрома» в вопросе транспортировки углеводородов. В дальнейшем президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов намерен обойти РФ и в поставках газа в ЕС.

Узбекистан еще в прошлом году приостановил свое членство в ЕврАзЭС и неоднократно высказывал недовольство российским вмешательством в региональную политику ЦАР. Очевидно, что линия Ислама Каримова останется неизменной. Его сейчас более волнуют проблемы взаимоотношений с соседями.

Таджикистан до сих пор не получил от Москвы внятного ответа относительно участия российских компаний в строительстве Рогунской ГЭС, которая является важнейшим для Душанбе инструментом региональной политики. Таджикистан надеется выбить из Кремля толерантное отношение к своей линии на политизацию водной проблемы.

То, что на саммите не было Нурсултана Назарбаева, главного идеолога постсоветской интеграции, также вовсе не случайно. Казахстану определенно не нравится, что Россия записывает его в союзники настолько лояльные, что его мнением можно пренебречь. Так, выдвигая идею о вступлении в ВТО единым блоком вместе с Беларусью, Москва фактически поставила Астану перед фактом.

В целом, лидеры центральноазиатских стран все больше отходят от активной постсоветской интегративной парадигмы в пользу региональной. В противовес участию в СНГ они усиливают и активизируют свое участие в ШОС, «каспийских встречах», многосторонних региональных форматах, в союзах тюркоязычных государств и т.п.

По сравнению с ЕС, ШОС или даже постсоветскими интеграционными проектами второго поколения (например, ЕврАзЭС) СНГ отнюдь не выглядит конкурентоспособным.

Саммит СНГ состоялся через несколько дней после подписания договора по ОДКБ — организации, из которой Россия упорно пытается создать противовес НАТО. То, что президенты азиатского ядра этого блока отказались от участия в саммите СНГ, выглядит как намеренная демонстрация характера: амбиции России, мол, потешили — и будет, а теперь есть дела поважнее очередного кремлецентристского саммита.

Политические элиты его членов все более интересует формат Содружества как площадка для пиара (так себя вел в Кишиневе, например, наш Президент Виктор Ющенко, вылавливая президента России Дмитрия Медведева, для того чтобы «сфотографироваться на память»). Или для игры «в присматривание» к новым лидерам. Вот и сейчас российские и молдавские политики с СНГовской трибуны уверяли друг друга в партнерстве и дружбе между Москвой и Кишиневом.

Российский глава МИД Сергей Лавров даже отметил, что все проблемы российско-молдавских отношений имели причиной бывшее коммунистическое правительство Владимира Воронина, и в качестве жеста доброй воли не поехал в Приднестровье. Но все эти телодвижения больше похожи на информационные пузыри, чем на реальную политику.

 

15.10.2009

 

Коментувати



Читайте також

Це майданчик, де розміщуються матеріали, які стосуються самореалізації людини, проблематики Суспільного Договору, принципів співволодіння та співуправління, Конституанти та творенню Республіки.

Ми у соцмережах

Напишіть нам

Контакти



Фото

Copyright 2012 ПОЛІТИКА+ © Адміністрація сайту не несе відповідальності за зміст матеріалів, розміщених користувачами.