Елена Котелянец: «Возможно принятие новой декларации по нагорно-карабахскому конфликту»

 

Интервью Day.Az cо старшим консультантом Национального Института Проблем Международной Безопасности (Украина) Еленой Котелянец.

— В связи с избранием нового президента Украины Виктора Януковича, как вы считаете, как будут дальше развиваться отношения Азербайджана и Украины?

— Азербайджан – ключевая страна постсоветского пространства, отношения с которой особо важны для Украины. От правильного формирования модели этих отношений зависит вопрос возможной диверсификации поставок энергоресурсов в нашу страну. Поддержание дружественных и взаимовыгодных украинско-азербайджанских отношений соответствует национальным интересам обеих стран.

Cледует также отметить, что основы украино-азербайджанских отношений были заложены еще в средине 90-х годов, и после того не поддавались корректированию. На наш взгляд, их современная модель является застарелой и несбалансированной из-за отсутствия комплексного анализа и технического обоснования внешнеполитической стратегии.

Учитывая предвыборные заявления В.Януковича о приоритетности углубления сотрудничества между странами СНГ, стоит ожидать прагматизации отношений между Украиной и Азербайджаном: перехода от декларативности и эмоциональности к экономической обоснованности и взаимовыгоде.

— Хотелось бы коснуться темы организации ГУАМ. Каким вам видится будущее этой организации? Изменится ли политика Украины при новом президенте в рамках ГУАМ?

— Отсутствие в прошлом году саммита стран-участниц ГУАМ, который не смогли компенсировать заседания Парламентской Ассамблеи и мероприятия на уровне МИД, подтвердило факт ограниченности ресурсной базы Организации и низкую заинтересованность в ее дальнейшем развитии как среди самих участников, так и внешних доноров. Можно предположить, что без реформирования ГУАМ ее официальный статус будет и дальше снижаться, и в конечном результате от региональной организации в сфере экономики и безопасности может остаться только политико-консультативный форум для стран-участниц.

Вероятно, что при новом президенте, Украина (вместе с Грузией) перестанет быть локомотивом развития Организации и основным инициатором ее реформирования. Так как В.Янукович больше заинтересованный в региональных инициативах, направленных на развитие свободных экономических зон, нежели усугубление сотрудничества между странами ближайшего окружения Украины в рамках таких структур, как ГУАМ. Украинская сторона, вероятнее всего, согласится с новым неформальным статусом Организации как некой площадки для обсуждений и консультаций.

— Каковы перспективы дальнейшей интеграции Украины в Евросоюз и НАТО?

— Главным заданием национальной внешней политики является сохранение Украиной внеблокового статуса. Это основной тезис предвыборной кампании В.Януковича, которою он будет реализовывать на должности президента страны. Тем не менее, при новом руководстве кардинального отказа Украины от интеграции в НАТО не произойдет, так как нынешнее украинское законодательство регулирует интеграцию Украины в евроатлантические структуры.

Для внесения каких-либо изменений во внешнеполитическую линию страны необходимо осуществить коррекцию стратегии национальной безопасности. А это новому руководству не под силу, в связи с отсутствием подчиненного большинства в парламенте страны. Однако стоит ожидать определенного пересмотра нашей евроатлантической политики, что будет происходить постепенно. Так, возможно, что мы откажемся от риторики интеграции в НАТО и неформально заменим ее на тесное сотрудничество с евроатлантическими структурами в рамках Индивидуального плана партнерства.

Ожидается, что Украина в новой внутреннеполитической обстановке не откажется и от евроинтеграционных устремлений, а также продолжит сотрудничество с ЕС в регионе в рамках политики «Восточное партнерство» и «Черноморская синергия», что в свою очередь, приблизит нас к получению Ассоциированного членства.

— И, вопрос относительно дальнейшего развития переговоров по карабахскому урегулированию. Чего, на ваш взгляд, стоит ожидать от переговорного процесса в ближайшие несколько месяцев?

— Активизация переговорного процесса вокруг нагорно-карабахского урегулирования, что прослеживается последнее время, может свидетельствовать о неком продвижении в поиске пути решения конфликта, а также о подготовке рамочного соглашения по этому поводу. Возможно также принятие новой декларации подобной Майндорфской. Россия как главный посредник урегулирования карабахского конфликта пытается реанимировать это соглашение и придать ему новое содержание. Эта схема, которая провалилась в конце 2008 года, может стать реалистичной в новых условиях, после стимулирования США процесса нормализации турецко-армянских отношений.

Однако каким бы ни был результат последующих встреч президентов конфликтующих сторон, необходимо понимать, что потепление российско-турецких, армяно-турецких и российско-азербайджанских отношений будет влиять не столько на результат, сколько на сам процесс урегулирования проблемы Нагорного Карабаха. Результат же будет зависеть от политической воли и уровня компромиссов конфликтующих сторон, а также достижения консенсуса между основными глобальными игроками по различным компонентам урегулирования карабахского конфликта.

Т.Теймур
Day.Az

 


URL: http://www.day.az/news/ politics/197255.html

 

Читайте також

Рекомендації

Це майданчик, де розміщуються матеріали, які стосуються самореалізації людини, проблематики Суспільного Договору, принципів співволодіння та співуправління, Конституанти та творенню Республіки.

Ми у соцмережах

Напишіть нам

Контакти



Фото

Copyright 2012 ПОЛІТИКА+ © Адміністрація сайту не несе відповідальності за зміст матеріалів, розміщених користувачами.