Верните Украине ядерную бомбу!

15 лет назад Украина добровольно отказалась от ядерного оружия. В итоге став единственным государством в мире, которая по собственной воле отказалось от третьего по мощности ядерного потенциала…

Экс-президент Украины Леонид Кучма на международной конференции в Иерусалиме на выходных посетовал, что спустя 15 лет Киев так и не получил реальных гарантий собственной безопасности.

Политик назвал наибольшей несправедливостью именно в украинском контексте то, что мировым сообществом до сих пор достойно не оценены не только отказ Киева от участия в бушерском проекте в Иране, но и «мужественный поступок» добровольного отказа Украины от статуса ядерного государства.

По его словам, Украина на самом деле так и не получила от стран-гарантов реального обеспечения собственной безопасности, а Будапештский меморандум оказался пустой бумажкой. «Я в 1994 году в Будапеште на саммите ОБСЕ подписывал Меморандум о гарантиях безопасности Украине со стороны «ядерного клуба». Тогдашний президент Франции Франсуа Миттеран сказал: «Сынок, не верь этому документу, тебя обманут», - рассказал Кучма.

Он призвал мировых лидеров проявлять ответственность во взятых на себя обязательствах и решать проблемы такого масштаба совместными усилиями, ведь Украина, по словам Кучмы, сейчас нуждается в подтверждении гарантий собственной безопасности.

Напомним, осенью 1994 года, согласно Будапештскому меморандуму, подписанному США, Россией, Францией, Великобританией и другими ядерными державами, Украина отказалась от ядерного оружия. Меморандум предусматривал, что названные страны должны защищать Украину в случае нападения на нее.

В начале 1990-х годов на территории Украины находилось 1650 ядерных боеголовок, а также межконтинентальные баллистические ракеты, способные доставлять ядерный заряд на 15 тысяч километров.

В основу процесса создания Украиной собственных Вооруженных Сил были заложены политические решения руководства страны относительно безъядерного и внеблокового статуса, а также ратифицированный Договор «Об обычных Вооруженных Силах в Европе».

Согласно ратифицированному Договору, Украина согласилась со следующими ограничениями для своих Вооруженных Сил: личный состав - 450 тыс. человек, танки - 4080 (в т.ч. 3130 - в так называемых регулярных армейских частях), боевые бронированные машины - 5050 (4350), артиллерийские орудия (калибра более 100 мм) - 4040 (3240), ударных вертолетов - 330, боевых самолетов - 1080.

На 1 июня 1996 года на территории Украины не осталось ни одного ядерного боезаряда или боеприпаса.

Весной этого года Верховная Рада приняла постановление «Об обращении Верховной Рады к Конгрессу Соединенных Штатов Америки» о продолжении сотрудничества по выполнению всего комплекса мероприятий, направленных на ликвидацию ядерного оружия в Украине, в соответствии с соглашением от 1993 года.

24 октября, в день основания Организации Объединенных Наций, в мире началась ежегоднаю неделя разоружения.

Националисты периодически требуют вернуть Украине ядерный статус. Нужен ли он Украине?

   Комментарии

 

15:43 Вадим Гречанинов, президент Атлантического Совета Украины

 

То, что мы отказались от стратегического ядерного оружия, это верно. Однако с тактическим ядерным оружием мы несколько поторопились.

 

Тогда был такой момент, когда политическая сторона вопроса стала важнее военной. 46 украинских ракет были направлены на США, поэтому нам нужно было либо разоружаться, либо возвращаться под влияние России, которая включила бы нашу военную группировку в свою. Россия могла бы сократить определенный объем нашего ядерного оружия в обмен на сокращение такого же объема в Соединенных Штатах.

 

Наша недоработка в том, что мы не смогли получить гарантии безопасности. Я присутствовал на заседании ОБСЕ в Будапешт в 1994 году, когда нам давали гарантии Россия, Великобритания и США, а затем – Франция и Китай. Со стороны все выглядело очень несерьезно. Представьте картину: Ельцин пьяный стоит на сцене, обнимает лидеров названых выше стран. У меня все это не вызывало доверяя. Дальше США выделили деньги на сокращение ядерной мощи Украины. Скажу честно, денег не хватило. Но самое главное – гарантии где-то «потерялись». Еще тогда в 1995 и 1996 годах стоял вопрос: «Будут ли гарантии безопасности?». Нам отвечали, что для этого нет механизма. Конечно, тут большая недоработка. Нужно было получить твердые гарантии и большую материальную помощь за то, что мы сделали.

 

Сегодня мы действительно может снова стать ядерным государством технически. Но посмотрите на ту мощную политическую линию, которую ведут США против Ирана. Поэтому это очень сложно сделать как политически, так и материально. Политически мы потеряем все доверия, которые могут к нам быть в плане будущего вхождения в Европейский союз или НАТО.

 

Я уверен, что, несмотря на то, что количество подпольных ядерных государств растет, это оружие прошлого. Такое оружие применять нельзя, потому что это самоуничтожение.

 

 

14:46 Пресс-служба Посольства США в Украине, .

Позиция США по этой теме была очерчена заместителем министра обороны США Александром Вершбоу, который, отвечая на вопросы аудитории в Дипломатической академии МИД Украины в Киеве 29 сентября 2009 года, в частности, сказал: «Мы стоим за Будапештский Меморандум, который включает очень чёткие гарантии безопасности для Украины, что отразило приверженность всех его подписантов, включая Россию, уважению суверенитета, независимости Украины и её существующих границ. Мы считаем ключевым соблюдение всеми подписантами приверженности этим гарантиям и не видим необходимости пересмотра или перехода к какому-то другому документу. Эти гарантии были подтверждены в Хартии о стратегическом партнёрстве США и Украины. Делать всё возможное для соблюдения этих гарантий - важный приоритет внешней политики США, и мы, безусловно, ожидаем, что и Россия будет придерживаться этих гарантий... Мы считаем, что Меморандум продолжает быть действительным, остаётся в силе и будет оставаться в силе и впредь - он не привязан к сроку действия Договора о сокращении стратегических вооружений, который истекает в декабре».

 

 13:31 Виталий Кулик, директор Центра исследования проблем гражданского общества

 

Возобновление ядерного статуса предполагает ряд политических рисков. Украина является членом движения за нераспространение ядерного оружия. Возобновление статуса означает пересмотр обязательств. Появление нового ядерного государства тем более с нестабильным политическим режимом приведет к определенным последствиям: введению санкций, давлению, вплоть до вмешательства во внутренние дела.

 

Если принимать такое решение, необходимо, во-первых, консолидировать власть, сделать политическую систему управляемой, чтобы большинство населения и политсилы поддерживали идею возрождения ядерного статуса. Также нужно сделать так, чтобы противники возобновления нашего ядерного статуса были локализировали, не смогли влиять на политический процесс внутри Украины и использовать наших игроков в своих целях. Сейчас политических условий для возобновления ядерного статуса нет.

 

Кроме того, наличие ядерного оружия предполагает значительные отчисления из бюджета. Необходимо, чтобы финансирование было четким и не подлежало пересмотру или сокращению. Экономия на содержании ядерного оружия приведет к росту вероятности катастрофы. Это не просто вопрос безопасности Украины, это вопрос безопасности наших ближайших соседей. В нынешних условиях, когда армия финансирует по остаточному принципу, говорить о ядерном вооружении не приходится.

 

Третье условие: внешняя политика Украины должны быть неконфликтной. Мы не должны иметь категорию вероятного врага. На данный момент, у нас есть конфликтная ситуация с Россией, Румынией и рядом других стран. Поэтому необходимо сначала снять конфликтные точки, ввести нормальный диалог и тогда, возможно, говорить о возобновлении ядерного статуса. Но, повторю, для этого нужно иметь экономические, политические и социальные ресурсы. Пока что таких ресурсов я не вижу. Поэтому все разговоры о возобновлении ядерного статуса сейчас – это больше демагогия, чем просчитанный план.

 13:06 Александр Сушко, директор Центра мира, конверсии и внешней политики Украины

 

В 1994 году Украина получила определенный документ, который гарантировал сохранение территориальной целостности нашего государства. Ни о каких других гарантиях речи не было. Если кто-то чего-то недополучил, это вопрос к руководителям государства того времени. Это вопрос цены и результата.

 

Более того, в этом документе нет даже слова «гарантии», нам не совсем точно его перевели. Там есть только слово «уверения» относительно суверенитета Украины, и что в случае угрозы страны-гаранты обещают проведение консультаций с нашим государством. Через 15 лет надеяться получить что-то новое наивно.

 

Что касается возобновления ядерного статуса Украины, то технически это возможно. Политически – нет. Слишком высокой будет цена этого шага с точки зрения международного положения Украины. Вряд ли кто-то из наших политиков пойдет на международную изоляцию Украины на всех фронтах. С таким шагом не согласятся ни Россия, ни США, ни Европейский Союз. Я уверен, что эта перспективна нереалистична.

 11:50 Николай Сунгуровский, директор военных программ Центра Разумкова

 

Наши гаранты оказались не в состоянии обеспечить те обязательства, которые они взяли на себя в рамках этого меморандума. Но сам меморандум – это не обязательный юридический документ. Поэтому говорить о механизмах обеспечения этих обязательств даже не стоит. Речь идет о том, чтобы попытаться сделать этот документ юридически обязательным. То есть необходимо опять собрать гарантов и обратиться к ним с призывом, чтобы этот документ приобрел юридическую силу, и гарантии были обязательными для выполнения.

 

Для того чтобы возобновить ядерный статус, у Украины нет ни возможностей, ни надобности. Во-первых, мы являемся членом договора о нераспространении ядерного оружия. Во-вторых, у нас нет технологических возможностей для создания ядерного оружия. Для того, чтобы развивать эту базу, нужны огромные средства. Вы знаете, сколько денег на это тратит Иран, и какое давление он испытывает со стороны Соединенных Штатов и мирового сообщества. Украина хочет оказаться в роли Ирана? Думаю, нет.

 

 

11:27 Юрий Романюк, глава организации «Украина в НАТО»

 

В 1994 году политическое руководство Украины совершило большую стратегическую ошибку. Отказавшись от ядерного тактического и стратегического вооружения, Украина не настояла на том, чтобы члены ядерного клуба дали нам не только политическую гарантию безопасности, но и юридически-правовой документ, ратифицированный в их национальных парламентах. Это обеспечило бы нашему государству абсолютную гарантию безопасности. К сожалению, этого сделано не было.

 

Кроме того, Украина не получила никакой денежной компенсации за возвращение стратегически-ядерных вооружений России. Нам ее вернули только в качестве ядерного топлива для электростанций, не более того. Это несоизмеримые масштабы бартера. Украина должна была настаивать, как минимум, на возмещении нескольких десятков миллиардов долларов финансовой помощи со стороны США, Европейского Союза и членов НАТО для развития своего экономического и энергетического потенциала. Это все было упущено.

 

Позиции Украины в 1994 году были неравными. Нам предстояло противостояние с Россией, Англией, Францией, Китаем и США. Естественно, против такой пятерки устоять было тяжело. Но, тем не менее, руководство нашего государства должно было принципиальнее отстаивать свои интересы.

 

За эти 15 лет окончательно стало ясно, что членами ядерного клуба стала Индия, Пакистан, Иран, очень близка к созданию своего ядерного оружия была Ливия. Но нужно ли сейчас Украине восстанавливать свой ядерный статус? Я сомневаюсь, что в нынешней политической и экономической ситуации, мы способны это осуществить, даже если бы хотели. Об этом можно будет говорить только через 3-4 года, когда Украина сможет формировать и обеспечивать свой бюджет на собственной доходной базе и после возвращения всех кредитов.

 

Однако я убежден в том, что Украине необходимо создавать свой замкнутый энергетический цикл для мирного атома – ядерных электростанций. Украина абсолютно спокойно может обогащать уран на ядерных реакторах типа чернобыльского. Эти реакторы не уничтожены, а только законсервированы. При возникновении в будущем, не дай Бог, угрозы нашей территориальной целостности со стороны соседей, теоретически на тот момент за два-три года Украина сможет иметь законченную самую примитивную атомную бомбу. Носителей у нас предостаточно: мы лидеры в мире по созданию ракетоносителей и доставки ядерного оружия в любую точку земного шара. Интеллектуальный потенциал также позволяет Украине в замкнутом режиме осуществить этот проект.

 09:02 Валентин Бадрак, директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения

 

Использовать этот посыл можно только в том случае, если власть внутри Украины будет абсолютно консолидирована и будет иметь единую точку зрения на сферу безопасности. На сегодняшний день тот уровень разобщенности, который существует в украинской власти, не позволяет не только возобновить ядерный статус, но и создать высокомобильную, профессиональную армию, оснащенную современными вооружениями.

 

Ядерный статус – это противостояние со всем миром. Решиться на такое противостояние для Украины будет непросто. Я лично не поддерживаю идею возобновления ядерного статуса по ряду причин. Первая причина- политическая. Украина сразу же попадет в политическую изоляцию. Те потуги, которые будут предприниматься для достижения ядерного статуса, будут нивелированы нейтрализацией Украины на экономическом, информационном, энергетических уровнях. Я слабо верю в политические возможности украинских лидеров заявить о том, что Украина будет приобретать ядерный статус и действовать в этом направлении последовательно. Вторая причина – технологическая. У нас не хватает технологий для того, чтобы возобновить ядерный статус. Это годы работы, которые требуют определенных ресурсов, в том числе и финансовых. Так как Украина демонстрирует в течение десяти последних лет свою неспособность поставить на вооружение оперативно-тактическую ракету, говорить о ядерном статусе бессмысленно и неприлично!

 

Я не вижу возможностей у украинских лидеров довести это дело до конца. А вот навредить своей стране этой полумерой можно очень сильно. При этом на сегодняшний день ядерное оружие не является для Украины возможностью реализовать свои жизненно важные интересы в регионах и мире. Гораздо важнее вложить ресурсы в технологии, в том числе оборонного значения, и обеспечить гарантии безопасности за счет неядерного щита сдерживания и за счет мощной армии, способной противостоять современным угрозам.

 

 

http://for-ua.com/comments/2009/10/27/090010.html

Коментувати



Читайте також

Це майданчик, де розміщуються матеріали, які стосуються самореалізації людини, проблематики Суспільного Договору, принципів співволодіння та співуправління, Конституанти та творенню Республіки.

Ми у соцмережах

Напишіть нам

Контакти



Фото

Copyright 2012 ПОЛІТИКА+ © Адміністрація сайту не несе відповідальності за зміст матеріалів, розміщених користувачами.