Аналітичне інтернет-видання

Фондовые рынки России и Украины: совместимость вожможна

konstytutsiya-ukrayiny-e1561708787475-1

Александр Скрипник, эксперт Центра исследований проблем гражданского общества

Большинство проблем которые возникают в сфере продвижения украинского капитала в России и наоборот – российского капитала в Украине, связанны с непрозрачностью информаци о финансовом состоянии российско-украинских акционерных обществ.

Первым шагом на пути преодорления препятствий стало подписание 18 сентября 2002 г. "Меморандума о взаимопонимании" между Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку Украины и Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг России.

По словам председателя Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Украины Украины Олега Мозгового, «подписание меморандума стало результатом трехлетних переговоров о сотрудничестве в сфере регулирования рынков ценных бумаг. На фоне тенденций к интернационализации, которые стали доминирующими в мире в последнее время, возникает необходимость скоординированных действий по регулированию, надзору и борьбе с правонарушениями на фондовых рынках. Налаживание тесного сотрудничества между комиссиями по ценным бумагам Украины и России является особенно актуальным с учетом традиционно активных украинско-российских отношений и схожести развития данного сегмента финансового рынка в обеих странах. Обе комиссии подчинены непосредственно президентам наших стран. Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку - это орган исполнительной власти».

На сегодняшний день рынок ценных бумаг Украины - это сложившийся сегмент финансового рынка, включающий все элементы инфраструктуры, присущие рынкам ценных бумаг развитых стран. Сегодня в нашей стране функционирует 36 тысяч акционерных обществ, из которых приблизительно треть составляют акционерные общества открытого типа. В результате приватизации 19 миллионов украинских граждан стали акционерами промышленных предприятий.

Непосредственно фондовый рынок Украины представлен 814 лицензированными торговцами ценными бумагами, 7 фондовыми биржами, 2 внебиржевыми торгово-информационными системами, 10 саморегулирующимися организациями (СРО).

Работу инфраструктуры фондового рынка обеспечивают 369 лицензированных регистраторов, 78 хранителей, 2 депозитария ценных бумаг. В первом полугодии 2002 года на фондовом рынке было осуществлено сделок с ценными бумагами на сумму 24,2 миллиарда гривен (приблизительно 4,5 миллиарда долларов), при этом организованный рынок не превышает 10% общего объема сделок. Капитализация фондового рынка Украины на начало этого года составила 57,8 миллиарда гривен, или 27% ВВП.

К основополагающим законодательным актам, регулирующим украинский рынок ценных бумаг, относятся законы "О государственном регулировании рынка ценных бумаг", "О ценных бумагах и фондовой бирже", "О национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг в Украине", "О фондах совместного инвестирования", "Об обращении векселей в Украине". В целом законодательная база по регулированию рынка ценных бумаг уже сформирована, хотя совершенствование законодательства происходит постоянно.

Кроме этого вносятся изменения в действующие законодательные акты, которые направлены на повышение роли фондового рынка в экономике Украины, развитие системы регулирования, защиту прав инвесторов.

Меморандум о взаимопонимании между Комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку Украины и Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг России фиксирует намерения развивать и укреплять сотрудничество между сторонами путем обмена информацией и осуществления скоординированных регулирующих действий с целью содействия эффективному развитию рынков ценных бумаг Украины и России.

Подписание меморандума было инициировано в 1998 году в рамках двусторонней программы экономического сотрудничества между Украиной и Российской Федерацией на 1998-2007 годы. В подготовке текста документа принимали участие многие министерства и ведомства обеих стран. Это дипломатический документ, который, с одной стороны, не предполагает жестких обязанностей друг перед другом, а с другой - открывает возможность более тесного и эффективного сотрудничества между сторонами. Крайне важно сегодня обеспечить доступ к информации о финансовом состоянии российских и украинских акционерных обществ. Во всех странах мира такая информация предоставляется бесплатно. Инвесторы обеих стран должны знать о финансовом состоянии акционерного общества страны-нерезидента.

На данном этапе важно создать правовую базу, которая бы регулировала отношения между комиссиями с целью защиты прав инвесторов. Подписание меморандума - это начало нового уровня общения между регулирующими органами наших стран в этой сфере.

В различных странах национальные законодательства, включая законодательство в сфере регулирования рынка ценных бумаг, развивались по различным моделям, с учетом национальных особенностей. Учитывая наметившуюся в последнее время в мире тенденцию к интеграции и позитивный опыт Европейского союза, участники которого работают над созданием единого рынка, одной биржи, проводят унифицированную кодировку ценных бумаг, можно говорить о перспективах интеграции рынков ценных бумаг в странах СНГ. И этот процесс уже идет - в качестве примера можно привести разрабатываемый модельный закон СНГ о ценных бумагах. Тем не менее это процесс длительный, требующий учета национальных особенностей развития рынков ценных бумаг каждой из стран, национальные законодательства о фондовых рынках которых уже сформированы.

Проникновение российских компаний на украинский рынок явление больше позитивное, чем негативное. Есть инвестиции, которые ставят под контроль предприятие и его управление. Если пришел прямой инвестор, у него контрольный пакет, но мы ставим условие, чтобы он не смог перепрофилировать предприятие или его закрыть как конкурента.

По словам председателя Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Украины Олега Мозгового, «правительство Украины - за портфельных инвесторов, которые не ставят задачу приобретения контрольных пакетов, а участвуют в получении прибыли, управлении предприятием, получении дополнительных доходов. Мы не можем сегодня сказать, сколько пришло на Украину российского портфельного капитала, так как и в России, и на Украине достаточно много неорганизованного рынка».

Зачастую россияне работают через украинских квалифицированных специалистов, которые, в свою очередь, работают на комиссионной основе, приобретая для российских бизнесменов ценные бумаги украинских предприятий. То же самое происходит на российском рынке, когда украинские компании пользуются услугами российских брокеров. Это и есть профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг.

В то же время, ведется работа по созданию интеграционных механизмов в рамках фондового рынка всего СНГ. Так, еще в сентябре 2002 года в Брюгге (Бельгия) состоялось общее собрание Международной ассоциации бирж стран СНГ (МАБ СНГ), в котором приняли участие руководители 20 ведущих валютных и фондовых бирж из 9 государств Содружества. Участники обсудили ход реализации программы мероприятий по интеграции финансовых рынков, целью которых является создание общих механизмов функционирования валютных и фондовых рынков стран СНГ. В частности, собрание МАБ СНГ поддержало инициативу Украины о создании международного депозитарного центра, открытого для вступления в его систему бирж и депозитариев стран СНГ, а также предложения о реализации пилотного проекта создания интегрированного валютного рынка России и Казахстана.

Руководители валютных и фондовых бирж стран СНГ обсудили процесс формирования единого финансового пространства в рамках СНГ. В докладе, сделанном председателем Совета МАБ СНГ Александром Захаровым, отмечалось, что «главная идея состоит в том, чтобы создать общее информационно-торговое поле для операций с национальными валютами и ценными бумагами и объединить его с общими правилами государственного регулирования».

На протяжении 2002-2003 гг. важным направлением работы МАБ СНГ является содействие в разработке механизмов инфраструктурного и технологического обеспечения интеграции. Создается объединенная систему СНГ по торговле ценными бумагами на базе национальных фондовых бирж и единых технологических стандартов. Эта система может стать ядром будущего единого финансового пространства СНГ.

Еще одной серьезной задачей является построение надежных и эффективных систем трансграничных расчетов по типу действующих в ЕС систем ТАРГЕТ и Европейской банковской ассоциации (ЕБА). В России уже есть опыт разработки и эксплуатации современных интегрированных платежных технологий, одна из которых используется ММВБ для расчетов в 9 часовых поясах в реальном времени. Эта система стала основой для создаваемой в настоящее время совместно Hewlett Packard и CMA системы клиринговых расчетов для Национального Банка Азербайджана. Данная технологическая база может быть с успехом использована для создания эффективной и надежной системы трансграничных расчетов в рамках СНГ.

Необходимо также создание интегрированных учетных и расчетных систем в рамках СНГ под эгидой одного (общего, международного) депозитарного центра, учредителями которого могут выступить действующие депозитарии и ведущие биржи стран СНГ. Полномасштабная реализация проекта по созданию международного депозитарного центра потребует решение следующих задач:

· определение единых правил (стандартов) учета и регистрации прав собственности на ценные бумаги;

· определение единых правил (стандартов) документооборота, в том числе стандартов передачи информации по сделкам с ценными бумагами;

· приведение всех правил (стандартов) в соответствие с международными стандартами ISO;

· создание единого пространства депозитарных услуг;

· подготовка высококвалифицированных специалистов для финансового сектора экономики обеих стран (по предложению Украины возможно создание Международного финансового университета в Крыму).

На первом этапе предполагается создать совместными усилиями украинской и российской сторон международного депозитарного центра, который объединит учетные системы России и Украины в единое информационно-технологическое пространство для обслуживания обращения финансовых инструментов. В частности, это даст возможность инвесторам, независимо от страны пребывания, оперативно, с минимальными риском и затратами осуществлять инвестиционные операции, обеспечивая тем самым дополнительный импульс развитию национальных экономик обеих стран, повышая их конкурентоспособность на мировых рынках.

Учитывая уровень интеграции экономик России и Украины, можно реально ожидать заинтересованность профессиональных участников рынков Белоруссии и Казахстана в депозитарных услугах МЦД. Таким образом, международный депозитарный центр может стать ядром, вокруг которого впоследствии будет формироваться и развиваться рыночная инфраструктура не только России и Украины, но и Белоруссии, Казахстана, а также других стран СНГ, заинтересованных в интеграционных процессах и активно развивающих национальные рынки ценных бумаг.

С предложениями по реализации пилотного проекта интеграции валютных рынков Казахстана и России выступил президент Казахстанской фондовой биржи (КФБ) Азамат Джолдасбеков. Он сообщил, что «реализация этого проекта позволит продемонстрировать технологическую и идеологическую возможность взаимодействия стран СНГ в решении главной задачи — интеграции в целом финансового рынка, включая его валютный и фондовый сегменты».

В настоящее время идет подготовка к установке шлюзов между двумя торговыми площадками — КФБ и ММВБ, что в перспективе даст профессиональным участникам технический доступ к рынкам обеих стран. Предполагается, что с использованием этой системы они смогут на первом этапе торговать такими инструментами, как рубль-доллар, тенге-доллар и тенге-рубль. В дальнейшем такой механизм может быть использован для организации взаимного прямого доступа участников фондового рынка Казахстана и России к операциям с ценными бумагами.

В случае успеха опыт реализации проекта создания интегрированного рынка России и Казахстана может быть использован в других странах СНГ.

Справочная информация:

Международная ассоциация бирж стран СНГ (International Association of Exchanges of CIS countries) учреждена в Москве в апреле 2000 года с целью координации усилий по развитию организованных финансовых рынков в соответствии с международными стандартами. В МАБ СНГ входят 20 ведущих валютно-фондовых бирж из 9 стран Содружества, играющих ключевую роль в обслуживании взаимного финансового оборота, операций с валютой, государственными ценными бумагами, акциями предприятий.

Читайте також