Импортные пошлины: врубай на максимум?

Осенью Украина подала в ВТО заявку на повышение до максимального уровня импортных пошлин по 371 товарной позиции. Это предусмотрено принятым в І чтении еще в мае-2012 законом №9241 об изменениях в закон «О Таможенном тарифе Украины». По данным инициаторов, всего выявлено более 2500 ставок (23,3% от общего числа), которые ниже уровня, установленного национальными обязательствами перед ВТО. Сама же возможность изменения связана с правом каждой страны — члена Организации раз в 3 года пересматривать условия своего участия (включая ввозные пошлины) «по объективным причинам». Напомним, Киев вступил в ВТО в 2008 г.

Запад ворчит

Негативная реакция Запада последовала незамедлительно. Так, начальник информационного департамента ВТО Кит Роквелл заявил, что пересмотр пошлин может «урезать» товарный импорт в Украину на $4,6 млрд, а не на заявленные Кабмином 2 млрд грн. «Если это создаст прецедент или приведет к широким аннулированиям обязательств другими членами ВТО, последствия будут еще хуже», – боится специалист. Действительно, общее сжатие мировых рынков заставляет производителей бороться за все направления сбыта, включая и второстепенные. Тем более что отечественный рынок стал для Евросоюза важным стабилизатором продаж в кризис и помогает удержаться на плаву на фоне глобальных кризисных явлений, уверяют эксперты. Отметим, в прошлом уже более 30 членов ВТО инициировали повышение импортных ставок, но ни разу перечень не был таким широким. «Посмотрим, насколько это совпадает с нашими правилами. Конечно, каждое правительство вправе требовать переговоров с целью изменения таможенных тарифов. Уверен, что члены ВТО будут пристально следить за развитием ситуации», – добавляет Роквелл.

Тревогу выразил и торговый комиссар ЕС Карл де Гухт: «Киев пытается повторно обсудить сделку с ВТО в соответствии со статьей 28 Генерального соглашения по тарифам и торговле (GATT). Но эта статья обычно применяется, когда страна хочет повысить часть ввозных тарифов в обмен на компенсации по другим. В данном же случае ставится вопрос о поднятии по всем важным товарным секторам, и компенсации невозможны». Впрочем, взамен могут быть снижены экспортные пошлины, которых в стране также немало. Так, Европа и другие развитые регионы могут быть заинтересованы в расширении поставок различного сырья.

Представитель США в ВТО Майкл Пунк заявил, что стремление украинского руководства пересмотреть пошлины может отрицательно сказаться на всей международной торговле, т.к. может появиться прием обхода препятствий для протекционизма, которые были созданы с появлением ВТО в 1995 г. Наконец, в середине октября глава ВТО Паскаль Лами отметил: решение по поводу пошлин будет зависеть от готовности Кабмина идти на взаимные уступки. «Логика в том, что если вы делаете экономику более закрытой по одной позиции, вам нужно компенсировать это открытием другой позиции», – сказал Лами.

По сегментам

Аналитики сообщают, что поданный в ВТО перечень включает такие группы товаров, как мясо, плодоовощная продукция, цветы и др. Что же до продукции «тяжпрома», то повышение пошлин может особенно повлиять на внутренние рынки авто и сельхозтехники, считает экономист и политолог Виталий Кулик. По его словам, «что касается авторынка, то импортеры еще год назад почувствовали угрозу. Да, многие потребители априори предпочитают иномарки – но теперь такая покупка станет дороже. Чем не преминут воспользоваться внутренние автозаводы, ведь их продукция будет еще дешевле по сравнению с импортом».

Тем самым, автокомпании Украины получают шанс укрепить свой бизнес, «а это важно для всего национального машиностроения. Ведь дело не только в линейке «Ланос», но и в современных моделях грузовых и тех же легковых авто, сборка которых уже много лет идет в нашей стране. И если в 2008-м доля отечественных автозаводов на рынке страны составляла около 50%, то сейчас упала до 18% – автомашины выгоднее импортировать, чем производить», – комментирует ForUm`у глава набсовета ЧАО «Еврокар» Олег Боярин (компания собирает западные марки авто). В случае прикрытия украинского авторынка от импорта выпуск популярных моделей можно будет переносить внутрь страны, за счет чего они будут дешевле, заставляя и импортеров сдерживать свои цены.

Если же говорить о сельхозтехнике, то повышение ввозных пошлин на первых порах может привести к ее подорожанию для потребителя, который на данном рынке сильно зависит от импорта. Затем этот эффект будет спадать пропорционально темпам восстановления внутреннего производства аналогов.

Также пересмотр пошлин может привести к активному импортозамещению по некоторым видам химических (фосфорные удобрения, лаки, краски), текстильных, пищевых товаров. Внутренний выпуск такой продукции можно расширить достаточно быстро.

Все у нас получится

При этом Киев должен в первую голову думать о своих собственных интересах, уверен Кулик. «Сейчас в мире реальный торговый протекционизм только растет – несмотря ни на какие ВТО и пр. Каждое государство, если оно на деле способно отстаивать свои позиции, так или иначе стремится к новым барьерам для импорта и к укреплению старых. Да, подобная политика вредна с точки зрения глобальной торговли, но сам тренд налицо», – подчеркивает специалист. Так, только в 2012 г. в мире введено около 100 новых торговых ограничений, а в целом по планете их уже более 500.

В свою очередь, в Кабмине настаивают, что заявка на повышение пошлин не нарушает обязательств перед ВТО. Первый вице-премьер Валерий Хорошковский недавно подтвердил, что Европа обеспокоена этим вопросом, «так как в кризис любая протекционистская мера вызывает тревогу. Но комиссар де Гухт согласен: мы не переступили никаких законодательных норм и действуем в рамках статьи 27, тут прямых претензий быть не может. ЕС озвучил просьбу «крайне аккуратно» продвигаться по этому вопросу, и любое дальнейшее действие будет только по итогам консультаций с нашими партнерами».

А к концу октября в Кабмине заявили, что предложения Киева по импортным ставкам поддержаны 110 государствами — членами ВТО, и на таком фоне изменения в состав предложений вноситься не будут. Так, правительственный уполномоченный по вопросам евроинтеграции Валерий Пятницкий отмечает, что «обеспокоенность к настоящему моменту выразили 27 стран Евросоюза и еще 20 стран, а остальные нас поддержали. И достаточно много стран уже начали с нами консультации по этому вопросу». Эксперт напоминает: де-факто Украина является развивающейся переходной экономикой, и уже проведенная ею либерализация доступа на внутренний рынок – весомый вклад в систему мировой торговли. По его словам, наша страна не бросает вызов традициям системы, но система имеет достаточно пространства и потенциала, чтобы воспринять корректировки отечественной торговой политики.

Аналитики беспокоятся, что один из главных рисков тарифной индексации – это ответные меры влиятельных стран. Сегодня Евросоюз, США и другие сильные игроки очень неохотно идут на послабление защитных мер против украинского импорта. Среди исключений – недавнее сокращение Брюсселем антидемпинговых пошлин на ввоз бесшовных стальных труб группы «Интерпайп». Впрочем, еще год назад премьер Николай Азаров сделал оговорку: предложения по импортным тарифам не будут затрагивать вопросы, касающиеся зоны свободной торговли с ЕС.

Итак, пересмотр пошлин несет в себе ряд позитивов, в частности, рост бюджетных поступлений на миллиарды гривен, а также укрепление влияния Киева в международной торговле (ввиду эффективной защиты своих экономических интересов). Но параллельно нужно предпринять меры по нейтрализации возможных рисков, начиная с возможных контрмер заинтересованных стран.

Андрей Боярунец, «ForUm»

Коментувати



Читайте також

Рекомендації

Це майданчик, де розміщуються матеріали, які стосуються самореалізації людини, проблематики Суспільного Договору, принципів співволодіння та співуправління, Конституанти та творенню Республіки.

Ми у соцмережах

Напишіть нам

Контакти

Фото

Copyright 2012 ПОЛІТИКА+ © Адміністрація сайту не несе відповідальності за зміст матеріалів, розміщених користувачами.