НОВАЯ КОНСТИТУЦИЯ — КЛЮЧ К УСПЕШНОЙ УКРАИНЕ
Александр Кочетков, аналитик, для «Хвилі»
Украина напоминает альпиниста, висящего на горном уступе. Либо сумеет подтянуться и выберется на ровную площадку. Либо сорвется. Но просто висеть уже невозможно — силы на исходе.
Выбраться помогут новые правила общественного устройства. Единые и равнообязательные.
Лично у меня была изрядная надежда, что после удивительной самоорганизации Революции Достоинства процесс очищения и обновления страны запустится автоматически. Ну, как человек после инсульта сам бросает пить-курить, начинает правильно питаться. О Боге вдруг вспоминает.
Украинское общество было готово к перезагрузке. И даже олигархи понимали, что долги державе придется возвращать.
Однако главные общественные камертоны — Президент и премьер-министр — задали настолько фальшивую петушиную ноту, что разнообразное ворье и жулье при власти облегченно выдохнуло, мгновенно смекнув — правила игры меняться не будут. Только хозяева коррупционных схем, но не сами схемы.
И каждый из нас, увы, приведет множество случаев, как последовательно искореняется тот самый живительный для страны, но чуждый власти дух Майдана.
Основные нормы общественного устройства задает Конституция Украины. У нас ее значение гиперболизируют в обе стороны: либо считают панацеей, либо пустой декларацией.
На самом деле, Конституция — форма общественного договора, учитывающая национальные, ментальные, исторические предпочтения граждан, что позволяет выстроить долговременную основу совместного проживания и эффективного развития. Ключевое слово — долговременную, не зависящую от текущей конъюнктуры.
Как имевший непосредственное отношение к принятию Конституции Украины 1996 года, утверждаю: она имеет изначальный изъян, неустранимую родовую травму, не позволяющую полноценно выполнять свое предназначение. Последующие редакции проблему только усугубляют.
Участники процесса подтвердят: Конституционный договор и выросшая из него Конституция были продуктом противостояния Верховной Рады и администрации Президента. Персональными носителями противостояния выступали А.Мороз и Л.Кучма. К примеру, в текст 1996 года не попала администрация Президента, что выражало отношение депутатов к ненавидимому ими главе АП Д.Табачнику.
Но главное, что та Конституция фиксировала уже сложившееся в Украине распределение власти и ее организационную форму, унаследованную от Союза.
Кучма как бывший гендиректор завода искренне считал премьер-министра главным инженером, своим помощником по экономике, не более. Поэтому и настоял на своем приоритетном праве снимать и назначать премьера.
Во всем остальном — аналогично. Генпрокурор — помощник Президента-директора по законности. Глава СБУ — помощник по безопасности. Министр информации — глава заводской пресс-службы. И так далее.
Верховная Рада, как смогла, внесла в Конституции свои рычаги влияния на власть, в основном, через зависимость Кабинета Министров от бюджета, парламентского вотума недоверия и т. д. То есть, первая Конституция Украины была продуктом персонализированного компромисса между ветвями власти. Компромисса сиюминутного, ни на какое будущее, естественно, не замахивающегося.
И, уж тем более, не претендующего на консенсус меж различными социально-экономическими группами, составляющими Украину.
В 2004 году Кучма особо не скрывал, что не считает ни В.Ющенко, ни В.Януковича готовыми к управлению державой. Поэтому и затеял свою конституционную реформу, предусматривающую переход к парламентско-президентской республики с резким уменьшением президентских полномочий.
Кстати, Кучма считал эту реформу одним из своих главных вкладов в сохранение Украины.
Но, опять таки, речь шла о подгонке Основного Закона под скверный расклад в политикуме, когда на главу державы претендовали сельский бухгалтер и бывший уголовник. Соответственно, Ющенко эту реформу принял, Янукович под себя отменил, после Революции Достоинства все вернули обратно.
И вот теперь П.Порошенко, опять таки под давлением текущих обстоятельств, затевает очередную перекройку многострадального Основного Закона, под лозунгом децентрализации протаскивая «особый статус» чуждого Украине прокремлевского и «совкового» Донбасса. А под шумок намеревается усилить свои полномочия префектами и прочими новациями.
Постыдная сиюминутность, обслуживание меркантильных интересов власти — вот тот родовой изъян нашей Конституции, который, в том числе, обрекает Украину на роль объекта, а не субъекта геополитики. И не допускает формирования цивилизованной процветающей современной державы.
Простейший пример. Сейчас ближайшее окружение Президента Порошенко публично обвиняется в коррупции и даже пособничестве представителями режима Януковича. По Конституции, расследовать эти обвинения должен Генеральный прокурор. Который, по той же Конституции, выдвигается на должность Президентом Украины.
Кто-то может представить, чтобы Петр Алексеевич взял в руки серп и добровольно занялся членовредительством?!
А как в тех же Штатах? Вспомните, как там начинается любой суд: «Народ против Джона Доу». Или «Народ против корпорации «Рога и копыта». Или «Народ против Президента США». Народ! Прокуроры и судьи там избираются народом и поэтому защищают его интересы, с великим энтузиазмом раскручивая любое дело по злоупотреблениям власти.
Юридических тупиков, подобных приведенному, в нашем Основном Законе предостаточно. Зато насчет условий для приложения способностей всех и каждого в рамках совершенствования Украины там одни декларации.
Поэтому нам предстоит сделать то, что полагалось бы сделать сразу после Революции Достоинства: обнулить и полностью перезапустить государство. Начав с Конституции, с принятия продуманных и перспективных правил украинского общежития, не проституируя под извращенные капризы сегодняшних властителей.
Нам необходима Конституция Украины 2030 года, как минимум.
Главный критерий — работоспособность и сбалансированность государственного механизма.
Главное условие — новая Конституция должна разрабатываться снизу, а не насаждаться сверху.
Это единственная возможность мирным путем избежать краха державы с неизбежными хаосом, кровопролитием и дезинтеграцией.
В Украине уже работает множество инициативных волонтерских групп по разработке новой Конституции, принять которую должно Конституционное Виче или подобная Конституанта. И уже выработаны два десятка конституционных положений, на которых сходятся участники процесса.
Это, в частности, приоритет прав гражданина над правами государства. Презумпция невиновности гражданина и презумпция виновности государственного служащего, пожизненное заключение государственного служащего за коррупцию в особо крупных размерах.
Наличие самостоятельного и ответственного Кабинета Министров. При этом Президент должен ограничиться функцией арбитра, как в футболе: сам не пинает мяч, но пресекает всякое нарушение правил.
Работоспособные балансы ветвей власти, рынок аренды земли вместо рынка продажи земли, профессиональная армия по современным стандартам, система резервной армии и территориальной обороны и ряд других позиций.
Разрабатываемый Основной Закон в обязательном порядке обязан учитывать и гармонизировать естественные интересы всех значимых социально-экономических групп — крестьян, наемных рабочих, госслужащих, бизнесменов, в том числе, крупного бизнеса. Да-да, интересы пресловутых олигархов тоже необходимо принимать во внимание, но ставить их в зависимость от интересов общества. Иначе крупный бизнес начнет противодействовать исподтишка, и вместо гармонизации мы получим новые метастазы сепаратизма.
Юристами-конституционалистами уже выработан алгоритм запуска общенационального легитимного конституционного процесса, а не позорного фарса, протягиваемого ныне через Верховную Раду без участия носителя власти — народа Украины.
Главная задача на сегодня — рабочее взаимодействие и координация всех, кто занят разработкой проектов новой Конституции. Если не смогут договориться и объединить усилия энтузиасты и патриоты, то чего ждать от корыстолюбивых амбициозных политиков?
В этом случае возвращаемся к началу статьи: падение альпиниста в пропасть — зрелище, конечно, впечатляющее. Но не долгое. И с гарантированно фатальными последствиями для упавшего.
2015 г