Аналітичне інтернет-видання

Гражданское общество одарили стратегией

Президент Виктор Янукович утвердил Стратегию государственной политики содействия развитию гражданского общества в Украине и первоочередные мероприятия по ее реализации

Представляя проект Стратегии, руководитель Главного управления по вопросам конституционно-правовой модернизации Администрации президента, председатель Координационного совета по вопросам развития гражданского общества Марина Ставнийчук заявила, что по многим показателям состояние гражданского общества в Украине находится на уровне других государств Восточной Европы. При этом Украина отстает в вопросах законодательной поддержки развития общественного сектора. «Поэтому важной составляющей Стратегии и Плана развития гражданского общества являются меры, связанные с эффективным сопровождением в парламенте законов, касающихся этой сферы. Речь идет о законах, касающихся общественных организаций, мирных собраний, местных референдумов и инициатив»,— сказала госпожа Ставнийчук.

Согласно документу, к 2015 г. предполагается создать благоприятные законодательные, финансовые, налоговые и организационные условия для образования и функционирования институтов гражданского общества, а также институционные возможности органов исполнительной власти и местного самоуправления для взаимодействия с институтами гражданского общества. В перспективе, к 2020 г. планируется обеспечить участие институтов гражданского общества в формировании и реализации государственной, региональной политики, создать условия для обеспечения представительства интересов граждан в органах исполнительной власти и местного самоуправления. Реализовывать Стратегию предполагается за счет средств госбюджета, а также других источников, не запрещенных законом.

Кабинет министров должен привести в соответствие с новой Стратегией свои нормативно-правовые акты. В частности, предусматривается внедрение систематических консультаций органов власти с общественностью в процессе принятия решений, заблаговременного обнародования проектов соответствующих актов на официальных веб-сайтах этих органов. Власть должна обеспечить благоприятные правовые, финансовые, налоговые и организационные условия для осуществления благотворительной, волонтерской деятельности, других форм общественной активности с целью повышения уровня гражданской культуры.

Первый шаг в контексте выполнения Стратегии уже сделан. На прошлой неделе парламент принял закон «Об общественных объединениях». Согласно новому закону, впервые предусматривается осуществление общественными организациями предпринимательской деятельности для обеспечения своего уставного капитала. Регистрировать общественные объединения можно будет бесплатно. Кроме того, ограничиваются основания для отказа в их регистрации и сокращаются сроки регистрации до семи дней. Закон устанавливает право общественных объединений на участие в работе консультативных, совещательных и других вспомогательных органов, образованных органами государственной власти и местного самоуправления. Отменены ограничения в деятельности организаций по территориальному признаку. Таким образом, общественные организации не будут делиться на местные, всеукраинские и международные.

В Брюсселе принятие закона «Об общественных объединениях» уже получило положительную оценку. Документ почти на 100% учитывает рекомендации Комитета министров Совета Европы, касающиеся неправительственных организаций. «Хорошие новости из Киева: парламент принял закон об общественных организациях. Это очень важно для гражданского общества нашего ключевого партнера в политике соседства»,— сообщил на своей странице в Twitter еврокомиссар по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефан Фюле.

Директор Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик считает, что реализовать мероприятия, прописанные в Стратегии, вполне реально, поскольку они имеют конкретную базу. «Это не лозунги, которые никто не будет выполнять. План реализации этих мероприятий более чем конкретен, потому что там прописаны конкретные законопроекты, которые необходимо разработать и принять, и другие шаги, которые необходимо сделать. Это закон о благотворительных организациях, закон о мирных собраниях и закон о местных референдумах, а также целый пакет предложений по внесению изменений в закон об органах самоорганизации населения»,— сказал «i» эксперт.

При этом господин Кулик отметил, что сведение последнего варианта текста Стратегии происходило при участии ключевых организаций, специализирующихся на развитии гражданского общества. «И то, что президент принял на вооружение их предложения, свидетельствует о приоритетности вопроса. Важно также отметить, что в контексте Стратегии недавно был доработан план по имплементации инициативы «Открытое правительство»,— подчеркнул он. По словам эксперта, проблема гражданского общества в Украине долгое время находилась в зависимости от западной финансовой помощи, тогда как Стратегия направлена на создание национального донора. «Если скоро будет принят закон о благотворительности, это еще больше подтолкнет наши благотворительные фонды и доноров к финансированию общественного сектора»,— добавил он.

Между тем, политолог Александр Палий утверждает, что инициативы украинской власти, касающиеся вопроса гражданского общества, направлены на то, чтобы отвлечь внимание Европы от реальных вещей в стране. В том числе, выполнения Киевом главного требования ПАСЕ — освободить бывшего премьер-министра Юлию Тимошенко и других членов правительства из тюрьмы и дать им возможность участия в предстоящих парламентских выборах. «Все эти инициативы похожи на мероприятия для влияния на Европу, чтобы показать, что у нас в стране все нормально. То есть за счет таких символических вещей для Европы, как гражданское общество и разговоры на эту тему, власть пытается уменьшить критику по другим вопросам»,— сказал эксперт в беседе с «i».

По словам господина Палия, украинское законодательство в области проблем гражданского общества в значительной степени носит декларативный характер, так как не позволяет решать ключевые вопросы и проблемы. «В частности, влияние общества на формирование расходных частей местных бюджетов. У нас общество от вопросов контроля за коррупцией практически удалено. А это ключевой вопрос. Ведь когда происходит казнокрадство на высшем уровне, все об этом знают, но никак повлиять не могут. Кроме того, очень важно было бы получить возможность на отзыв чиновника того или иного ранга обществом, если он не соответствует своей должности. Этого у нас тоже нет»,— говорит политолог.

Читайте також