Реформа экономики в Казахстане: есть к чему присмотреться

Ситуация в мировой экономике остается беспокойной, и на таком фоне особенный интерес вызывают страны, которым удается поддерживать неплохие темпы экономического роста. Известно, что в первую очередь это так называемая группа БРИКС – Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР. Но, например, если сравнивать с Украиной, то во всех этих странах условия отличаются от наших: по объемам экономик, по акцентам развития и т.п.

Однако есть и государства, вполне сопоставимые по условиям, потенциалу, общим факторам, действующим на экономическую динамику. И это не какие-то страны из Африки или Латинской Америки, на которые так любят ссылаться эксперты, но которые на самом-то деле далеки от отечественных реалий. Это – некоторые республики бывшего СССР, на которые стоит обратить внимание в плане антикризисного реагирования, да и общего опыта реформ.

В числе таких стран особняком стоит Казахстан. В 2011 г., несмотря на продолжение глобального кризиса, страна добилась 7,5-процентного роста ВВП, реальный объем которого достиг примерно $167 млрд (с поправкой на инфляцию). За счет чего же удается добиваться таких показателей? Украинская экономика ныне тоже модернизируется, многое приходится делать впервые, и более чем интересно узнать, «а как у них».

Не без государства

Действительно, и наши, и зарубежные эксперты сходятся во мнении, что, прежде всего, дело в эффективной модели экономической модернизации в Казахстане. Директор Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик отмечает: обретя независимость, Казахстан (как и многие другие постсоветские страны) в значительной степени копировал опыт РФ и сделал основную ставку на максимальную либерализацию своей экономики, привлечение иностранных (в основном западных) инвестиций и ускоренную приватизацию промпредприятий, которые покупались главным образом иностранными компаниями.

«Однако с середины 1990-х гг. Астана пересмотрела социально-экономическую модель развития в сторону ее синхронизации с политико-правовой моделью. В результате возник тип экономической политики, характерный для государств Центральной Азии: сначала – экономическая стабилизация и рост промышленного производства, затем – расширение конкурентной среды и политическая либерализация. Так, в Казахстане в конце 1990-х начался рост присутствия государства в экономике. В частности, оно взяло на себя развитие транспортной инфраструктуры: авиации, железных дорог, нефте- и газопроводов. Также, до 20-25% почти во всех местных отделениях крупнейших зарубежных корпораций составляет госдоля. Равно как при подготовке и разработке новых месторождений сырья участие государства выше, чем на переданных в иностранное управление в 1994-96 гг.», – рассказывает Кулик.

И добавляет: основные параметры модернизационных реформ были сформулированы президентом Нурсултаном Назарбаевым в Программе развития страны до 2030 г. под названием «Казахстан-2030». Данная стратегия содержит 7 приоритетных целей: национальная безопасность; внутриполитическая стабильность и консолидация общества; экономический рост; здоровье, образование и благополучие граждан; энергетические ресурсы; развитие инфраструктур, в особенности транспорта и связи; профессиональное правительство. Как можно заметить, эти пункты перекликаются с программой реформ Президента Украины Виктора Януковича.

Притом в качестве одного из важнейших приоритетов обозначен экономический рост на основе открытой рыночной экономики с высоким уровнем зарубежных инвестиций и внутренних сбережений. Однако, хотя в Программе делалась ставка на иностранные капиталовложения, фактически «Казахстан-2030» вернул государству роль модератора экономических процессов, усилил его позиции в управлении. Что не помешало стране в 2010 г. стать лидером в рыночных реформах среди 183 стран мира по итогам исследования Doing Business-2011, проведенного Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией (IFC). Тогда же в рейтинге стран, благоприятных для предпринимательства, Казахстан поднялся с 74-го на 59-е место (для сравнения, Украина оказалась на 145-м месте, Россия – на 123-м, Беларусь – на 68-м).

Эффективная модернизация

Кроме программы «Казахстан-2030», в стране приняты Стратегия развития транспортного комплекса до 2015 г., Стратегия территориального развития, Концепция создания регионального финансового центра в Алматы, Концепция устойчивого развития Казахстана, Концепция формирования социально-предпринимательских корпораций и др. А базовый документ по модернизации экономики на основе инноваций – утвержденная в 2003 г. Стратегия индустриально-инновационного развития на 2003-15 гг.

Основные цели Стратегии таковы: а) содействие в формировании высокотехнологичных производств, включая создание эффективной системы трансферта технологий (как зарубежных, так и межотраслевых отечественных); б) создание современных элементов научной и инновационной инфраструктуры (технопарков, национальных научных центров, научно-технологических зон и т.п.), и др. Так, на 2011-15 гг. документом намечено освоение уже введенных промышленных мощностей и повышение доли добавленной стоимости в продукции все большего числа отраслей, а также диверсификация структуры экономики и экспорта. Украинский Кабмин сейчас тоже настаивает на необходимости инновационного развития экономики, напоминает политолог Роман Сыринский, и на фоне международного опыта это кажется более чем логичным.

При этом в исполнение президентского указа №314 «О мерах по модернизации экономики Казахстана» от 13 апреля 2007 г. сформирована Государственная комиссия по модернизации экономики и принят план мероприятий. Для выполнения которого создан ряд крупных финансовых институтов («институтов развития»): Казахстанский инвестиционный фонд, Банк развития, Национальный инновационный фонд, Корпорация по страхованию экспорта, Центр маркетинговых и аналитических исследований, Фонд науки, Центр инжиниринга и трансферта технологий, через которые осуществляются бюджетные инвестиции. Кулик отмечает, что эти мероприятия и институции перекликаются с нашей президентской Программой экономических реформ – и с тем, что уже сделано, и с перспективными задачами.

Кроме того, страна дважды (в 2001 и 2006 гг.) провела налоговую амнистию, причем по более либеральным правилам, чем это было сделано в той же РФ. В целом преобразования в налоговой сфере снизили нагрузку на бизнес: НДС составляет 15% (в России – 18%), социальный налог – 13% (в РФ – 26%, будет повышен до 34%). «Скажем, в начале 2008 г. Назарбаев лично запретил ревизорам появляться на объектах малого и среднего бизнеса (кроме пищевых и фармацевтических производств) до конца года. Пенсионная же реформа началась в Казахстане еще в 1998 г.», – сообщает Сыринский. И это все тоже созвучно реформам, проводимым в Украине.

Аналитики обобщают: в итоге экономическая модель страны выдержала испытание кризисами 1998 и 2008 гг. Так, темпы среднегодового роста ВВП в 1999-2008 гг. вышли на уровень 10%, сравнявшись с китайскими. По словам Сыринского, «последствия мирового обвала, падение рынка недвижимости, банковский кризис были серьезными, но переносимыми. Даже в 2009 г. ВВП сохранялся на прежнем уровне. И 25% ВВП дает малый бизнес – против 15-17% в России».

Почти как у нас

Не удивительно, что страна продолжает привлекать инвесторов. И дело далеко не только в сырьевых ресурсах. Казахские специалисты уверяют: успех реформ во многом связан с тем, что, в отличие от многих государств, богатых природными ископаемыми, Казахстан стремится уйти от ресурсной зависимости. Да, сегодня 65% инвестиций все еще поступает в сырьевую сферу. Но за последние 4 года разрыв между вложениями в сырьевые и несырьевые сектора сократился более чем в 2 раза. И если раньше «несырьевых» инвесторов сдерживала низкая емкость рынка (население страны всего 16 млн чел.), то теперь проблема частично снята благодаря созданию Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства с РФ и Беларусью. «Это формирует общий рынок емкостью 170 млн чел. и суммарным ВВП в $2 трлн», – уточняет Кулик.

Но не переманят ли партнеры по ТС часть инвестиций? Эксперты отвечают: нет, т.к. относительно двух других стран-членов бизнес-среда в Казахстане наиболее благоприятна. Не зря страна вышла на такое неплохое место в Doing Business 2011; а в 2012 г. поднялась еще выше – с 59-го на 47-е место. Как следствие, в последние 2 года Казахстан возглавляет список из 10 стран, добившихся наибольших успехов в создании благоприятных условий для предпринимательства. Показатель инвестиций на душу населения здесь вдвое выше, чем в КНР и Турции, и в 1,6 раза больше, чем в России. С 1993 г. в республику привлечены прямые иностранные инвестиции более чем на $146 млрд.

Для дальнейшего привлечения денег Астана снижает административные барьеры и упрощает процедуры, наращивает эффективность правоохранительной и судебной систем, улучшает управление таможней и налогами. Создаются специальные экономические зоны, реализуются концессионные проекты. Также принимаются меры для дальнейшей активизации участия государства в модернизации экономики. Так, образован фонд «Казына», цель которого – координация всех институтов развития для реализации прорывных инновационных проектов международного значения. Надежды на диверсификацию экономики связываются в т.ч. с «кластерной инициативой», которая призвана повысить конкурентоспособность местной продукции на внешнем и внутреннем рынке. Для чего, в числе прочего, разработана и внедряется программа развития АПК. Не стоит насовсем забывать и о сырье: страна занимает 6-е место в мире по запасам природных ресурсов. Минерально-сырьевая база включает 5004 месторождения совокупной прогнозной стоимостью около $46 трлн.

Важным ресурсом является и географическое положение. Основные трансконтинентальные маршруты, соединяющие Азиатско-Тихоокеанский регион с Ближним и Средним Востоком, с Европой, проходят именно через Казахстан. Сейчас для реализации транзитного потенциала строится транспортный коридор «Западная Европа – Западный Китай», объем грузопотока по которому к 2020 г. должен возрасти почти в 2 раза, стремясь к отметке в как минимум 50 млн т. Этот маршрут значительно короче морского пути через Суэцкий канал. Возводится необходимая инфраструктура, создается туристический кластер.

К слову, если говорить о туризме, то страна имеет множество уникальных заповедников и национальных парков, более 100 лечебно-оздоровительных учреждений, а также свыше 9000 археологических и исторических памятников. «Но никакие ресурсы и природа не принесут пользы, если в стране нет спокойствия. И отрадно, что важным нашим «козырем» является внутриполитическая стабильность», – отмечает Сыринский. И здесь параллели с Украиной тоже более чем уместны. Притом показатель вложения в человеческий капитал в Казахстане находится на уровне 9% ВВП, что достаточно много по меркам СНГ. Экономическая стабилизация существенно сократила внешний миграционный оборот. Внутренние миграции остаются активными, но их стихийность падает. «Высокообразованное и толерантное население – это гарантия стабильности. Если у нас и случится революция, то только в сфере научных знаний и технологий», – заключает политолог.

Итак, подытожим: часть аналогичных реформ реализуется и украинским Кабмином, часть (страхование экспорта, фонды поддержки науки) – это для нашего государства задачи ближайшего будущего. Стоит лишний раз обратить внимание и на такие немаловажные хозяйственные факторы, как транспортно-транзитный потенциал, диверсификация и интенсификация экономики. Все это неотложные, насущные вопросы. И познание опыта страны, «созвучной» Украине, тут весьма полезно.

А кроме того, у нас с Казахстаном большой потенциал сотрудничества и торговли. Скоро читайте об этом на ForUm`е в продолжение сегодняшней статьи.

Андрей Боярунец, «ForUm»

Коментувати



Читайте також

Рекомендації

Це майданчик, де розміщуються матеріали, які стосуються самореалізації людини, проблематики Суспільного Договору, принципів співволодіння та співуправління, Конституанти та творенню Республіки.

Ми у соцмережах

Напишіть нам

Контакти



Фото

Copyright 2012 ПОЛІТИКА+ © Адміністрація сайту не несе відповідальності за зміст матеріалів, розміщених користувачами.