Главные ошибки кампании Тимошенко

Ее кампания была самой лучшей… Штаб БЮТ проиграл в центральных областях… Гламур раздражал избирателя… она не смогла мобилизовать Центр и Запад… Но взяла максимум… Какие ошибки были допущены во время кампании? Где был еще резерв голосов?

 Согласно данным ЦВК Юлия Тимошенко отстает от Виктора Януковича на три с лишним процента. Что помешало премьер-министру получить полную победу? Какие ошибки были допущены во время кампании? Где был еще резерв голосов? Как в принципе можно оценить кампанию Тимошенко? Об этом мы поговорили с экспертами.

Денис Богуш, политтехнолог, эксперт в сфере коммуникаций:

ЕЕ КАМПАНИЯ БЫЛА САМОЙ ЛУЧШЕЙ

Если говорить о креативной, политтехнологической составляющей, то кампания Тимошенко была самой лучшей. Если бы не технологии, Тимошенко набрала бы около 20% в первом туре и 35% – во

втором. При оппоненте Януковиче – многие голосовали не за

Тимошенко, а против Януковича.

Все этапы кампании держали внимание избирателей. И хоть говорят, что она была дорога, но в президентской гонке людей обычно не раздражают траты. Они смотрят как на соревнование – кто сильнее, кто умнее, кто быстрее, кто лучше смотрится, кто кого переплюнет.

Если говорить о просчетах, то между первым и вторым туром была слабо продумана мобилизация электората. Янукович продумал, как добрать все возможные голоса. Довоз людей к участкам, голосование на дому, подкупы и стимулирование – все было организовано до мелочей. Юлия Тимошенко не делала это системно и активно, как команда Януковича. И в условиях, когда разрыв всего лишь три процента – это сыграло решающую роль.

Сергей Панченко, директор Центра социальных технологий «социополис»:

ШТАБ БЮТ ПРОИГРАЛ КИРОВОГРАДСКУЮ, ПОЛТАВСКУЮ, ЖИТОМИРСКУЮ И СУМСКУЮ ОБЛАСТИ

В целом кампания Тимошенко была проведена на профессиональном уровне, но были недоработки в Центре и на Западной Украине. Если сравнивать явку в Западной Украине в 2004-м и в 2010 годах, то разница в среднем десять процентов. Предположу, что если бы ее сторонники сумели активизировать Западную Украину, то это добавило бы полпроцента – процент к результату.

Кампания по Восточной Украине проведена успешно, но там работают стереотипы и настроения еще времен Советского Союза, которые преодолевать сложно, и надежд на Луганск, Донецк и Крым особых не было. То, что там взяли, – это, считаю, предел электоральных возможностей.

Неудачно была проведена кампания в Центре. В таких областях, как Кировоградская, Полтавская, Житомирская, Сумская, Янукович набрал намного больше по сравнению с выборами 2004, 2006 и 2007 годов. Стоит задуматься партийным функционерам БЮТ – как они провели кампанию, какие были просчеты.

Андрей Ермолаев, директор Центра социальных и политических исследований «София»:

ГЛАМУР РАЗДРАЖАЛ ИЗБИРАТЕЛЯ

Кампания Тимошенко была самой креативной, самой дорогой и при этом самой малоэффективной для избирателя. Несколько неоправданной и непонятной считают смену стратегий в период выборов. Например, кампания «ОН, ОНА, ОНИ» была на грани между тем, что принято называть политической технологией и манипуляцией общественным сознанием, потому что там явно присутствовали приемы нейролингвистического программирования. Думаю, что кампания должна стать уроком для нашей избирательной системы с точки зрения допуска и жесткого контроля за тем набором приемов, которые используют политики для формирования общественного мнения.

В любом случае, тот этап, несомненно, обеспечил Тимошенко большое внимание, задал определенную лексику избирательной кампании. Вторая волна мне кажется самой неэффективной, хотя и самой яркой, – это кампания «Тигрюля» и «С Украиной в сердце». Она была вызывающе гламурной и, по сути, вызвала негативную реакцию избирателя с точки зрения восприятия политического процесса, потому что она радикально меняла повестку, превращая политическую дискуссию в дискуссию образов и дала минимальный эффект.

Третий ее сценарий – стихийная и спонтанная технократизация кампании. Докладом накануне первого тура о новом курсе и переменах, по сути, был перехватом той повестки, с которой шли ее основные конкуренты. Такой поворот может дать эффект для кандидата от власти при одном условии: власть, декларируя новые подходы к политике, должна подтверждать их быстрыми практическими инициативами.

Результаты первого тура были достаточно прогнозируемы. Большинство избирателей, которые находятся в традиции поддержки бывших помаранчевых лидеров, суммировались.

А вот прирост около двадцати процентов по итогам второго тура во многом произошел стихийно, к ней отошли избиратели, которые голосовали не столько за Тимошенко, сколько против Януковича. И такая формула была ею предложена: «Янукович – враг». С другой стороны, это минимизировало ее успех, потому что общие настроения избирателей – против войны. За неделю до выборов многие сторонники Тимошенко понимали, что с таким подходом и с такой постоянной сменой выборных стратегий рассчитывать на победу сложно. Потому что ключевой вопрос – возвращения доверия к власти и победы власти над оппозицией – он не решает.

Виталий Кулик, директор Центра исследований проблем гражданского общества:

ОНА НЕ СМОГЛА МОБИЛИЗОВАТЬ ЦЕНТР И ЗАПАД

На мой взгляд, кампания была построена очень динамично. Основные месиджи находили отзыв у избирателя, но в части мобилизационного драйва, необходимого для получения дополнительных голосов и расширения электоральной ниши, Тимошенко сработала не полностью.

На Востоке – в Луганске и Донецке – была сделана ставка на мобилизацию ресурса, и Тимошенко, с учетом того, что это вотчина «регионалов», она получила максимум возможного. Получила – благодаря сетевым социальным инициативам, которые были реализованы штабом «Донбасс». Там она выборола граничное количество голосов.

Но в Центре Украины и крупных городах такой мобилизации не произошло. Тимошенко не удалось достучаться до тех, кто был радикально настроен против обоих кандидатов. Речь идет о научно-технической, гуманитарной интеллигенции, интеллектуалах, представителях творческих профессий, активном среднем классе. Те четыре процента, которые проголосовали «против всех» не добрала Тимошенко для победы на этих выборах. Кроме того, кампания, которая проводилась Тимошенко в Центральной Украине, не способствовала повышению явки. Была сделана ставка на «украинскость», на проукраинского кандидата, кандидата из украинской Украины. Но в Центре хотели услышать конкретные ответы на волнующие их вопросы. В 2007 году она пообещала контрактую армию и получила баснословную поддержку в Центральной Украине. Этого не произошло на этих выборах. Не было найдено реперной точки, которая бы сработала детонатором для увеличения явки. Наоборот, наблюдается снижение поддержки.

Но при этом я вижу увеличение поддержки на Востоке Украины, на укоренение политических структур Тимошенко в Луганской и Донецкой области и наличие перспектив для их политического роста.

В то же время на Западе, благодаря технологиям по снижению явки, заявлениям Яценюка и Ющенко о неподдержке обоих кандидатов, Тимошенко не смогла мобилизовать национал-демократический электорат, что также негативно обозначилось на ее результате. Кроме того, минусом я считаю то, что кампания была нелинейной. Сначала она активно выступала, критиковала Януковича и говорила о своих достижениях, а после этого произошла смена имиджа: из белой и пушистой она перевоплощается во все черное, а потом снова – умиротворение и молитва, всепрощение. Избиратель не понял таких резких движений в ее имидже, произошло позерная дезориентация: какая же она настоящая? К тому же, во время последних эфиров, когда Тимошенко не смогла ответить на конкретные экономические вопросы, оттолкнула от себя часть неопределившихся. И все это в комплексе привело к поражению.

Алексей Голобуцкий, заместитель директора Агенства моделирования ситуаций, политтехнолог:

НАДО БЫЛО РАБОТАТЬ НАД ЯВКОЙ В ЗАПАДНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ УКРАИНЕ

Кампания Юлии Тимошенко была эффективной, учитывая, насколько больше голосов она добрала во втором туре. Но ошибки были.

Надо было работать над явкой в Западной и Центральной Украине. Не стоило апеллировать к избирателям Восточной Украины. Как можно требовать максимального результата от Донецка и Луганска, где штабы работали в тылу врага? Там люди работают в состоянии прессинга, и там ожидать более высокого результата было нереально, там и так получили максимум – больше, чем в прежних кампаниях.

Учитывая, что база Тимошенко – это Центральная и Западная Украина, во втором туре надо было активнее работать со штабами, направлять усилия на повышение явки.

Владимир Фесенко, руководитель Центра политических исследований «Пента»:

ОНА ВЗЯЛА МАКСИМУМ

Результат оказался заметно выше, чем ожидали политики и эксперты, а также ее оппоненты. Потому по пятибалльной системе – это четыре с минусом.

Стратегически я не вижу кардинальных ошибок. Она взяла маскимум того, что могла взять. И преломить кампанию в свою пользу она могла только при наличии ошибок своего оппонента и его команды. А те существенных ошибок не допустили. Поэтому кардинально изменить ситуацию она не могла. Это был максимум ее возможностей. И результат, который она получила, заслуживает уважения.

Знаю, что многие критиковали смену рекламного образа после первого тура. Говорили также, что ей надо переходить на русский язык.

Но я придерживаюсь другого мнения. Распределение голосов Тигипко показало, что она действительно на максимуме. Думаю, проигрышные проценты были на финише. Именно в день голосования решалась судьба выборов. Местные штабы не доработали, не найдя масштабных нарушений на избирательных участках. То, что проиграли паритетность в избирательных комиссиях (у Тимошенко слабее административные возможности на «чужих территориях») и не смогли задокументировать масштабные нарушения, – послужило проигрышем. Судя по результатам последних дней, на руках у Тимошенко данных про такие нарушения нет.

Опрашивала Леся Дидковская. УНИАН

Коментувати



Читайте також

Це майданчик, де розміщуються матеріали, які стосуються самореалізації людини, проблематики Суспільного Договору, принципів співволодіння та співуправління, Конституанти та творенню Республіки.

Ми у соцмережах

Напишіть нам

Контакти



Фото

Copyright 2012 ПОЛІТИКА+ © Адміністрація сайту не несе відповідальності за зміст матеріалів, розміщених користувачами.