Социальная “стандартизация”

http://politcom.org.ua/?p=990


Максим Нечипоренко

Предвыборное «положение» Украины традиционно способствует повышенному  вниманию политиков к благосостоянию граждан. На этот раз среди «любителей» народа выделились Партия Регионов, БЮТ и блок Литвина. Законопроект последней политсилы уже был принят в первом чтении.

Политические силы во власти, как правило, стремится повышать социальные стандарты, но по минимуму. Компенсировать незначительность их инициатив должны героические жесты и громкие заявления для СМИ. Оппозиционные партии стремятся «протянуть» через закон о бюджете специально невыполнимые для кабмина показатели по «социалке» тем самым, расшатывая позиции действующего правительства. Нормальная такая политическая кухня.

 

Первыми подняли вопрос о «бедных украинцах» бойцы из ПР. Но инициативы Михаила Папиева о повышении прожиточного минимума и минимальной зарплаты были настолько не реалистичны, что депутаты всех остальных фракций отказались их даже рассматривать. Представители БЮТ, закономерно, оказывали яростное сопротивление, напрочь отбрасывая возможность увеличения соцстандартов более, чем это предусмотрено в проекте бюджета на 2010 год.

Было ясно, что повышение соцстандартов в два раза не просто не реально, но и является одной из уловок регионалов по срыву бюджетного процесса. Регионалы бескомпромиссно блокировали трибуну ВР. Но это технические детали.

Впрочем, продолжим. Эстафета инициативы по улучшению социальных стандартов перешла к Блоку Литвина. В Верховном Совете был принят в первом чтении законопроект №4762 «Об установлении прожиточного минимума и минимальной заработной платы», внесенный на рассмотрение парламента депутатом от БЛ Олегом Зарубинским. За соответствующее решение проголосовали 258 депутатов из 444 зарегистрированных в зале.

Проект предлагает установить прожиточный минимум на одного человека (в расчете на месяц) с 1 ноября 2009 года в размере 701 грн, с 1 января 2010 г. – 825 грн, с 1 апреля – 839 грн, с 1 июля – 843 грн, с 1 октября – 861 грн, с 1 декабря – 875 грн. Кроме того, в законопроекте предлагается установить размеры минимальной заработной платы с 1 ноября 2009 года в размере 744 грн, с 1 января 2010 г. – 869 грн, с 1 апреля – 884 грн, с 1 июля – 888 грн, с 1 октября – 907 грн, с 1 декабря – 922 грн.

Согласно предложенным изменениям для увеличения зарплаты работникам бюджетной сферы нужно 6 млрд грн., на денежное обеспечение военнослужащих — 1,1 млрд грн., на повышение пенсий — 900 млн грн. В то же время законопроект предусматривает увеличение минимальной пенсии всего на 60 копеек.

Депутаты хотят повысить минимальные пенсионные выплаты на 60 копеек каждому пенсионеру, который в настоящий момент получит минимальную пенсионную выплату. Минимальная пенсионная выплата в настоящий момент составляет 572,4 грн. Они предлагают 573 грн. Это равняется прожиточному минимуму для неработоспособных лиц. В то же время, один день работы народных депутатов — это 2 млн грн.

Последняя версия законопроекта фактически является «зеркальным отображением» предложений правительства. Согласно оценкам аналитиков из инвесткомпании «Аструм-инвест», данный законопроект потребует как минимум 3,5 млрд грн. дополнительных расходов из бюджета 2009 года и как минимум 55 млрд грн. к бюджетной смете, которую предлагает правительство на следующий год.

Депутаты также максимально сократили график работы над законопроектом в надежде принять его как можно скорее — до конца октября. «По нашему мнению, существует высокая вероятность того, что данный законопроект будет окончательно принят, но он вряд ли вступит в силу. Секретариат Президента уже подал сигнал, что склоняется к вето данной инициативы», — говорит Алексей Блинов, аналитик ИК «Аструм-Инвест».

Правительство также не дремлет. Первый вице-премьер Александр Турчинов заявил, что законопроект о повышении соцстандартов может быть обжалован в Конституционном суде. «Безусловно, вариант обжалования в Конституционном суде данного закона существует. Для того, чтобы обеспечить реальную выплату зарплат и пенсий, необходимо обеспечить изменения в бюджет», — говорит Александр Турчинов. Но это только повод – истинная причина кроется в другом. «От принятия этого закона, в первую очередь, потеряют представители частной сферы, потому что они не получают финансирования из бюджета и вынуждены будут повысить, не ожидая изменений в бюджет, социальные стандарты. Это будет удар по частным предприятиям, это путь к безработице», — отметил А.Турчинов. Нужно отметить, что это не единственная причина, почему правительство агрессивно отстаивает именно свой вариант социального обеспечения. В случае принятия закона о соцстандартах обеспечивать данные расходы скорей всего, придется путем необеспеченной эмиссии гривны.

Действующий министр труда пошла еще дальше. Людмила Денисова считает, что ресурсов для обеспечения выплат по закону о социальных стандартах, даже в случае его принятия Верховной Радой в целом, нет. «Нельзя выполнять это решение, оно не будет выполнено, потому что ресурсов для этого нет. Нет денег в государстве. Поэтому мы обеспечим все выплаты, которые в настоящий момент установлены законом», — сказала она. Вот так, принимай не принимай, судись не судись – денег все равно не будет.

Однако данный вопрос в любом случае станет дополнительным раздражителем на предстоящих переговорах между Украиной и МВФ по поводу четвертого транша stand by в размере $3,9 млрд. Нужно отметить, что рекомендации миссии МВФ, которая приехала на днях в Украину, и постоянного представительства Мирового Банка, также не обещают нам ничего хорошего. Еще ране, МВФ одним из условий выдачи четвертого транша, назвал повышение для населения цены энергоносителей на 20%. Сейчас к этому требованию подключился и Мировой Банк.

Всемирный банк также полагает, что в Украине необходимо провести пенсионную реформу и увеличить пенсионный возраст. Об этом сообщил на пресс-конференции старший экономист представительства Всемирного банка в Украине Пабло Сааведра. «Всемирный банк предлагает параметрические изменения выхода на пенсию для женщин. Мы предлагаем каждые 6 месяцев на 1 год увеличивать пенсионный возраст. Эта реформа, которая займет 10 или 15 лет, очень постепенная реформа, которая не будет иметь влияния на людей… Мы хотим исключить работающих пенсионеров, которые работают и получают пенсию», — отметил он.

В свою очередь директор представительства Всемирного банка в Украине, Белоруссии и Молдавии Мартин Райзер отметил, что гражданам необходимо помогать не правительственными субсидиями, а ростом экономики.

Оказывая яростное сопротивление внутренним оппонентам, одновременно пытаясь получить столь желанную помощь со стороны мировых финансов, правительство понимает, что у него просто нет выбора. Население просто придется вгонять в кабалу. Минимальные социальные стандарты на 2010 год все же могут быть несколько увеличены по сравнению с изначальными предложениями в разгар президентской кампании. Впрочем, на фоне отягощающих факторов это вряд ли кардинально изменит финансовое положение слабо обеспеченных слоев населения.

Коментувати



Читайте також

Це майданчик, де розміщуються матеріали, які стосуються самореалізації людини, проблематики Суспільного Договору, принципів співволодіння та співуправління, Конституанти та творенню Республіки.

Ми у соцмережах

Напишіть нам

Контакти



Фото

Copyright 2012 ПОЛІТИКА+ © Адміністрація сайту не несе відповідальності за зміст матеріалів, розміщених користувачами.