Аналітичне інтернет-видання

Экстремизм заказывали?

konstytutsiya-ukrayiny-e1561708787475-1

Павел Подуфалов, «24»

В Киеве вынесли первый приговор скинхеду. Несколько томов дела – и 18-летний Вячеслав Дмитрук получил три года за избиение японского туриста. В Украине растет уровень ксенофобии, признают как социологи, так и правоохранители. «24» разбиралась, каковы масштабы зла и кто покровительствует юным нацистам.
Прошлой осенью «украинский патриот» (так называет себя Вячеслав Дмитрук) вместе с компанией напал на иностранца. Этот случай пополнил бы статистику нераскрытых дел, если бы не правоохранители. Милиция оказалась поблизости, и парней тут же забрали в СИЗО.

Руководитель организации «Украинское движение против нелегальной миграции» Ярослав Дунаев считает, что Вячеслав получил большой срок. «Мальчишку подбили на «подвиг», он не был ни зачинщиком, ни организатором драки, – сказал Дунаев «24». – Наказание по статье 161 Уголовного кодекса предусматривает от 2 до 10 лет тюрьмы. В данном случае могли бы дать минимальный срок».

Вячеславу в тюрьме осталось коротать еще 2,5 года – 4 месяца он уже провел в Лукьяновском СИЗО. А вот зачинщики драки остались на свободе.

УШЛИ С УЛИЦ

Еще два года назад Киев буквально кишел скинхедами. Бритоголовые крепыши в военных ботинках особенно любили собираться в двух местах – в «трубе», подземном переходе под Майданом, и на «БЖ» - площадке перед Музеем истории Украины. Свой досуг расслабляющаяся молодежь периодически скрашивала мордобоем и дискуссиями о превосходстве нацистской идеи со случайными прохожими.

Сейчас многое изменилось. В субботний вечер автору удалось встретить на Майдане только одного скина - Артема. Юнец клялся, что читал «Майн Кампф» и ненавидит негров за то, что они принесли в Украину СПИД и другие болезни. Хрупкая фигура Артема покачивалась под влиянием выпитого алкоголя, порождая сомнения в способностях этого одинокого воина противостоять натиску восточной цивилизации. Скинхеды как будто исчезли из повседневной жизни города. Однако количество преступлений выросло. По данным МВД, за три месяца текущего года в Украине были убиты 13 иностранных граждан. В МВД настаивают: 13 убийств иностранцев на фоне 600 убийств украинцев – это не тенденция. Сами же эмигранты говорят, что жить в Украине стало страшно. «Мы не понимает, что происходит. Почти каждый день кого-то убивают, избивают. Это расизм в чистом виде», - уверен африканец Садиу. Чернокожий торговец столичного Троещинского рынка сам сталкивался с расовым насилием, причем с самой неожиданной стороны: «В прошлом году меня остановила милиция, якобы для проверки документов. Посадили в машину, вывезли в лес – и дальше я ничего не помню. Очнулся в лесу без вещей».

Впрочем, даже при желании, списать все случаи расового насилия на милицию не удастся. Кто убивает и избивает эмигрантов, если скинхеды якобы куда-то делись?

ВЫШЛИ ИЗ ПОДВАЛОВ

Глядя на Александра, представительного, со вкусом одетого молодого человека, сложно поверить в то, что он скинхед. Собственно говоря, скинхедом он уже и не является. Он – национал-социалист, член Украинской национал-трудовой партии. Именно ее, наряду с Украинским движением против нелегальной миграции и «Патриотами Украины», СБУ относит к главным неонацистским организациям Украины. Александр считает, что общество не любило скинхедов за атрибутику, поэтому скинхеды подросли, скинули берцы и побежали интегрироваться в социум. «Мы начали действовать менее эффектно, но более эффективно», - говорит он. Александр рассказывает, что конечная цель повзрослевших национал-социалистов – приход к власти: «Украина – не Европа, запрета на деятельность национал-социалистов тут пока нет». Нацистское движение в Украине никуда не пропало – оно просто повзрослело, стало более организованным и хитрым.

«Это не означает, что они смягчились. Внутри этих организаций убийства и насилие вполне допускаются. Просто заявлять об этом открыто они не могут», - рассказывает Руслан, бывший участник одной из нацистских организаций. По сути, произошло расслоение нацистского движения на тех, кто продолжает просто бить эмигрантов и на тех, кто занимается идеологическим прикрытием деятельности первых.

Одним из последствий такой эволюции движения стало увеличение количества информационных поводов, создаваемых нацистами. По данным собеседников «24», количество скинов в Киеве за последние годы оставалось неизменным – около 200 человек. Но говорить о них сейчас стали чаще. Нацисты успешно раздувают свою значимость, побеждая в информационной кампании. Вопрос в том, кому выгодна их победа?

НАЦИ ПО ВЫЗОВУ

«Если говорить о нацизме в Украине, то, конечно, нельзя утверждать, что правоохранительные органы создали его. Скорее, они почувствовали свою выгоду и на каком-то этапе развития подхватили движение, поставили его под свой контроль», - утверждает директор Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик. Он считает, что нацистские организации в Украине находятся на пересечении интересов многих политических и силовых групп, каждая из которых использует украинских фашистов в своих интересах. «Складывалась очень странная ситуация, когда у некоторых скинхедов милиция при обыске находила удостоверения помощников близких к милиции депутатов», - отмечает г-н Кулик.

Есть мнение, что скинхеды по нескольким причинам выгодны МВД. «Не секрет, что наша милиция контролирует процесс нелегальной миграции в Европу. Иностранцы платят за это очень большие деньги. И милиции выгодно иметь в Украине структуры, которые будут держать эмигрантское сообщество в напряжении - чтобы этот бизнес не уплыл из их рук», - рассказывает «24» Михаил, одни из активных участников украинского антифашистского движения. Кроме того, для решения созданной проблемы можно выбить финансирование. А также немного попиариться на острой теме. «У нас МВД уже боролось с коррупцией, боролось с уголовными авторитетами. Кстати, если сейчас милиция найдет в Украине хоть одного авторитета, то его можно будет относить в музей. Сейчас она борется со скинхедами. Это хорошая тема для пиара», - уверен глава партии «Братство», один из основателей УНА-УНСО Дмитрий Корчинский.

И, конечно же, экстремизм выгоден и политикам. «Давайте посмотрим на такую организацию, как «Патриоты Украины». Она выступает под лозунгом «Украина для украинцев». Если проследить за ее акциями, можно заметить, что сразу после них свои заявления о росте национализма в Украине выдает та же Партия регионов. То есть наличие организации, которая совмещает нацистские и националистические лозунги выгодно для дискредитации украинского национализма», - отмечает еще один член антифашистского движения Андрей «Тор».

Виталий Кулик уверен в том, что нацистские организации полностью интегрированы в украинскую политику. Пока они не являются самостоятельными игроками, выполняя поручения заказчиков. Однако тенденция не может не настораживать. В обмен на лояльность украинские, пока еще малочисленные, нацисты получают возможность легитимизации своего положения в обществе. Выходя из маргинальной подвальной среды, они показывают свою идеологию и некую «миссию». Вот только непонятно, смогут ли политики контролировать это чудовище через 5, 10 или 15 лет.

Автор: Сергей Высоцкий, "Газета 24", Марина Котлубай, «24»

Читайте також