Загадочная ГУАМность

ГУАМ

2 декабря в Афинах в рамках 17-го саммита ОБСЕ прошло заседание Совета министров иностранных дел стран ГУАМ. Ожидалось, что Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия выработают общий документ по урегулированию этнополитических конфликтов на постсоветском пространстве. Но этого не случилось –  реальной альтернативой СНГ прозападное объединение так и не стало.

На сегодня в рамках ГУАМ нет ни единой миротворческой политики, ни действующей зоны свободной торговли, ни обмена инвестициями. Работает лишь тема развития демократии – но на этой слабой основе международную организацию не построишь.

Попытки реального привлечения к проектам ГУАМ Польши и Литвы ограничиваются политическими декларациями. На формирование общих телекоммуникаций и информационного пространства не хватает средств. «Жизнь» есть только в сфере транспорта: если в 2001 году по паромной переправе Ильичевск — Поти/Батуми было перевезено 473,8 тысяч тонн товаров, то в 2008 г. грузооборот достиг 1278,7 тысяч тонн.

Замороженные конфликты — тема для ГУАМ более чем актуальная. В Тбилиси хотят вернуть Абхазию и Южную Осетию, в Баку — Карабах, в Кишиневе – Приднестровье. Но выработать общую линию поведения участники организации не смогли даже во время грузинско-российского конфликта в августе 2008 года, когда речь шла об угрозе территориальной целостности одного из членов ГУАМ. В кризисной ситуации каждый из них играл или самостоятельную партию, или ассистировал Евросоюзу. В сущности, война в Южной Осетии вскрыла кризис организации.

Влияние ГУАМ в зонах замороженных конфликтов могло бы вырасти, если бы он действительно стал одним из ключевых элементов новой архитектуры европейской и трансатлантической безопасности. Собственно, ГУАМ так себя и преподносит. Однако для реализации этой роли организация должна заключить ряд военно-политических соглашений с европейскими и евроатлантическими структурами безопасности. А на этом направлении подвижек не наблюдается.

Такая пассивность ГУАМ явно контрастирует с определенным прогрессом на других площадках – например, в формате Минской группы ОБСЕ по Карабаху. Так, в первый же день работы саммита ОБСЕ группа приняла совместное заявление о росте количества встреч и расширении диалога между Арменией и Азербайджаном. По словам министра иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедъярова, до конца года сопредседатели Минской Группы ОБСЕ снова посетят Карабах. Не бог весть что — но в рамках ГУАМ даже таких «малых шагов» нет.

Сегодня члены ГУАМ используют этот бренд, в основном, для балансирования между Западом и Россией и для политического давления на Москву с целью получения преференций. А это отображается на их общей позиции по «замороженным» конфликтам. Точнее — на отсутствии таковой.

Виталий Кулик,

директор Центра исследований

проблем гражданского общества (Киев)

 

Коментувати



Читайте також

Рекомендації

Це майданчик, де розміщуються матеріали, які стосуються самореалізації людини, проблематики Суспільного Договору, принципів співволодіння та співуправління, Конституанти та творенню Республіки.

Ми у соцмережах

Напишіть нам

Контакти



Фото

Copyright 2012 ПОЛІТИКА+ © Адміністрація сайту не несе відповідальності за зміст матеріалів, розміщених користувачами.