Выбор-2010: между оральным, анальным и вытесняющим проектами

03.07.2009, Віталий Кулик,
http://www.pravda.com.ua/news/2009/7/2/97679.htm

…всегда должно быть три вау-кандидата оральный, анальный и вытесняющий… В нормальных странах обходятся оральным и анальным, потому что вытеснение завершено, а у нас все только начинается и вытесняющий нужен. Мы на него кладем пятнадцать процентов в первом туре…
Виктор Пелевин, "Genaration П."

Еще в самом начале 2000-тых стало понятно, что традиционный политологический анализ себя изжил. Он просто не способен объяснять телодвижений основных политических актеров и, тем более, мотивацию электората.

Не секрет, что в Украине политический процесс носит конструированный характер со значительной долей виртуальности. Наше политическое пространство –это постмодернистский конструкт, сформированный СМИ путем взаимодействия экспертов, аналитиков, политиков и косвенно зрителей.

Направленность политических актеров на решение тактических задач (которые чаще всего сводятся к дрязгам в прямом эфире центральных ТВ) приводит к примитивизации мотивов политического выбора.

Живем в эпоху "карнавальной медиакратии", хвост не просто вертит собакой, а определяет ее жизнь в целом. По сему необходим качественно новый инструментарий, способный объяснить процессы, происходящие в отечественном политикуме.

Такой инструментарий дает только вау-факторный подход, описанный Пелевиным в "Genaration П.", культовом произведении для многих рекламистов, пиарщиков и политтехнологов на всем постсоветском пространстве.

"Карнавальная медиакратия"

Как отметил российский политолог Сергей Кара-Мурза, человек современного городского общества зависим от телевидения. Он проводит у экрана гораздо больше времени, чем того требуют его потребности в информации и развлечении.

На данный момент именно телевидение и является основным источником знаний и формирования собственных представлений о политике для 98% граждан Украины.

Изменения в общественно-политической жизни Украины более чем динамичны. Обычный гражданин не способен улавливать всех тонкостей властной интриги, анализировать скрытые факторы, учитывать экономическую конъюнктуру и прочее.

При этом на "усредненном" украинце лежит вся тяжесть социальных издержек экономических экспериментов: постоянное повышение цен, инфляция, кризисы и так далее.

В таком "забеге" потребитель желает получить такую информацию, которая не требовала бы от него больших умственных усилий, да и желательно не вела к депрессии.

Хотя, в обществе, как правило, есть 10% последователей Мазоха, получающих почти сексуальное удовлетворение от круглосуточного просмотра криминальной хроники. Для этих депрессия – это обычное состояние.

Но 80-90% телезрителей как раз хотят развлекухи.

В результате, украинские СМИ выработали (или позаимствовали) уникальный формат подачи политической и социально-экономической информации – реалити-шоу! Этакий политический телекарнавал, с вовлечением в него политиков, бизнеса и потребителей.

Информирование или просвещение граждан (как основная функция СМИ в демократическом обществе) вырождается в поиск и преподнесение "жаренных фактов", "клубнички". Эти меседжи сами по себе сделались товаром, который впаривается гражданам.

"Экспертные оценки" давно стали прибыльным бизнесом для "говорящих голов" –прикупленных политштабами политологов и экономистов. Сравнительный анализ и историческая ретроспектива более похожи на идеологическую проработку советского времени с неизменным пассажем "как все было плохо в царской России в 1913 году".

Теперь отрицается любой позитивный опыт советского времени. В то же время критическая функция неимоверно усилилась и стала доминирующей, поскольку в украинских СМИ критикуют всех. Идет тотальное разрушение всех моральных авторитетов (от известных писателей до политических лидеров).

Украинцы стали заложниками замкнутой схемы: критика во имя критики. Естественно, что коммуникационная функция, при таком разгуле "свободы слова", превратилась исключительно в элемент маркетинга и скрытой рекламы.

Политики продают потребителям-loserам свои тренды, не получая в ответ общественной реакции на них. Да и какая может быть реакция, когда сами loserы уже давно мыслят категориями политтрендов.

Как писал Пелевин: если раньше слово "демократия" происходило от понятия "демос" (народ), то сейчас от "demo-version".

Обсуждение важных и даже ключевых проблем страны сведено к разборкам в режиме он-лайн. Технология проста: достаточно найти двух политиков разных взглядов и толкового ведущего-провокатора.

С одной стороны, налицо плюрализм мнений; с другой – манипуляция сознанием зрителей. Это позволяет продавать не только политический товар в виде партий или отдельных киндер-сюрпризов, но и товары народного потребления.

Недаром перерывы на рекламную паузу в телевизионных "свободах" становятся все длинней. Поэтому вместе с очередным политбрендом мы потребляем и новые соковыжималки. Все как у Пелевина: при помощи вау-импульса – к массовому потреблению.

Вау-анализ. Проект №1 оральный

Это – "прорыв из ниоткуда в никуда", но главное чтоб шикарно и "успешно". Тут логика очевидна. Брать все, что можно взять от жизни. Стремление вырвать зубами много-много денег (желательно для себя) и доказать всем и вся, что на пути к политическому успеху, если надо, все и всех порвем.

Трансляторы проекта не устают заявлять, что их лидер ведет свой поход во имя "света и справедливости" в условиях вражеской окружающей среды. Есть только она, а все остальные – это технические кандидаты Вселенского Зла и его наместника в Украине – олигарха Фирташа, с которым борется только ОНА.

Вражеская среда – это СМИ, эксперты и аутсайдеры, которые, то неправильно понимают желание премьера оградить нестойкую психику граждан от плохой статистической информации, то подняли истерику вокруг конституционного моделирования.

В общем, кругом враги.

В этом и состоит отправная точка для тактических построений данного политпроекта: напугать, удивить, шокировать избирателя и заставить "хавать" предлагаемый продукт.

Этой маркетинговой стратегии служит весь видеоряд медийной и рекламной кампании: от Луи Виттона (как символ личной "успешности"), до цветовой гаммы пропагандистских постеров.

По воздействию на психику loserов они сопоставимы разве что с эффектом первой рекламы женских прокладок в начале 90-тых (те же цвета –белый и красный), тревожность и подсознательная тяга к спокойствию "по-белому"… и массовый успех у потребителя во время кризиса.

Проект №2 анальный

Лучше чем у того же Пелевина не скажешь: "часто бывает проезжаешь в белом "Мерседесе" мимо автобусной остановки, видишь людей, Бог знает сколько времени остервенело ждущих своего автобуса, и вдруг замечаешь, что кто-то из них мутно и вроде бы даже с завистью глядит на тебя.

И на секунду веришь, что этот украденный у неведомого бюргера аппарат, еще не до конца растаможенный в братской Белоруссии, с перебитыми номерами, и правда трофей, свидетельствующий о полной и окончательной победе над жизнью.

И волна горячей дрожи проходит по телу; гордо отворачиваешь лицо от стоящих на остановке и решаешь в своем сердце, что не зря прошел через известно что и жизнь удалась. Так действует в наших душах анальный вау-фактор".

А ведь представителей данного проекта можно понять. Сначала ребята прошли школу жизни на улицах рабочих окраин в небольших промышленных городках, где в самом воздухе висит "будущего нет", потом неприятности с законом, жесткая борьба за выживание во время первичного накопления капитала.

Многие, кстати, не дожили до теперешнего респектабельного времени…

А теперь основные препятствия позади. Создан имидж успешных бизнесменов и профессионалов-управленцев, компании начали торговаться на Лондонской бирже. Жизнь наладилась. Поэтому туфли из страусиной кожи (чтобы ни говорили злопыхатели) и являются постмодернистским символом победы над "серостью бытия".

Эти ребята сделали себя сами, в отличии от представителей предыдущего проекта, которые являются больше баловнями судьбы. Они такие же как те, что стоят на автобусной остановке, просто им повезло и у них теперь есть мерс и это авто они заработали не щадя себя и окружающих.

Жесткие прагматики с большого бизнеса, практики-экономисты… в общем –потому что профессионалы. Так собственно и строится их избирательная кампания.

Те же трудящиеся, шахтеры, такие же простые парни и девушки вручают свое будущее тем, кому чуть повезло в этой жизни.

Для этого анального проекта важен размах и иллюстрация электорального успеха. Достижения должны быть видны всем, и мелочиться ребята не любят. Покупаем –так футбольный клуб, продаем –так полцарства. Размах…

Проект 3 – вытесняющий

Часто бывает, смотришь на молодого политика, слушаешь что он говорит и вроде нравятся чем-то его слова и кажется, что есть в них здравый смысл, новизна, какой-то креатив и "сермяжная правда жизни".

А потом замечаешь странных "друзей" у него за плечами, и что электорат у него какой-то нестабильный, команда у него "подтоптанная" (во многих проектах перед этим побывавшая), да и как-то отдельно он сидит в Верховной Раде, нет у него там друзей.

Вглядываешься пристальней, и видишь кругом незаметные прежде следы электоральной "бедности", и понимаешь, что все сделанное и передуманное "новым лицом" украинской политики пока не привело его к заветной победе и скорее всего не приведет.

Поэтому как-то сразу теряешь интерес к его словам, и хочется сказать ему на прощание что-нибудь приятное и уйти поскорей и заняться, наконец, делами. Вот так действует в наших душах вытесняющий вау-фактор.

И что самое смешное, у него есть все шансы получить те же 15% в первом туре.

Что же касается остальных политпроектов – они вообще вне вау-фактора, так, тени расширенного электорального сознания под воздействием медиапередоза.

*****

Технологически задача "Вау-импульса" –удивить, шокировать, напугать и привести несчастных потребителей к внезапным озарениям, то есть к незапланированным покупкам/голосованиям.

Loserы ловятся на фактор удивления: переживают всплеск эмоций и делятся ими со своими друзьями и знакомыми. Кроме того, под влиянием того же вау-фактора, они меньше сопротивляется внушаемым рекламным сообщениям.

Главное - задать правильную тональность и определить тип восприятия у групп потенциальных потребителей. Так что, господа зрители, готовимся к незабываемым ощущениям…

 

 

Виталий Кулик, директор Центра исследований проблем гражданского общества, для УП

Коментувати



Читайте також

Це майданчик, де розміщуються матеріали, які стосуються самореалізації людини, проблематики Суспільного Договору, принципів співволодіння та співуправління, Конституанти та творенню Республіки.

Ми у соцмережах

Напишіть нам

Контакти



Фото

Copyright 2012 ПОЛІТИКА+ © Адміністрація сайту не несе відповідальності за зміст матеріалів, розміщених користувачами.