Евроромантизм
Виталий Кулик, Директор Центра исследований проблем гражданского общества
У нас царит евроинтеграционная эйфория. СМИ пишут о позитивах и выгодах европейского выбора Украины, необходимости углублять сотрудничество, стремиться к достижению стандартов Евросоюза и т.п. Однако проблема евроинтеграции не так уж и однозначна. Потому что кроме очевидных «плюсов», движение украинского государства к ЕС может иметь и негативные последствия для отечественной экономики.
Для “Деловой недели”, №35,
Http://www.dn-weekly.kiev.ua/catalog.php?catalogid=3
Потери Украины от расширения ЕС
Расширение Европейского Союза, которое произойдет 1 мая 2004 г., несет в себе далеко не радужные перспективы. Когда посол Еврокомиссии в Украине Норбер Жустен говорит, что единственным негативом от будущего расширения является введение Польшей с 1 октября 2003 г. визового режима с Украиной, то он явно лукавит. Ведь нежелательными последствиями расширения ЕС, по утверждению украинской стороны, могут стать: перемещение экологически опасных производств из стран Европы в Украину, потеря традиционных рынков сбыта и т.д. Так, внедрение евростандартов в Польше, например, ограничит доступ туда украинских автоперевозчиков и авиации. Поэтому Украина в лице первого заместителя министра иностранных дел Александра Чалого уже заявила о том, что собирается требовать компенсации убытков от расширения ЕС. После 1 мая 2004 г. Киев должен заключить 10 протоколов о присоединении новых стран-кандидатов к договору о партнерстве и сотрудничестве Украина—ЕС. В этих документах украинский МИД попытается “выбить” из соседей, вступающих в Евросоюз, послабления визового режима, таможенных правил, новые возможности для проникновения на их рынки.
Как заявил первый заместитель министра экономики и по вопросам европейской интеграции Валерий Пятницкий, существует потенциальная опасность уменьшения внешней торговли со странами “десятки” после вступления их в ЕС.
С 1 мая 2004 г. сокращение товарооборота может составить около 15—20%. Также Валерий Пятницкий отметил, что Минэкономики ожидает снижение товарооборота Украины со странами Балтии после их вступления в Европейский Союз, так как с этого времени перестанут действовать ранее заключенные с ними соглашения о свободной торговле.
Кроме того, ЕС явно настроен на решение проблемы нелегальной миграции за счет своих соседей. Так, в конце сентября состоялся третий раунд переговоров представителей Украины и Евросоюза о реадмиссии лиц, нелегально попадающих на территорию Европы из нашего государства. Согласно разработанному Брюсселем Соглашению о реадмиссии, Украина должна взять на себя обязательство принимать всех нелегалов, проникших в ЕС с украинской территории, несмотря на их гражданство. Сейчас Украина принимает лишь нелегалов, являющихся ее гражданами.
В нынешней ситуации Киев продолжает настаивать на создании единого реадмиссионного пространства ЕС и основных стран СНГ, а также общей финансовой ответственности за судьбу нелегальных мигрантов. Но эта позиция сейчас, по сути, игнорируется Евросоюзом.
Европейские проблемы — украинскому государству
Когда в нашей стране говорят о евроинтеграции, то в большинстве случаев ориентируются на стандарты и условия жизни благополучной “старой” Европы. Отсюда притупление критичности восприятия действительности. Украина оценивает ЕС сквозь призму своего евроромантизма, идеального образа Европы. Но Европа, которая видится с Печерских холмов — это лакированный медиа-образ.
Расширение Евросоюза и экономические реформы, происходящие в самом ЕС, вызывают неоднозначную реакцию европейцев. Введение евро спровоцировало рост потребительских цен на 10%. Против этого недавно проголосовала и Швеция во время референдума по введению единой валюты. Общеевропейская экономика требует гибкости рынка труда, а также сокращения социальной нагрузки. Европейские страны вынуждены отказываться от национального протекционизма своим предприятиям. Так обанкротился французский металлургический концерн Alston, на котором работали 110 тыс. человек. Это предприятие потерпело крах после того, как Еврокомиссия отказала французам в государственном инвестировании.
После введения конституции Европейского союза, Брюссель получит больше прав и сможет полноправно регулировать экономику стран-учасниц. Для этого уже не требуется согласования с правительствами. Принципиальные вопросы, затрагивающие проблемы гибкости рынка, будут решаться напрямую, без парафирования в национальных органах власти. Подобная система предусматривает значительные социальные реформы. В первую очередь кардинальное реформирование пенсионной системы, сокращение льгот, введение гибкого трудового законодательства.
В Европе происходит двойственный процесс. С одной стороны — углубление интеграции (принятие конституции ЕС, делегирование странами полномочий Европарламенту и Еврокомисии); с другой — регионализация. Речь идет о введения так называемого гибкого рабочего законодательства, предусматривающего отсутствие единого тарифного соглашения между профсоюзами и работодателями и создание системы региональных тарифных и коллективных договоров. Таким образом, в странах-членах ЕС перестанут существовать общенациональные трудовые законодательства. На уровне каждого региона будут приниматься отдельные трудовые законы.
ЕС создает условия, при которых рынок труда станет гибким, а сопротивление профсоюзов будет сведено до минимума. Например, только в случае проведения социальных реформ, подобных европейским, Украину ожидают очень большие проблемы. Поэтому можно полностью согласиться со словами заведующего отделом региональной безопасности Национального института проблем международной безопасности при СНБОУ Андрея Мишина: “Когда евроромантизм превращается в евроидиотизм, следует остановиться”.