Уроки и последствия евромайданов
Первое, что показали сегодня евромайданы – гражданское общество стало Субъектом. Оно перестало идти в фарватере политических сил и исполнять роль «приводного ремня» оппозиции. Как верно написал известный блогер Виктор Литовченко, «гражданские евромайданы ликвидировали монополию оппозиции на протест».
Естественно, департизация уличной гражданской активности произошла не одномоментно, а развивалась, начиная с середины нулевых годов. Сначала парламентские партии потеряли интерес к поддержке протестных инициатив, а когда потребность в массовке снова возникала, уже само гражданское общество отвергло «опеку» политиков.
Наиболее ярко это показал евромайдан во Львове, где «Свобода» вынуждена была идти на рейдерский захват митинга из-за того, что участники акции не желали соглашаться с руководящей ролью свободовцев. Не менее драматично складывались отношения партийного евромайдана на Европейской площади и гражданского Евромайдана на Майдане Независимости. Второй, как показывают последние события, оказался с большим кредитом доверия «рассерженных горожан», чем акция оппозиционного триумвирата. Именно в поддержку гражданского Евромайдана высказались певица Руслана, братья Капрановы, политологи, журналисти, известные блоггеры, все проекты общественного телевидения и радио. Туда пришла «аполитичная молодежь». Пришла, чтобы остаться и бороться без надежды победить. При этом, участники обоих столичных евромайданов говорят о единстве и не пытаются выпячивать противоречия.
Во-вторых, евромайданы дали импульс новому поколению молодежи, которая сейчас вовлеклась в политические процессы. Часть из них только слышала о событиях 9 летней давности времен Оранжевой революции. Большинство тогда еще были детьми. Теперь они получили мотивацию участвовать в политическом процессе, они стояли за европейскую мечту. А это дорого стоит в эпоху разочарования, «чернухи» и цинизма.
Евромайданы 2013 социализировали новое поколение украинской молодежи. 10 000 участников студенческого протеста во Львове, студенческая забастовка могилянцев, студстачкомы в Одессе, Запорожье, Херсоне, Луцке, Сумах свидетельствуют о рождении новой силы, которая может проявить себя уже в 2015 и 2017 годах. Существующим политпроектам этому поколению нечего предложить. Дефицит идей и показательная некреативность политического класса отталкивает молодых неофитов.
В-третьих, евромайданы окончательно подтвердили правоту сторонников идеи демократии участия и многоформатности гражданского общества. Речь идет о том, что движущей силой большинства гражданских протестов выступили не традиционные общественные организации (с регистрациями, уставами и пр), а динамичные сети активистов и активистских групп, социальные сети, интернет-медиа. На евромайдане в Киеве и Днепропетровске значительную роль играли ассоциации малых производителей, кооператоры (которых нововведения в украинском законодательством загнали в подполье), активисты ОСМД и органов самоорганизации населения, профсоюзники. На арену вышли новые формы институтов гражданского общества, которые ранее успешно игнорировались. Теперь их энергетика будет определять будущее гражданского общества в Украине – креативное мышление, новые формы самоорганизации и деятельности, проекты СПІЛЬНОКОШТу (краудфандинг), облачная проектная организация, медиаактивизм и пр.
В-четвертых, гражданские инициативы, создавашие евромайдан, неминуемо придут к необходимости развивать формы демократии участия. Нынешняя представительско-электоральная демократия не покрывает всех дефицитов украинского общества – запроса на справедливость, открытость и прозрачность, личное участие в выработке управленческих решений. Участникам партисипативной демократии (демократии участия) не нужны посредники для организации своей окружающей среды (не в плане природы, а социальной среды для жизни) в виде депутатов и партий. А это очень сильно пугает украинский политикум (как провластные партии, так и оппозиции). Ведь в один прекрасный день они могут оказаться без работы. Не зря основными противниками расширения прав граждан на объединения, внедрения демократии участия, делегирования институтам гражданского общества полномочий и функций предоставления публичных услуг являются представители консервативного крыла национал-демократии и «ястребы» из числа коммунистов и регионалов. Трогательное единение.
В-пятых, евромайданы сформировали запрос на образ будущего Украины, стратегию развития страны. Новое поколение хочет творить совместными усилиями собственное будущее. И вряд ли оно согласиться вручить свое будущее партийным боссам…
Смогут ли митингующие чего-то добиться? Они уже добились: они показали, что на что-то способны, что-то могут сделать, и что не вся общественная активность в Украине является проплаченной, не все являются «майданарбайтерами». Впервые за последние девять лет мы увидели не проплаченные майданы, не стимулируемые материально.
Майданы уже стали фактором влияния. Власть вынуждена будет учитывать эту позицию и настроения – игнорировать позицию гражданского общества и организованных масс не получится.
После 28 ноября можно будет говорить о поиске точек соприкосновения в наработке позитивной программы, а не о противостоянии. Сегодня же на евромайданах драйв и позитивная энергетика. Они создают будущее
Виталий Кулик