Евронародники рулят

Европейский правый центр выступает основным лоббистом «украинских вопросов» в Европе

Европейская народная партия имеет солидный вес не только в европейской, но и в мировой политике, а также респектабельную историю и традиции, поскольку объединяет партии христианско-демократического и правоконсервативного направления, а ее ведущими лидерами являются президент Франции Николя Саркози, канцлер Германии Ангела Меркель и премьер-министр Италии Сильвио Берлускони
УЖЕ БОЛЕЕ десяти лет (с 1999 года) ЕНП является крупнейшей партией Европарламента, после выборов 2009 года ее фракция насчитывает 265 мест из 736 (к концу предыдущего созыва было 288 из 785).
Наибольший вес в партийной фракции имеют депутаты из Германии (42), Италии (35), Франции (29), Польши (28) и Испании (23). Представитель польской «Гражданской платформы», экс-премьер Польши Ежи Бузек стал президентом Европарламента. ЕНП контролирует не только большинство Европарламента (в коалиции с новыми консерваторами и либеральными демократами), но и должность президента Евросоюза, которую получил христианский демократ, премьер Бельгии Херман Ван Ромпей. К евронародникам относятся также почти половина (13 из 27) членов Еврокомиссии, в том числе ее президент (Жозе Мануэль Баррозу, Португалия).
Евронародниками также являются чуть менее половины комиссаров Еврокомиссии. В ЕНП входят два вице-президента ЕК и одновременно комиссары по юстиции и гражданским правам (Вивиан Рединг, Люксембург) и по промышленности и предпринимательству (Антонио Таяни, Италия). Кроме того, члены ЕНП осели в комиссариатах по внутреннему рынку (Мишель Барнье, Франция), бюджетным вопросам (Януш Левандовский, Польша), энергетике (Гюнтер Оттингер, Германия), региональной политике (Йоханнес Хан, Австрия), развитию (Андрис Пиебалгс, Латвия), международному сотрудничеству, гуманитарной помощи и реагированию на кризисные ситуации (Кристалина Георгиева, Болгария), здравоохранению и потребительской политике (Джон Далли, Мальта), климату (Конни Хедегаард, Дания), сельскому хозяйству и развитию села (Дачан Чолош, Румыния), налогам и таможенным делам (Альгирдас Шемета, Литва). В экспертных кругах ЕС считается, что ЕНП связана с крупным лоббистскими структурами европейского ВПК, машиностроения и медиамагнатами. Во всяком случае, евронародники держат руку на пульсе экономической политики Еврокомиссии и влияют на важные решения Европарламента. Так, евронародники традиционно имеют тесные отношения с Европейской федерацией фармацевтической промышленности, Европейской ассоциацией химических концернов (BASF, Bayer, Aventis) и Ассоциацией производителей бытовой техники (Siemens, Philips, Thomson и Nokia).
Во многом успех ЕНП был связан с тем, что евронародники оказались выразителями интересов европейского среднего класса, уставшего от социально-экономических экспериментов социалистов и стремящихся к возврату старых добрых времен, когда «ничего не нужно было делать».
В основу своей программы ЕНП поставила принцип иконы немецких христианских демократов Конрада Аденауэра — «никаких экспериментов!». В условиях затянувшегося экономического кризиса основной акцент во внутренней политике и экономике ЕНП делает на постепенный сброс «чрезмерных государственных социальных обязательств», возврате «старой» Европе статуса главного модератора континента, формирование новой парадигмы атлантизма, позволяющей ЕС «дружить» с Россией газопроводами, сохранять американское военное присутствие и не беспокоиться о хард-безопасности (защите от прямых военных угроз).
В этом дискурсе и формируется политика ЕНП в отношении стран-соседей. Евронародники играют важную роль в провайдерстве евроинтеграционных устремлений таких стран, как Украина, но до определенного предела. Начнем с того, что наши первые правые партии установили идеологические отношения с Христианско-демократическим интернационалом еще в далеком 1989 году, а представительство немецкого Фонда Конрада Аденауэра (структура ХДП Германии) было открыто в Киеве в 1994 году. Наибольшее внимание к процессам в Украине евронародники уделяли в 2002–2004 годах, когда площадка фракции ЕНП в Европарламенте стала ключевым инструментом продвижения украинских оппозиционных сил. Можно вспомнить ряд резонансных визитов Виктора Ющенко в качестве лидера оппозиции в Брюссель, европейские турне спикеров «Нашей Украины» и БЮТ. В 2005–2006 годах ЕНП стала внешнеполитическим стимулятором объединения команд Ющенко и Тимошенко, а представители евронародников выступали чуть ли не в качестве модераторов внутриукраинского межпартийного диалога в «оранжевом» лагере. Значительную политическую поддержку оказывала ЕНП Юлии Тимошенко в качестве кандидата в президенты Украины, а председатель евронародников в Европарламенте Жозеф Доль и президент ЕНП Вильфрид Мартенс неоднократно публично делали комплименты главе БЮТ. «Батькивщина» в лице экс-вице-премьера по евроинтеграции Григория Немыри фактически сумела убедить ЕНП, что единым кандидатом от демократических проевропейских сил может быть только Юлия Владимировна. Это привело даже к нескольким скандалам, связанным с демаршами команды Виктора Ющенко, тоже надеявшегося на лояльность евронародников.
Сегодня «Народный Союз «Наша Украина», Всеукраинское объединение «Батькивщина» и Народный Рух Украины имеют статус наблюдателей в Европейской народной партии. Однако после выборов в Европарламент в 2009 году «Батькивщина», по сути, оказалась в роли единственного приоритетного партнера ЕНП в Украине.
Несмотря на то что евронародники являются фактической правящей партией в Евросоюзе, их лоббистская деятельность в Украине незначительна. За исключением известных фактов неформальных встреч между украинскими бизнесменами и представителями европейских деловых кругов, организованных как при содействии фракции ЕНП, так и отдельными евродепутатами в странах ЕС, эксперты затрудняются назвать конкретный взаимный интерес. В то же время ЕНП достаточно активна в вопросе защиты интересов европейских компаний, работающих на украинском рынке (в том числе европейских банков). Пример тому — жесткая позиция Еврокомиссии и членов ЕНП в европарламенте в переговорах Украины с МВФ по части так называемых НДС-облигаций, предполагающих возврат НДС европейским компаниям не в виде живых денег, а в качестве ценных бумаг. Евронародники лоббируют возврат НДС именно деньгами и оказывают давление на свои правительства и Еврокомиссию в этом вопросе.

08.07.2010
ВИТАЛИЙ КУЛИК, директор Центра исследований проблем гражданского общества

Коментувати



Читайте також

Це майданчик, де розміщуються матеріали, які стосуються самореалізації людини, проблематики Суспільного Договору, принципів співволодіння та співуправління, Конституанти та творенню Республіки.

Ми у соцмережах

Напишіть нам

Контакти



Фото

Copyright 2012 ПОЛІТИКА+ © Адміністрація сайту не несе відповідальності за зміст матеріалів, розміщених користувачами.