Здесь есть определенные вызовы, поскольку лозунг о евроинтеграции необходимо наполнить практическим содержанием. Это практическое содержание может быть только в адаптации украинского законодательства и внедрения демократических практик украинской действительности к стандартам ЕС.
Речь идет о продолжении судебной реформы и приведении ее в соответствие с требованиями и рекомендациями Венецианской комиссии; вопрос должен стоять о выборе и реформировании избирательной системы, и это должна быть не смешанная система, а, скорее всего, партийная с открытыми региональными списками. Это принятие и расширение возможностей для гражданского общества влиять на принятие решений; это обязательно гражданская экспертиза решений государственной власти. Это углубление и расширение практики общественных советов при центральных органах исполнительной власти.
Но самое главное – это то, о чем заявил Президент (я очень надеюсь, что это будет реализовано), – внедрение практики общественных слушаний, парламентских слушаний и только потом процедура принятия решений, касающихся больших реформ. То есть все реформы, имеющие непосредственное отношение к стране, перед их реализацией в обязательном порядке должны пройти проверку в общественной и экспертной среде. И только после получения независимой экспертной оценки необходимо принимать те или иные политические решения, касающиеся экономической, социальной и внешнеполитической сфер.
Еще один главный момент: вопрос расширения прозрачности принятия решений в правительстве. Экономические процессы не должны регулироваться в ручном режиме. Именно ручное управление экономикой стало причиной ухудшения отношений между правительством Украины и МВФ. Все это является составляющей европейского выбора.
Кроме того, в плане практического наполнения европейского вектора Президенту Януковичу крайне необходимо решить вопрос с судом над представителями оппозиции. Очень важно и нужно закончить этот суд, сделав его максимально прозрачным и справедливым, учитывая все возможные риски, существующие при вынесении вердикта в отношении Тимошенко и Луценко.
Будет очень сложно доказать европейским партнерам справедливость суда, если в ходе самого судебного расследования наблюдаются нарушения как процедуры, так и определенно избирательное использование права сторонами. Никто не оправдывает Тимошенко, но необходимо говорить о введении в правовое русло самого процесса и расследования.
Президенту Януковичу также необходимо соразмерить определенные риски. Вследствие ухудшения отношений с РФ (а оно неминуемо последует после официального отказа Украины вступать в Таможенный союз и рассмотрения других интеграционных площадок с Россией) Украина должна быть готова как к повышению цены на газ, так и к использованию Россией и ТС целого кейса для украинских товаров и продвижения их на российском и евразийском рынках. Учитывая это, официальный Киев должен подготовить план амортизации снижения рисков.
Кроме того, необходимо быть готовыми к политическому давлению, попыткам российской стороны оказать влияние на внутриполитические процессы в Украине. Если власть готова к такой тонкой игре, готова отстаивать свою позицию и не уступать России, тогда европейский вектор для нашей страны будет максимально наполнен содержательно, и можно будет говорить, собственно, о состоятельности.
Пока же это больше напоминает определенное политическое давление руководства Украины на Россию в преддверии больших газовых и политических переговоров. Кроме того, это определенный демарш в отношении Запада, с тем чтобы показать неизменность европейского курса и снизить возможное давление в вопросах дела Тимошенко.
Так что тут, скорее всего, Банковая использует двойную игру, пытаясь и убедить Европу в неизменности курса, и оказать давление на РФ. Насколько будет содержательной и состоятельной такая игра – покажет время; пока же поздравление Президента с Днем независимости во Дворце «Украина» (особенно часть, связанная с правовой модернизацией) говорит о демократическом обновлении страны, внедрении возможных демократических практик.
Если после этого выступления последует Указ Президента о внесении законодательных инициатив в этой сфере, тогда мы уже сможем говорить о том, что власть готова к игре, о которой я говорил выше, и содержательному наполнению европейского вектора.
Анатолий ЛАЗАРЕНКО,
Эксперт Центра исследований
проблем гражданского общества